Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Катышева Антонина Александровна

            Через музыку, пейзажную живопись, поэзию  почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства. Понаблюдать, как одно и то же явление природы – осень – изображали композиторы, художники и поэты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_osen.doc75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок во 2 классе

по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.

Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: Пушкина, Бунина;

совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;

 развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;

помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Тема урока.

Звучит музыка «У природы нет плохой погоды».

Учитель: Здравствуйте дети, дорогие гости! Сегодня у нас необычный урок. Мы в гостях у времени года. «Какого?» - спросите вы. А вот отгадайте:

- Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать,

Солнцу - стынуть,

Ветру - злиться,

Нам с тобой – идти учиться.

- Правильно, это осень. Мы в гостях у прекрасной осени. Так о ней отозвался великий поэт: «Унылая пора! Очей очарованье!»

Это тема нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись, поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства. Понаблюдаем, как одно и то же явление природы – осень – изображали композиторы, художники и поэты.

- А каких поэтов знаете вы?

- Сегодня дети представят нам музыку, живопись, поэзию.

Природа. Её рисовали, о ней сочиняли стихи, музыку. У художников – краски, у композиторов – звуки, у поэтов – слова.

Сейчас послушаем, какой изображали осень поэты.

Маша:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются

Там, на дне долин

Вянущих рябин.

Батыр:

Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

- Какой период осени показал автор?

- Унылая пора! Очей очарованье!

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум

И свежее дыханье.

- Как вы представляете пышное увяданье? (богатство красок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Какой литературный прием использует автор?

Вывод: Сейчас мы с вами услышали, как изобразили осень разные поэты, но в стихах есть общее – это любовь поэта к природе родной земли.

-А теперь Осень зовет нас с Вами в импровизированную картинную галерею на выставку картин об Осени. Экскурсоводы, в путь!

Андрей:

Это творчество учеников нашего класса. Такой мы видим Осень.( чуть-чуть заострит внимание). Мы не художники, но как знать, может среди нас появятся в будущем великие. На своем рисунке я изобразил.

Учитель: 

Многие художники с огромной теплотой и любовью писали нашу скромную, исполненную яркой прелести русскую природу. Среди них был художник-пейзажист И. И. Левитан.

Коля:

И. И. Левитан жил в конце прошлого века. Современники называли его поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 рисунков, эскизов.

Павлик: 

Самая известная картина «Золотая осень».

Учитель: 

Здесь представлены еще другие картины Левитана. Их объединяет одно - золото осени.

Вывод: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но на какой - то миг установится сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостность. Именно это ощущаешь, глядя на эти замечательные полотна.

 Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года».

Наташа: 

Чайковский обладал удивительно сильным чувством природы. Мало сказать, что П. И. Чайковский страстно любил природу, он её обожал.

Марьям: 

«Времена года» Чайковского – это сборник пьес, разных по характеру и содержанию. Пьес 12, как и месяцев в году. Музыка рисует картины быта и природы, передает настроение человека  в разное время года.

Маша:

 Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река. Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва.

- Ребята, а песни об осени знаете? Спойте, послушаем.(Дети исполняют песню «Осень наступила» ).

- Давайте и мы поиграем.

Физминутка.

Вот и осень наступила,

Туча солнышко закрыла,

И над лесом  сделав круг,

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают,

В щель букашки заползают.

Сейчас предоставим слово нашим гостям. Это наши учителя.

Учителя исполняют романс на стихи Есенина С. А.

Вывод: Итак, сегодня мы услышали чарующие слова и звуки об осени, увидели пейзажные зарисовки, познакомились поближе с великими полотнами о природе родной земли. Чтобы эту красоту сохранить, надо любить её и беречь.

Андрей: 

У природы живые краски.

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

Павлик:

 Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.

Учитель:

Осенью отмечается праздник – День урожая. Ведь осенью люди собирают последние дары природы. Сегодня сама матушка – Осень у нас в гостях.

Осень: 

Здравствуйте, гости дорогие! Я не с пустыми руками, я загадки про осень принесла.

- У какого зверька в листопад появляются детеныши? (заяц)

- Не бьёт, не ругает, а все от него плачут. (лук)

- Сидит барыня на грядке, вся во множестве заплаток.(капуста)

- Хорошо загадки отгадываете, спасибо. Сейчас я вас угощу. Сентябрь холоден, да сытен. Угощайтесь, гости дорогие!(Осень угощает гостей фруктами).

Мы в осени как в сказке будем жить.

Тужить не будем о прошедшем лете.

Порою этой будем дорожить,

Как каждою на этом белом свете.

Провел учитель начальных классов 1 категории Катышева А. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...

праздник "Унылая пора! Очей очарованье..."

Праздник Осени для 1-2 классов с использованием межпредметных связей (стихов об осени русских поэтов, народных примет, загадок). Гости на празднике - Осень и осеннние месяцы....

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!» УМК Гармония. Урок-путешествие...

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!...

Праздник "Унылая пора! Очей очарованье!"

Познавательное мероприятие на котором обучающиеся повторяют осенние месяцы, узнают о приметах и признаках осени в игровой форме....

"А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»" №1

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по ...