Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!» УМК Гармония. Урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee_nastroenie.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Обобщающий урок по теме : Осеннее настроение. («Унылая пора! Очей очарованье!»)
Учитель: Корниенко А.В.
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о произведениях, с которыми они познакомились в разделе.
Задачи: обобщить читательские представления учащихся об осенних изменениях в природе, поэтических картинах природы, настроении писателей и поэтов, которое в них отражено, об авторах, которые пишут на тему «Унылая пока! Очей очарованье...», о художественных произведениях разных жанров, раскрывающих эту тему;
формировать навыки чтения и правильного произношения русских звуков; обогащать лексику детей словами, обозначающими состояние и настроение;
содействовать развитию устной речи учащихся, воображения, образного мышления; создать условия для развития читательских умений определять эмоциональное настроение произведений, представлять себе картину и рассказывать о ней;
содействовать воспитанию любви к природе родного края, бережного отношения к ней.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: сказка-путешествие.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На доске изображение камня с надписью:
Налево пойдёшь – богатство найдёшь.
Направо пойдёшь – что утеряно, вернёшь.
Прямо пойдёшь – мудрость найдёшь.
- Ребята, посмотрите, какой необычный камень нарисован у нас на доске. Давайте прочитаем, что на нём написано. (Дети вместе с учителем читают надписи на камне.)
- А сейчас выберите для себя то направление, по которому вы хотели бы пойти, и покажите его при помощи стрелок.
(Ребята показывают направления)
- Мне приятно, что все вы выбрали правильное направление, ведь именно на уроках мы стараемся познать мудрость жизни. Я надеюсь, что и сегодняшний урок литературного чтения подарит нам частицу этой мудрости.
II. Сообщение темы и задач урока. Создание ситуации успеха.
- И не случайно мы с вами сегодня оказались у этого камня, ведь он приглашает нас совершить удивительное путешествие. А вот куда будет это путешествие, вы узнаете, прослушав сказку.
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и ... капризной. Часто меняла своё настроение. В заколдованном мешочке (показ сумочки, украшенной аппликацией "осенней гаммы") хранила она свое главное сокровище - волшебную палочку. (Из сумочки извлекается большая мягкая кисть, обвитая парчовой золотой ленточкой.) Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)
Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?
(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.)
Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным толстым одеялом, а весной отправлялась на далекий ледяной и большой остров Гренландия. Все лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной королевы. Может быть, вы даже знаете, как ее зовут?
Конечно, Снежная королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.
Так было и в этом году, мы все с вами могли любоваться удивительной красотой волшебницы Осени, но в одну страну Погодию Осень так и не пришла. И вот именно туда мы с вами сегодня и отправимся, попробуем принести осеннее настроение жителям этой страны. А в этом нам помогут ваши знания, которые вы приобрели, изучая раздел учебника «Уж небо осенью дышало...». Сегодня у нас с вами обобщающий, заключительный урок по этому разделу. Мы должны вспомнить изученные произведения и их авторов.
- Ну что, отправляемся в путешествие? (Да)
- Тогда повторите за мной следующие слова:
Нам не страшны любые испытания,
Вперёд, друзья, проверим свои знания!
III. Речевая разминка
Остановка «Разминка»
Педагог достаёт сюрприз - "осенний волшебный мешочек", наполненный отсыревшими листьями, и просит "поймать тишину". В тишине очень выразительно прозвучит шорох сухих листьев:
- О чем шепчутся листья с Осенью в лесу?
- Вспомните, как пахнет осенняя листва?
- Медленно вдохните «запах Осени»... (под музыку дети делают медленные вдохи и выдохи)
- Назовите звуки «осенних листьев». (ш, с, х)
- Как шуршат сухие листья? (тихо)
-Попробуйте и вы также тихо прочитать следующее стихотворение:
Шумят и шумят камыши,
Шумят о прошедшем тепле.
Пожелтели, пожухли в тиши
Камышинки на жёлтом стебле.
- Мы с вами сказали, что у Осени, как и у людей, бывает разное настроение. Попробуйте и вы прочитать одно и то же стихотворение, но так, чтобы у нас возникли разные по настроению картинки осенней природы. А определить нужную интонацию нам помогут цвета. (Карточки «Цветное настроение)
(Дети по очереди выходят к доске и достают из коробочки листочки разного цвета, каждый из которых обозначает определённое настроение, чувство. Например, красный – радость, зелёный – тоска, грусть, серый – равнодушие, чёрный – страх, ужас и т. д.. Остальные ученики пробуют «отгадать» это настроение)
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов облетели.
V. Работа по теме урока.
Остановка «Викторинка»
(Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий на карточках.
Из какого произведения взят отрывок?
- Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(«Осень» К. Бальмонт)
- Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весной прорвала вода построенную бобрами большую плотину...
( «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)
-Славная осень! Здоровый, ядренный
Воздух усталые силы бодрит!
(Н.А.Некрасов)
-Зверь, отважный, по неволе
Скрыться где-нибудь спешит
(М.Ю.Лермонтов Осень)
-Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
(К.Паустовский Барсучий нос)
Остановка «Мудрая»
(Работа в парах)
- Из предложенных слов вы должны составить пословицы и поговорки об осени, объяснить их смысл.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Сентябрь холоден, да сыт.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Ноябрь – зиме родной брат.
Осень – запасиха, а зима – подбериха.
Осенью и воробей богат.
Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
Остановка «Образная»
(Учитель надевает на голову венок из осенних листьев)
- Представьте, что я – осень. Попробуйте описать меня. Какая я? Для этого вспомните, как описывали осень авторы в своих произведениях.
(Дети по очереди называют слова-эпитеты (образные слова) к слову ОСЕНЬ)
Остановка «Игровая»
Птицы и НЕ птицы.
Зачитываю ряд слов, если названа птица-ребята машут руками, как крыльями, а если упомянута не птица-должны присесть. Тот, кто ошибается-выбывает.
Ряд слов: стол, голубь, корзина, доска, бегать, деревянный, орел, степь, книга, осень, журавль, страус, класс, мороз, кенгуру, снегирь, листья, дерево, ветер.
Станция «Поэты об осени».
Предложены 2 комплекта портретов поэтов, необходимо выбрать тех авторов, произведения которых изучили в этом разделе.
(Бальмонт, Тютчев, Фет, Паустовский, Пушкин, Лермонтов, Толстой А, Некрасов )
VI. Обобщение материала.
- Вои и пришли мы с вами в страну Погодию. Принесли жителям этой страны осеннее настроение. Думаю, теперь они будут знать, какое волшебство приносит в мир своим появлением Госпожа Осень.
- Каждое время года хорошо по-своему. А осень мы привыкли видеть яркой, прекрасной с разноцветными осенними красками. И эту красоту нам помогли увидеть писатели и поэты, с которыми мы и познакомились, изучая раздел.
- Какое произведение из этого раздела вам понравилось больше всего? Почему?
- Продолжите фразы:
Изучая этот раздел, я узнал ...
Я хотел бы ...
VII. Домашнее задание. Его инструктаж.
- Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Стихи и рассказы об осени вы уже писали, теперь попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к любому произведению из пройденного раздела
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.
Каждому ученик предложено выбрать свое осеннее настроение урока: березовый лист-отличное, кленовый-хорошее и дубовый-печальное.)
- Поделитесь своим впечатлением от урока. Если урок вам очень понравился, и вам было интересно на нём работать, то прицепите на страну Погодию березовый листочек, если урок вам не во всём понравился и вы хотели бы в нём что-нибудь изменить, то повесьте кленовый листочек. Ну, а если этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите дубовый листочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"
презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...
праздник "Унылая пора! Очей очарованье..."
Праздник Осени для 1-2 классов с использованием межпредметных связей (стихов об осени русских поэтов, народных примет, загадок). Гости на празднике - Осень и осеннние месяцы....
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.
Через музыку, пейзажную живопись, поэзию почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства...
Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!
Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!...
Праздник "Унылая пора! Очей очарованье!"
Познавательное мероприятие на котором обучающиеся повторяют осенние месяцы, узнают о приметах и признаках осени в игровой форме....
"А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»" №1
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по ...