Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartiny_zimney_prirody_v_lirike_a.docx | 25.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина
(«Зимний вечер», «Зимнее утро»)
Интегрированный урок
(литературное чтение, музыка)
4 класс
Цели. Совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом, обогащать словарный запас учащихся, продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные записи, синтезатор, ноты.
Предварительная подготовка учащихся к уроку: на предыдущем уроке была организована работа по подбору поэтических текстов и выполнены эскизы по произведениям Пушкина, в которых звучит тема природы.
Музыкальный ряд:
П.И.Чайковский "Времена года" «Осенняя песня»
П.И.Чайковский «Зимнее утро»
П.И.Чайковский « У камелька»
М. Яковлев «Зимний вечер»
Ход урока.
Сегодня мы продолжаем экскурсию по временам года, которые так любил воспевать А.С. Пушкин. На прошлом уроке мы знакомились с отрывком из стихотворения «Осень», в котором поэт описывает свое отношение ко всем временам года.
Какое самое любимое время года А.С. Пушкина?
Ответы детей: осень. (Слайд 1)
Почему осень – любимое время года поэта, как он объясняет это в своем стихотворении?
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной…
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Послушайте, как в одной песне меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, тишину, покой и печаль. А вторая?
Послушайте песню для фортепиано П.И. Чайковского. Почему композитор назвал ее «Осенняя песнь»?
Звучит музыка.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса --
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят -- я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн -- таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)
Какие времена года вызывают отрицательные эмоции у поэта?
я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь -- весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Хотя Пушкин не всегда так категоричен. Есть у поэта строки о весне, которые несут несколько иную эмоциональную окраску:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя --
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
К какому времени года А.С. более благосклонен?
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны…
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?.. (Слайд 2)
Постановка цели.
У. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов.
Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом А.С.Пушкин.
Учитель обращается к портрету А.С.Пушкина.(Слайд 3)
Подготовка к восприятию стихотворения.
«Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…»
Давайте попробуем в мир поэта.
Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»(Слайд 4)
XIX век. Михайловское. Вот домик няни Пушкина
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Домик няни Арины Родионовны» (Слайд 5)
Зима. Вечер. В окне горит свет. Давайте побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина. Послушаем фортепьянную пьесу П. И. Чуковского« У камелька» из альбома «Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор поэта и няни.
« У камелька»
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна»(Слайд 6)
Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…
Чтение стихотворения.
Учитель наизусть читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»(Слайд 7)
Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
Словарная работа.
У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?
Мгла (сумрак, темнота)
Обветшалая ( пришедшая в ветхость)
Кровля (крыша)
Ветхая (дряхлая, старая)
Лачужка (бедное, темное жилище)
Веретено (предмет для накручивания нити) (Слайд 8)
Анализ стихотворения.
Прочитайте самостоятельно стихотворение. Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Стихотворение можно разделить на три части.
Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?
Дети отвечают.
Прочитайте вторую часть стихотворения. О чем говорится ?
Дети отвечают.
Прочитайте третью часть стихотворения. О чем говорится ?
Дети отвечают.
Попробуйте подобрать синонимы к слову «буря».
Д. Метель, буран, вьюга.
Учитель вывешивает карточки со словами-синонимами.
Какой вы себе представляете бурю? Опишите.
Дети дают словесное описание бури.
В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста.
Дети работают с текстом стихотворения в учебнике.
«Завоет как зверь».
«Заплачет как дитя»
«То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
Прочитайте, какие строки повторяются о буре.
Дети зачитывают отрывок.
Каким настроением проникнуты эти строки?
Дети отвечают.
У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.
Какой вы представляете няню поэта?
Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.
Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
«Мой друг», «моя старушка», «голубка дряхлая моя», «добрая подружка».
Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Он очень любит ее, заботится о ней.
VII. Фрагмент урока музыки.
«Спой мне песню» - просит поэт няню. Долгими зимними вечерами А.С.Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и народные песни, которые она ему напевала.
Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Да, можно.
При помощи каких средств композитор пишет музыку?
Для этого они используют средства музыкальной выразительности.
Назовите их.
Темп, динамика, лад.
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения.
Прочитаем их.
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка
ТЕМП (быстрый, медленный) ДИНАМИКА (громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор) |
Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
Попробуйте тихо напеть эти строки.
Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев
Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?
Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.
Именно последняя строчка стихотворения «Сердцу будет веселей» убеждает нас, читателей, что все будет хорошо: зимняя буря когда-то закончится, и тогда на душе станет спокойнее. Не случайно данная строчка «Сердцу будет веселей» повторяется дважды, в середине и в конце стихотворения.
Очень важно и время написания: оно помогает объяснить душевное состояние поэта.
За свои стихи о свободе, А.С.Пушкин был выслан по приказу царя в с. Михайловское, в имение своих родителей. Только одна старушка, няня Арина Родионовна Матвеева, которая воспитывала поэта и преданно любила его, была с ним все время в Михайловском. Ее забота и любовь скрашивали его ссылку в деревне.
«Зимний вечер» датируется 1825 годом, когда поэт находился в ссылке, в Михайловском, под домашним арестом. На душе тогда было неспокойно, одиноко, тревожно. Поэт признавался в письмах друзьям: « Михайловское душно для меня…», « Мне скучно в деревне», « Скучно- мочи нет»,« Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство».
Несколько иное настроение в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» (Слайд 9)
Чтение стихотворения
«Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омраченное:
А стихотворение «Зимнее утро» написано в 1829 году, когда поэт чувствовал себя спокойно и умиротворенно, поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
«Зимнее утро» и «Зимний вечер»: как выражается настроение?
Стихи А.С. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха, писал П. Чайковский, - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Послушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского. Какие чувства передаёт музыка? Сравни настроение стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского.
Подведение итогов.
Каждый человек находит в Пушкине что-то своё, сокровенное. По вашим глазам было видно, как вы сумели раствориться в стихах, полюбившихся с детства.
Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству поэта, за проникновенное прочтение поэтических строк, в которых отражена природа. Творческих успехов!
Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений наизусть или написать 4-8 стихотворных строк на тему «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Рефлексия.
Выбери одно из утверждений:
Я работал на уроке много и с увлечением.
Мне было интересно, но я был не очень активен.
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен. (Слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и русского языка на тему «Портреты А.С.Пушкина, создание текста – описания»
Интегрированный урок с использованием презентации и возможности интерактивной доски eBeam...
Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"
На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема: Люблю природу русскую. Весна.
Конспект урока для учителя начальных классов. Познакомит учащихся с новым разделом; научит анализировать произведения, поможет воспринимать выраженные в них чувства, настроение; развивает речь, образн...