Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. Может быть использован учителями, работающими по любой образовательной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 294.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Интегрированный урок литературного чтения,
музыки и трудового обучения.
3 класс (1 – 4)
Учитель: Платон В. С.
Тема: И. А. Бунин «Листопад»
Изготовление панно из оригами на тему: «Листопад».
П. И. Чайковский из цикла «Времена года» – «Осенняя
композиция».
Цель: Показать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:1. Отрабатывать навык выразительного чтения (определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом логические ударения, сравнения и олицетворения).
2. Учить выполнять панно из оригами.
3. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
4. Развивать речь, воображение (при анализе стихотворения).
Литература: портрет И. А. Бунина, дополнительная информация «Осенние изменения в жизни растений». Окружающий мир, 3 класс, Н. Ф. Виноградова. Грамзапись П. И. Чайковского «Времена года» - «Осенняя композиция».
Ход урока:
Ι. Проверка домашнего задания.
У: Ребята, какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?
(взаимопроверка работ в тетрадях)
-А кто выполнил задание «Проба пера»?
(заслушиваются сочинённые учащимися двустишья о зиме)
ΙΙ. Постановка учебной задачи.
У: Рассмотрите схему и каких русских поэтов вы знаете?
(дети называют поэтов, учитель записывает)
А. С. Пушкин | Ф. И. Тютчев | А. Н. Майков |
а.
У: Сегодня мы познакомимся с ещё с одним русским поэтом – И. А. Буниным. (портрет поэта).
ΙΙΙ. Рассказ учителя.
И. А. Бунин родился в конце ΧΙΧ века в Воронеже. Его детство прошло в
деревне Бутырки, неподалёку от г. Ельца и запомнилось ему весёлыми
солнечными днями. Он проводил их вместе с крестьянскими детьми из
ближайших деревень.
В 10 лет Бунин поступает в Елецкую гимназию, но продолжает приезжать в
деревню на каникулы. Именно в деревне он видит красоту русской природы.
Стихи Бунин начал писать ещё в гимназии и писал их до конца своей жизни.
Начнёшь читать Бунина и попадёшь в многоцветный, радостно-яркий мир
природы. Зрение у поэта было зоркое, слух у него острый. Всё слышит –
каждый малый шелест, шорох, треск. Он так подбирает слова, что слышишь
звуки, видишь краски и чувствуешь запахи.
Большинство его произведений адресованы взрослому читателю, но есть и
такие, которые Бунин писал для детей.
ΙΥ. Слушание стихотворения учителем.
Послушайте его стихотворение, которое называется «Листопад».
Υ. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения.
У: Какое время года описывает поэт? (Осень).
Докажите.
О каком явлении природы идёт речь?
Ребята, что это за слово – листопад? (это сложное слово).
Докажите.
Понравилось ли вам это стихотворение? Прочитайте его ещё раз
самостоятельно.
ΥΙ. Составление модели обложки.
(работа в парах)
И. А. Бунин
Листопад |
У: О чём рассказывает нам модель обложки?
Д: О жанре, теме, авторе и названии произведения.
У: Назовите жанр, тему этого произведения.
Д: Это стихотворение о природе И. А. Бунина, которое называется «Листопад».
ΥΙΙ. Анализ стихотворения.
У: Прочитайте первое четверостишье.
Что описывает поэт?
Д: Лес.
У: Прочитайте, какие краски использует автор, при описании осеннего леса.
Д: Лиловый, золотой, багряный.
У: Золотой – это какой цвет? (показ полоски жёлтого цвета).
А багряный цвет – какой? (полоска тёмно-красного цвета).
Лиловый – это какой цвет ? Лиловый – это французское название сирени.
Сиреневый цвет (полоска сиреневого цвета).
У: С чем сравнивает поэт лес?
Д: С теремом.
У: Почему Бунин сравнивает лес с теремом, да не просто с теремом, а с
расписным.
Д: Терем – это дом, который на Руси издавна расписывали разноцветными красками (показ картинки – терема).
У: Назовите, какие выразительные средства языка вы знаете.
Д: Сравнения, эпитеты, олицетворения.
У: Что мы понимаем под эпитетом?
Д: Эпитет – это слова-признаки, которые помогают автору нарисовать, а читателю представить или вообразить какую-либо картину.
У: Найдите в этом четверостишье эпитеты.
(ученики зачитывают слова-эпитеты).
У: Читаем следующие 14 строк (один ученик читает вслух).
Кто живёт в тереме?
Как поэт называет Осень?
Д: Вдовой.
У: Прочитайте, что делает Осень.
Кого называют вдовой?
Д: Женщина, у которой погиб муж.
У: Какой приём использует автор, называя Осень – вдовой?
Д: Приём олицетворения.
У: Докажите, что использован приём олицетворения.
Д: Олицетворение – это когда живое переносится на неживое. Осень – неживая, а автор называет её как будто она живая.
У: Какие деревья растут в лесу? Чем пахнет лес?
Найдите в этих строках сравнения.
Почему поэт сравнивает ели с вышками?
Д: Ели очень высоки и похожи на вышки.
У: Читаем следующие строки (ученик читает вслух).
Какая деталь подчёркивает, что во дворе нет ни одной души?
С чем сравнивает автор мотылёк? Почему, листок – это мотылёк?
Д: Мотылёк – это бабочка, а бабочка похожа на листочек.
У: Какие звуки можно услышать в лесу в это время года?
Д: Только листика шуршание.
У: Прочитайте последние строчки.
Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?
Д: Чувство радости и печали.
У: Почему испытываете чувство радости?
Д: Перед глазами яркая пёстрая картина и на душе становится радостно.
У: А почему грустно и печально на душе?
Д: Лес опустел и высох, деревья сбрасывают свою листву и от этого на душе становится печально и грустно. Вся красота природы исчезнет.
Физминутка.
Мы листики осенние Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели, Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
И на землю тихо сели.
У: Ребята, красивую картину нарисовал поэт?
А кто ещё может изобразить листопад?
Д: Художники, композиторы.
ΥΙΙΙ. Слушание музыки.
У: Послушайте музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» -
«Осенняя композиция»
Задание: какие картины вы представляете, слушая эту музыку?
(ответы детей).
ΙΧ. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
У: На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?
Д: 1.Паузы (/, //, /// )
2. Темп чтения (скорость чтения).
3. Тон.
4. Логические ударения.
У: От чего зависит тон чтения?
Д: От настроения.
У: Как вы думаете, как будем читать это стихотворение – радостно или грустно?
Д: Темп – медленный, тон – спокойный, так как любуемся картиной природы и в тоже время прощаемся с этой разноцветной порой.
Первые и последние строки читаем радостно, в середина стихотворения – грустно.
У: Логические ударения поставьте самостоятельно.
Χ. Выразительное чтение стихотворения.
(2 ученика под музыку П. И. Чайковского).
ΧΙ. Составление панно на тему: «Листопад».
У: Сегодня на уроке мы составим композицию, которая называется «Листопад».
Работа в группах.
Если есть необходимость, учитель помогает учащимся в группах. Затем работа каждой группы выставляют свои работы на доску. (Приложение №1).
У: Удалось ли нам изобразить листопад? Какая картина получилась? Молодцы.
У: Как вы думаете, почему осенью деревья сбрасывают свою листву?
(ответы учащихся).
Прочитайте текст и вы узнаете, почему это происходит (читают про себя, затем 1-2 ученика читают вслух).
Так почему же осенью опадают листья?
Д: 1. Листьям нужна вода, она замерзает зимой.
2. Нет тепла и света, а без этого не могут быть листья на деревьях.
3. Если листья не опадут осенью, зимой от тяжести снега будут ломаться
ветки деревьев и оно погибнет.
4. С листьями деревья выбрасывают все ненужные отходы.
ΧΙΙ. Итог урока.
У: Что было главным сегодня на уроке? С каким русским поэтом
познакомились? Что нового узнали сегодня на уроке?
Ребята, какой вопрос был поставлен перед нами в начале изучения
данной темы?
Д: Почему дети, а иногда и взрослые не всегда понимают стихи о природе?
У: Что же необходимо, чтобы понимать стихи о природе?
Д: Читая стихи надо представлять и воображать картины природы, которые
рисует поэт.
У: Что помогает нам представлять и воображать картины природы?
Д: Сравнения, эпитеты и олицетворения.
ΧΙΙΙ. Самооценка.
У: Попробуйте оценить себя:
-если я могу представить картину – беру зелёный листик;
-если ещё не могу вообразить картину природы, читая стихи – то беру красный листик.
Ребята, посмотрите на наше дерево. Будем ли мы продолжать работу знакомства произведений о природе?
Д: Да, будем.
У: Почему?
Д: Потому, что не все дети нашего класса представляют картины природы, когда читают стихи о природе. Об этом говорит и наше дерево.
ΧΙΥ. Домашнее задание.
Выучить стихотворение, выполнить задания в тетради 1-4. Кто хочет может сочинить четверостишье о листопаде. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и русского языка на тему «Портреты А.С.Пушкина, создание текста – описания»
Интегрированный урок с использованием презентации и возможности интерактивной доски eBeam...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-64779-1425070423.jpg)
интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки
Тема урока:БабочкиЦели урока: Для ученика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-405975-1392558214.jpg)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841950-1478096365.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.
Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя: ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-259458-1369580616.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова
Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1301734-1609785716.jpg)
Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру
Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1301734-1609785716.jpg)
КТП по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс
КТП по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс...