Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. Может быть использован учителями, работающими по любой образовательной программе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Интегрированный урок литературного чтения,

         музыки и трудового обучения.  

                    3 класс (1 – 4)

                                                               Учитель: Платон В. С.

Тема: И. А. Бунин «Листопад»

              Изготовление панно из оригами на тему: «Листопад».

              П. И. Чайковский из цикла «Времена года» – «Осенняя            

               композиция».  

Цель: Показать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:1. Отрабатывать навык выразительного чтения (определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом логические ударения, сравнения и олицетворения).  

2. Учить выполнять панно из оригами.

3. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

4. Развивать речь, воображение (при анализе стихотворения).  

Литература: портрет И. А. Бунина, дополнительная информация «Осенние изменения в жизни растений». Окружающий мир, 3 класс, Н. Ф. Виноградова. Грамзапись П. И. Чайковского «Времена года» - «Осенняя композиция».  

                                    Ход урока:

Ι. Проверка домашнего задания.

У: Ребята, какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?

                 (взаимопроверка работ в тетрадях)

-А кто выполнил задание «Проба пера»?

(заслушиваются сочинённые учащимися двустишья о зиме)

ΙΙ. Постановка учебной задачи.

У: Рассмотрите схему и каких русских поэтов вы знаете?

       (дети называют поэтов, учитель записывает)

А. С. Пушкин

Ф. И. Тютчев

А. Н. Майков

а.

У: Сегодня мы познакомимся с ещё с одним русским поэтом – И. А. Буниным. (портрет поэта).

ΙΙΙ. Рассказ учителя.

И. А. Бунин родился в конце ΧΙΧ века в Воронеже. Его детство прошло в    

 деревне Бутырки, неподалёку от г. Ельца и запомнилось ему весёлыми  

 солнечными днями. Он проводил их вместе с крестьянскими детьми из  

ближайших деревень.

В 10 лет Бунин поступает в Елецкую гимназию, но продолжает приезжать в

деревню на каникулы. Именно в деревне он видит красоту русской природы.

Стихи Бунин начал писать ещё в гимназии и писал их до конца своей жизни.  

Начнёшь читать Бунина и попадёшь в многоцветный, радостно-яркий мир

природы. Зрение у поэта было зоркое, слух у него острый. Всё слышит –

каждый малый шелест, шорох, треск. Он так подбирает слова, что слышишь

звуки, видишь краски и чувствуешь запахи.

Большинство его произведений адресованы взрослому читателю, но есть и

такие, которые Бунин писал для детей.

ΙΥ. Слушание стихотворения учителем.

Послушайте его стихотворение, которое называется «Листопад».

Υ. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения. 

У: Какое время года описывает поэт?  (Осень).

    Докажите.

   О каком явлении природы идёт речь?

   Ребята, что это за слово – листопад?  (это сложное слово).

   Докажите.

   Понравилось ли вам это стихотворение? Прочитайте его ещё раз    

   самостоятельно.

ΥΙ. Составление модели обложки.

                       (работа в парах)

  И. А. Бунин

       

      Листопад

У: О чём рассказывает нам модель обложки?  

Д: О жанре, теме, авторе и названии произведения.

У: Назовите жанр, тему этого произведения.

Д: Это стихотворение о природе И. А. Бунина, которое называется «Листопад».

ΥΙΙ. Анализ стихотворения. 

У: Прочитайте первое четверостишье.

     Что описывает поэт?

Д: Лес.

У: Прочитайте, какие краски использует автор, при описании осеннего леса.

Д: Лиловый, золотой, багряный.

У: Золотой – это какой цвет?  (показ полоски жёлтого цвета).

     А багряный цвет – какой?  (полоска тёмно-красного цвета).

     Лиловый – это какой цвет ?  Лиловый – это французское название сирени.    

    Сиреневый цвет (полоска сиреневого цвета).

У: С чем сравнивает поэт лес?  

Д: С теремом.

У: Почему Бунин сравнивает лес с теремом, да не просто с теремом, а с

    расписным.  

Д: Терем – это дом, который на Руси издавна расписывали разноцветными красками  (показ картинки – терема).

У: Назовите, какие выразительные средства языка вы знаете.

Д: Сравнения, эпитеты, олицетворения.

У: Что мы понимаем под эпитетом?

Д: Эпитет – это слова-признаки, которые помогают автору нарисовать, а читателю представить или вообразить какую-либо картину.

У: Найдите в этом четверостишье эпитеты.

           (ученики зачитывают слова-эпитеты).  

У: Читаем следующие 14 строк (один ученик читает вслух).

     Кто живёт в тереме?

     Как поэт называет Осень?

Д: Вдовой.

У: Прочитайте, что делает Осень.

     Кого называют вдовой?

Д: Женщина, у которой погиб муж.

У: Какой приём использует автор, называя Осень – вдовой?

Д: Приём олицетворения.

У: Докажите, что использован приём олицетворения.

Д: Олицетворение – это когда живое переносится на неживое. Осень – неживая, а автор называет её как будто она живая.

У: Какие деревья растут в лесу? Чем пахнет лес?

     Найдите в этих строках сравнения.

     Почему поэт сравнивает ели с вышками?

Д: Ели очень высоки и похожи на вышки.

У: Читаем следующие строки  (ученик читает вслух).

     Какая деталь подчёркивает, что во дворе нет ни одной души?

     С чем сравнивает автор мотылёк? Почему, листок – это мотылёк?

Д: Мотылёк – это бабочка, а бабочка похожа на листочек.

У: Какие звуки можно услышать в лесу в это время года?  

Д: Только листика шуршание.

У: Прочитайте последние строчки.

    Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Д: Чувство радости и печали.

У: Почему испытываете чувство радости?

Д: Перед глазами яркая пёстрая картина и на душе становится радостно.

У: А почему грустно и печально на душе?

Д: Лес опустел и высох, деревья сбрасывают свою листву и от этого на душе становится печально и грустно. Вся красота природы исчезнет.

                             Физминутка.  

Мы листики осенние                         Ветер снова набежал

На ветках мы сидим.                         И листочки все поднял.

Дунул ветер – полетели,                   Закружились, полетели

Мы летели, мы летели                      И на землю тихо сели.

И на землю тихо сели.

У: Ребята, красивую картину нарисовал поэт?

     А кто ещё может изобразить листопад?

Д: Художники, композиторы.

ΥΙΙΙ. Слушание музыки.

У: Послушайте музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» -    

    «Осенняя композиция»

  Задание: какие картины вы представляете, слушая эту музыку?

                     (ответы детей).

ΙΧ. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

У: На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?

Д: 1.Паузы (/,  //,  /// )

     2. Темп чтения (скорость чтения).

     3. Тон.

     4. Логические ударения.

У: От чего зависит тон чтения?

Д: От настроения.

У: Как вы думаете, как будем читать это стихотворение – радостно или грустно?  

Д: Темп – медленный, тон – спокойный, так как любуемся картиной природы и в тоже время прощаемся с этой разноцветной порой.

    Первые и последние строки читаем радостно, в середина стихотворения – грустно.

У: Логические ударения поставьте самостоятельно.

Χ. Выразительное чтение  стихотворения.

(2 ученика под музыку П. И. Чайковского).  

ΧΙ. Составление панно на тему: «Листопад».  

У: Сегодня на уроке мы составим композицию, которая называется «Листопад».

                        Работа в группах.

Если есть необходимость, учитель помогает учащимся в группах. Затем  работа каждой группы выставляют свои работы на доску. (Приложение №1).

У: Удалось ли нам изобразить листопад? Какая картина получилась? Молодцы.

У: Как вы думаете, почему осенью деревья сбрасывают свою листву?

                                (ответы учащихся).

Прочитайте текст и вы узнаете, почему это происходит (читают про себя, затем 1-2 ученика читают вслух).

Так почему же осенью опадают листья?

Д: 1. Листьям нужна вода, она замерзает зимой.

     2. Нет тепла и света, а без этого не могут быть листья на деревьях.

     3. Если листья не опадут осенью, зимой от тяжести снега будут ломаться

          ветки деревьев и оно погибнет.

     4. С листьями деревья выбрасывают все ненужные отходы.

ΧΙΙ. Итог урока.

 У: Что было главным сегодня на уроке? С каким русским поэтом

       познакомились? Что нового узнали сегодня на уроке?

       Ребята, какой вопрос был поставлен перед нами в начале изучения  

      данной темы?

Д: Почему дети, а иногда и взрослые не всегда понимают стихи о природе?

У: Что же необходимо, чтобы понимать стихи о природе?

Д: Читая стихи надо представлять и воображать картины природы, которые  

     рисует поэт.

У: Что помогает нам представлять и воображать картины природы?

Д: Сравнения, эпитеты и олицетворения.

ΧΙΙΙ. Самооценка.

У: Попробуйте оценить себя:

-если я могу представить картину – беру зелёный листик;

-если ещё не могу вообразить картину природы, читая стихи – то беру красный листик.

Ребята, посмотрите на наше дерево. Будем ли мы продолжать работу знакомства произведений о природе?

Д: Да, будем.

У: Почему?

Д: Потому, что не все дети нашего класса представляют картины природы, когда читают стихи о природе. Об этом говорит и наше дерево.

ΧΙΥ. Домашнее задание.

Выучить стихотворение, выполнить задания в тетради 1-4. Кто хочет может сочинить четверостишье о листопаде. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

    Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...

Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...

Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру

Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру...

КТП по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс

КТП по  русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс...