План-конспект урока
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Устинова Наталья Евгеньевна

Разработка урока по обучению грамоте в 1 классе "Звуки х, х', буквы Х,х"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

  • Закрепить умение читать слова с буквой х, дать характеристику звуку (х),
  • Познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
  • Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
  • Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Гимнастика для глаз: "Филин"

  • Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
  • Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.
  • Упражнение повторить 4-5 раз.

2) Артикуляционные упражнения.

Скороговорка.

Хохлатые хохотушки 
Хохотом хохотали.

Чистоговорка

Кто хочет разговаривать 
Тот должен выговаривать 
Все правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

2. Работа по теме урока.

1) К нам в гости пришел Хомячок. Он принес слово. Но буквы рассыпались, вы должны собрать слово. Слайд 1

(на доске рисунок хомячка и буквы БЕЛХ. Дети собирают слово ХЛЕБ)

2) Какая первая буква? (буква х)

    Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (согласный, глухой, бывает твердым и мягким)

3) Кто расскажет стихи о букве х? (Дети рассказывают и получают круг, на котором с одной стороны буква Х, с другой стороны - стихи, скороговорки, загадки, пословицы о хлебе.)

Х - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.

4) Загадка. (На интерактивной доске стихи. Дети читают.)  слайд 2

Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый. (Хлеб).

Правильно, а вот еще стихи:

Хлеб ржаной, батоны, булки  

Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, 
Сил для хлеба не жалеют.

(Дети читают и получают круги с буквой Х и с заданием на обратной стороне в течение всего урока за чтение стихов, пословиц, за выполнение всех заданий.)

5) Словарная работа.

Лелеют-уделяют много внимания, жалеют, ухаживают, любят.

А почему люди так относятся к хлебу?

(Дети отвечают.)

6) На доске пословица "Хлеб всему голова"  Слайд 3

(Дети объясняют пословицу, учитель исправляет и дополняет ответы детей.)

Читаем текст на интерактивной доске.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА.

(На интерактивной доске рисунки этих растений).

Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.

Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень- имеют и особое название ЖИТО.

Слово ЖИТО народ произвел от слова ЖИТЬ.

Будет жито и жить можно.

7) Физминутка.

(На доске рисунок хлебного поля)

Ребята, мы пойдем на прогулку к полю.

По дорожке, по дорожке, 
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке 
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, 
На лужайку прибежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

Учитель:

С давних времен человек относится к хлебу с уважением. Очень-очень давно первые древние люди нашли зернышки, попробовали их, им понравился их вкус. Тогда люди посадили зернышки и вырастили много зерен, размололи их на крупу, сварили кашу. Каша им понравилась еще больше. Размололи зерна еще мельче, получили муку и впервые испекли хлеб. Это были хлебные лепешки.

Были очень голодные года во время неурожая пшеницы и во время войны, когда маленький кусочек хлеба спасал от голодной смерти.

Как же пришел к нам на стол хлеб?

(Дети рассказывают.)

А легко ли выращивать хлеб?

Прочитаем об этом в белорусской сказке "Легкий хлеб".

(Читают учитель и хорошо читающие дети.)

Слушать нужно очень внимательно, так как потом нужно будет ответить на вопросы:

1) Как выращивал хлеб мужик?

2) Почему так назвали сказку?

(Дети слушают и потом отвечают на эти вопросы. За ответы получают круги с буквой Х и заданием.)

9) Физминутка.

Волшебное превращение.

  • Мы - зернышки. (Присели)
  • Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).
  • Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).
  • Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).
  • Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).
  • Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).
  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).

Вот какой каравай получился!

10) Загадки принес нам хомячок Хомка. (на доске рисунок хомячка)

Загадки эти люди придумали очень давно, они трудные, будьте очень внимательны.

1)

В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)

2)

Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овес)

3)

Не море, а волнуется.
(Пшеница, нива)

4)

Черна, мала крошка, 
Соберут немножко, 
В воде поварят, 
Кто съест - похвалит.
(Каша)

5)

Бьют меня палками, 
Жмут меня камнями, 
Держат меня в огненной пещере, 
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что очень любят.
(Хлеб)

6)

Меня бьют, колотят, 
Режут, ворочают, 
А я все терплю
И все добром плачу.
(Земля пахотная)

Молодцы, загадки отгадали, прочтем еще раз отгадки.

(На доске слова: рожь, овес, пшеница, каша, хлеб, земля.)

Логическое задание:

  • Какое слово лишнее? И почему? (Земля)

Учитель:

Ребята, слово " земля", как обозначающее предмет, лишнее слово, а по смыслу все эти слова связаны между собой, так как на земле вырастают все эти растения. Земля - наша кормилица.

Послушайте стихи о нашей кубанской земле, которые написал кубанский поэт Виктор Подкопаев.

За курганом седым
Зорька вспыхнула.
Засветилась земля
Счастьем-радостью, 
Нивы нежно звенят
Чистым золотом.
Колоски ячменя 
Пахнут солодом.
Ветерок шелестит, 
Шепчет ласково:
- Нет щедрее земли, 
Чем кубанская!
Нам в ее красоте
Счастье видится, 
Ой, кубанская степь, 
Мать-кормилица!

11) Послушаем пословицы: "Хлеб - всему голова", "Хлеб - батюшка, водица - матушка".

Как вы понимаете эти пословицы? Чему они учат? Как нужно относиться к хлебу? К людям, выращивающим хлеб?

(Рассуждая, дети делают выводы о значении хлеба, о бережном отношении к хлебу, об уважении к хлеборобам.)

12)Верно, ребята, труд хлебороба важен, почетен и труден.

Давайте прочтем стихи кубанского поэта Кронида Обойщикова: 

В степи, под этим южным небом, 
Мне хлеборобы как родня, 
Они Россию кормят хлебом, а это значит и меня.

Физминутка.

Песенка кота Леопольда из мультфильма "Кот Леопольд"

"Если добрый ты"

(Дети встали и поют с движениями).

Самостоятельная работа.

5) Ребята, вы все получили круги с заданием на обратной стороне.

Прочитайте тексты самостоятельно шепотом 2-3 раза, а потом мы послушаем ваше выразительное чтение.

6) А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.

Наш дружок Хомка, большой любитель зернышек, перепутал рисунки орудий труда хлеборобов прошлого времени и настоящего.

(На интерактивной доске картинки сохи, трактора, серпа, комбайна, цепа, культиватора, бороны, ветряной мельницы, тракторного плуга, каменной мотыги. Написаны слова "прошлое", "настоящее".

Дети распределяют картинки под этими словами.)

 

Учитель:

8) Ребята, у вас остаются круги с буквой Х и текстом на обратной стороне о хлебе и о других важных вещах, о которых мы говорили сегодня на уроке. Прочтите это своим родным дома и расскажите им о чем сегодня мы говорили на уроке.

Итог:(Дети говорят о том, что они запомнили, что им понравилось, о чем они расскажут дома.)

Тексты на обратной стороне кругов с буквой Х.

Пословицы.

1) За обедом хлеб всему голова.

2) Без труда хлеб не родится никогда.

3) Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

4) Не тот хозяин земли, кто по ней бродит,

а тот, кто с сохой ходит.

5) Некогда лежать, когда пришла пора жать.

6) Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

7) Хлеб-батюшка, водица-матушка.

8) Хлеб на столе, так и стол царский престол,

А хлеба ни куска - и престол доска.

9) Жнут летней порою, 
А жуют холодной зимою.

Стихи.

1) Татьяна Голуб

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром, 
Сочной, сладкою клубникой, 
Огурцами, ежевикой, 
Разогретой лебедой, 
Мятою и резедой, 
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым, 
Грушей в розовых накрапах, 
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышком пшеница?

(Татьяна Голуб)

2) Иван Варавва

Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей, 
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба, 
В страде горячей 
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей, 
За доблесть, мужество и труд!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....