План-конспект урока
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Разработка урока по обучению грамоте в 1 классе "Звуки х, х', буквы Х,х"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Буква Х | 21.14 КБ |
Слайды для интерактивной доски | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Закрепить умение читать слова с буквой х, дать характеристику звуку (х),
- Познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
- Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
- Воспитывать уважение к труду, к хлебу, к хлеборобам, к земле.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Гимнастика для глаз: "Филин"
- Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
- Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.
- Упражнение повторить 4-5 раз.
2) Артикуляционные упражнения.
Скороговорка.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали.
Чистоговорка
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Работа по теме урока.
1) К нам в гости пришел Хомячок. Он принес слово. Но буквы рассыпались, вы должны собрать слово. Слайд 1
(на доске рисунок хомячка и буквы БЕЛХ. Дети собирают слово ХЛЕБ)
2) Какая первая буква? (буква х)
Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (согласный, глухой, бывает твердым и мягким)
3) Кто расскажет стихи о букве х? (Дети рассказывают и получают круг, на котором с одной стороны буква Х, с другой стороны - стихи, скороговорки, загадки, пословицы о хлебе.)
Х - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
4) Загадка. (На интерактивной доске стихи. Дети читают.) слайд 2
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Правильно, а вот еще стихи:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Дети читают и получают круги с буквой Х и с заданием на обратной стороне в течение всего урока за чтение стихов, пословиц, за выполнение всех заданий.)
5) Словарная работа.
Лелеют-уделяют много внимания, жалеют, ухаживают, любят.
А почему люди так относятся к хлебу?
(Дети отвечают.)
6) На доске пословица "Хлеб всему голова" Слайд 3
(Дети объясняют пословицу, учитель исправляет и дополняет ответы детей.)
Читаем текст на интерактивной доске.
Растения, зерна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА.
(На интерактивной доске рисунки этих растений).
Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.
Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень- имеют и особое название ЖИТО.
Слово ЖИТО народ произвел от слова ЖИТЬ.
Будет жито и жить можно.
7) Физминутка.
(На доске рисунок хлебного поля)
Ребята, мы пойдем на прогулку к полю.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
На лужайку прибежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Учитель:
С давних времен человек относится к хлебу с уважением. Очень-очень давно первые древние люди нашли зернышки, попробовали их, им понравился их вкус. Тогда люди посадили зернышки и вырастили много зерен, размололи их на крупу, сварили кашу. Каша им понравилась еще больше. Размололи зерна еще мельче, получили муку и впервые испекли хлеб. Это были хлебные лепешки.
Были очень голодные года во время неурожая пшеницы и во время войны, когда маленький кусочек хлеба спасал от голодной смерти.
Как же пришел к нам на стол хлеб?
(Дети рассказывают.)
А легко ли выращивать хлеб?
Прочитаем об этом в белорусской сказке "Легкий хлеб".
(Читают учитель и хорошо читающие дети.)
Слушать нужно очень внимательно, так как потом нужно будет ответить на вопросы:
1) Как выращивал хлеб мужик?
2) Почему так назвали сказку?
(Дети слушают и потом отвечают на эти вопросы. За ответы получают круги с буквой Х и заданием.)
9) Физминутка.
Волшебное превращение.
- Мы - зернышки. (Присели)
- Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).
- Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).
- Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).
- Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).
- Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).
- Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).
Вот какой каравай получился!
10) Загадки принес нам хомячок Хомка. (на доске рисунок хомячка)
Загадки эти люди придумали очень давно, они трудные, будьте очень внимательны.
1)
В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)
2)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овес)
3)
Не море, а волнуется.
(Пшеница, нива)
4)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест - похвалит.
(Каша)
5)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что очень любят.
(Хлеб)
6)
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И все добром плачу.
(Земля пахотная)
Молодцы, загадки отгадали, прочтем еще раз отгадки.
(На доске слова: рожь, овес, пшеница, каша, хлеб, земля.)
Логическое задание:
- Какое слово лишнее? И почему? (Земля)
Учитель:
Ребята, слово " земля", как обозначающее предмет, лишнее слово, а по смыслу все эти слова связаны между собой, так как на земле вырастают все эти растения. Земля - наша кормилица.
Послушайте стихи о нашей кубанской земле, которые написал кубанский поэт Виктор Подкопаев.
За курганом седым
Зорька вспыхнула.
Засветилась земля
Счастьем-радостью,
Нивы нежно звенят
Чистым золотом.
Колоски ячменя
Пахнут солодом.
Ветерок шелестит,
Шепчет ласково:
- Нет щедрее земли,
Чем кубанская!
Нам в ее красоте
Счастье видится,
Ой, кубанская степь,
Мать-кормилица!
11) Послушаем пословицы: "Хлеб - всему голова", "Хлеб - батюшка, водица - матушка".
Как вы понимаете эти пословицы? Чему они учат? Как нужно относиться к хлебу? К людям, выращивающим хлеб?
(Рассуждая, дети делают выводы о значении хлеба, о бережном отношении к хлебу, об уважении к хлеборобам.)
12)Верно, ребята, труд хлебороба важен, почетен и труден.
Давайте прочтем стихи кубанского поэта Кронида Обойщикова:
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы как родня,
Они Россию кормят хлебом, а это значит и меня.
Физминутка.
Песенка кота Леопольда из мультфильма "Кот Леопольд"
"Если добрый ты"
(Дети встали и поют с движениями).
Самостоятельная работа.
5) Ребята, вы все получили круги с заданием на обратной стороне.
Прочитайте тексты самостоятельно шепотом 2-3 раза, а потом мы послушаем ваше выразительное чтение.
6) А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.
Наш дружок Хомка, большой любитель зернышек, перепутал рисунки орудий труда хлеборобов прошлого времени и настоящего.
(На интерактивной доске картинки сохи, трактора, серпа, комбайна, цепа, культиватора, бороны, ветряной мельницы, тракторного плуга, каменной мотыги. Написаны слова "прошлое", "настоящее".
Дети распределяют картинки под этими словами.)
Учитель:
8) Ребята, у вас остаются круги с буквой Х и текстом на обратной стороне о хлебе и о других важных вещах, о которых мы говорили сегодня на уроке. Прочтите это своим родным дома и расскажите им о чем сегодня мы говорили на уроке.
Итог:(Дети говорят о том, что они запомнили, что им понравилось, о чем они расскажут дома.)
Тексты на обратной стороне кругов с буквой Х.
Пословицы.
1) За обедом хлеб всему голова.
2) Без труда хлеб не родится никогда.
3) Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
4) Не тот хозяин земли, кто по ней бродит,
а тот, кто с сохой ходит.
5) Некогда лежать, когда пришла пора жать.
6) Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
7) Хлеб-батюшка, водица-матушка.
8) Хлеб на столе, так и стол царский престол,
А хлеба ни куска - и престол доска.
9) Жнут летней порою,
А жуют холодной зимою.
Стихи.
1) Татьяна Голуб
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах,
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышком пшеница?
(Татьяна Голуб)
2) Иван Варавва
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба,
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....