Урок литературного чтения . В.Г. Сутеев. Под грибом.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Деменок Валентина Петровна

Разработка  урока литературного чтения. Сказка  В.Г. Сутеева " Под грибом"Учащиеся во время урока превращаются в героев сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Урок  чтения в 1 классе

Оформление:

          Доска:                                                            Стенд:

   25  января                                                     Славянская сказка

В.Г. Сутеев                                                      Двенадцать месяцев

Под грибом                                                    (рисунки детей к сказке)

 Сказка

Оформление доски будет идти по ходу урока.

На урок взяла сразу всю сказку, чтобы было целостное восприятие текста.

Оборудование: портрет В.Г. Сутеева, иллюстрации с изображениями  главных героев сказки (гриб, муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка), классическая музыка, маски главных героев, карточки со слогами, грибки для написания слов, словарные слова, слова (писатель, художник, мультипликатор, сценарист)

                                             Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечание

1.Организационный момент






2.Нацеливание на урок









3.Подготовительная работа




























Сообщени

е  темы урока




Первичное чтение текста








Проверка первичногвосприятия текста















Чтение и анализ произведения











Самостоятельное чтение текста





















                 













































































Итог урока

Ребята!  Готовы ли  вы к уроку? (Да!)

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Покажите мне, какое у вас настроение?

(Дети на парте выкладывают «солнышко» или «тучку». А дальше, по ситуации.)


Каждый взрослый человек  умеет красиво, правильно и выразительно читать.

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие  в мир сказки. Путешествуя,   мы с вами будем учиться правильно и красиво читать. Для  чего нужно красиво и правильно  читать? (ответы  детей)

Вместе найдём ответы на вопросы, которые интересуют вас и волнуют меня.   Попробуем ненадолго,  превратится в героев  нашей сказки.


Рассказ об авторе.

А поможет нам в этом путешествии, замечательный  детский писатель Владимир  Георгиевич Сутеев.

(на доску вывешиваю портрет В.Г. Сутеева)

Это удивительный человек, прожил он 90 лет. Ребята, он был не только писателем, но и художником, и сценаристом и мультипликатором.

На доске вывешиваю слова (писатель, художник, сценарист, мультипликатор)

А кто из вас знает, кто такой сценарист?

- (это тот, кто пишет слова для героев)

А мультипликатор?

 (Это тот,  кто создаёт мультфильмы)

Именно В.Г. Сутеев  в 1931 году сделал первый звуковой мультфильм.

 Для маленьких читателей он написал  книгу « Сказки и картинки».

 На уроке «Обучения грамоте» мы знакомились с одним из его произведений. Кто помнит: «Как оно называлось?» (ответы детей)

(Кто сказал «Мяу

Мы с вами читали про Крошку Енота. Так рисунки к  этой сказке нарисовал В.Г. Сутеев.



Подготовка к восприятию текста

А сейчас я приглашаю вас в путешествие по летнему лесу. (Звучит музыка дождя , гремит гром) Представьте, что мы идём по лесу, а теперь остановимся на полянке, устроимся поудобнее и послушаем историю, которую подсмотрел  в лесу, а потом  написал для нас сказку  В.Г. Сутеев

 «Под грибом»

Вы должны слушать внимательно, потому что в тексте  сказки есть вопрос, на который вам нужно будет ответить.


Учитель читает сказку на фоне музыки.  Все учебники закрыты.


Все вы внимательно слушали сказку. Молодцы.


- Какой вопрос вы услышали в сказке?

(Дети отвечают)

- Почему сначала одному под грибом было тесно, а потом и всем  пятерым место нашлось?


Кто может ответить на этот вопрос?


Ответы детей:

---- Потому, что под грибом собрались настоящие друзья. Они потеснились и места хватило всем.


 ----- Потому что шёл дождь и гриб вырос.



- А на какую сказку похожа эта сказка?

(Теремок, горшок, рукавичка, лапоть)


Вы внимательно слушали сказку.

- Назовите мне   главного героя  сказки?

(учитель вывешивает рисунок гриба на доску)

А почему он главный герой?

- Потому что он собрал всех  героев вместе.


- Назовите остальных героев сказки в том порядке, в котором они приходили к грибку?

(называют героев, а учитель вывешивает рисунки на доску под грибок)

На доске у нас собрались все герои вместе. Они будут наблюдать за вами и даже помогать вам.


А сейчас  я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с текстом сказки.


Физминутка




А сейчас я предлагаю вам  продолжить путешествие по сказке. Когда вы будете самостоятельно путешествовать по сказке, вам  могут встретиться препятствия - незнакомые слова.


Словарная работа

- переждать – подождать, когда закончится дождь;

- с меня вода ручьём течёт – сильно промокший;

- потесниться – сесть плотнее друг к другу, прижаться;


А сейчас я отправляю вас в самостоятельное путешествие по сказке. Мы разделимся на три  группы и каждая группа, пойдёт по своей тропинке в лесу.

(учащиеся делятся на три группы, и каждая группа читает по две части текста).

 - Когда будете самостоятельно  читать, обратите внимание на слова автора и слова героев сказки.

(самостоятельное чтение).

Герои нашей сказки внимательно за вами наблюдали и решили разрешить вам побывать на их месте.


- Кто хочет превратиться в героев нашей сказки?

Ребята, которые читали 1 – 2 часть -  превращаются в муравья и бабочку,  3 – 4 часть  превращаются в мышку и воробья, 5 – 6 часть – превращаются в  зайца,  лису и  лягушку.


Ребята, чтобы хорошо прочитать сказку вслух, нужно немного  поработать  над техникой  чтения.

Для чего нам это нужно?

- Для того чтобы научиться быстро, красиво и выразительно читать.







Техника чтения


Приём №1

 Учитель читает  медленно, а потом быстрее и быстрее, а  дети должны успеть,  за учителем следить, потом учитель прерывает чтение, а ребёнок должен продолжить чтение текста, его сменяет опять учитель.

Приём №2.

Чтение текста вверх ногами

Приём №3

Закрываем пол слова, сначала верх, потом низ.



Проверяем настроение.  


Физминутка.

Ребята, а кто желает превратится в героев нашей сказки?

(Детям раздаются маски героев и они начинают  читать и инсценировать сказку)


Чтение произведения детьми по ролям

Ребята, которые читали 1 – 2 часть -  превращаются в муравья и бабочку,  3 – 4 часть  превращаются в мышку и воробья, 5 – 6 часть – превращаются в  зайца,  лису и  лягушку.


           Резерв на урок

_____________________________________________


Ребята, на протяжении всей сказки идёт дождик. Я путешествовала вместе с вами и собрала для вас капельки.

И предлагаю вам такое задание.

Нужно из капелек собрать слова и спрятать их под грибок. (раздаю детям карточки с заданием и грибки для работы)

Дети работают самостоятельно, а потом проверяем, читая вслух, кто кого спрятал под грибок. Карточки раздаю так, что учащиеся, которые быстро читают и печатают составляют по  шесть слов, средне

читающие по четыре слова, а кто читает слабо по два слова. И получается, что под грибком спрятались герои сказки.

_____________________________________________

Ребята, как вы думаете, почему  у этой  сказки  счастливый  конец?


- Потому  что герои нашей сказки  были  настоящими  друзьями. Они помогали друг  другу, переживали друг  за друга.


В сказке есть одна поговорка, в которой и заключена главная мысль . Кто знает, какая это поговорка?

Дети отвечают

- В тесноте да не в обиде.

(если на знают, то  даю подсказку)


Итог урока


Сегодня придёте домой, а мама спросит:

- Что нового ты сегодня узнал на уроке?

- Чему научился? Что ты ответишь?

(подведение итога)


Я познакомился с новым автором.

Узнал, что он создавал мультфильмы.

Побывал в роли   сказочного  героя (назвать героя)

Учился красиво  и правильно  читать.

А еще я узнал, что очень хорошо иметь много друзей.




Мотивационный компонент урока. Эмоционально – положительный настрой  на урок, создание ситуации успеха, доверия.


Цели  урока

Заинтересовать ребят. Умения  ребят самим ставить цели урока.







Работа над значением слов

- сценарист

- мультипликатор






















Музыка классика

«Наедине с дождём»
































Воспроизведение в памяти текста, подготовка к пересказу


На доске появляются иллюстрации леса и гриба, а потом и все герои сказки.



Деференцированный подход. Слабо читающие дети читают 1-2 главу,

Быстро читающие читают весь текст.






Развивать навык  преобразование информации «рисунок – текст»



Помочь уточнить и истолковать значение  отдельных слов в тексте.



















































Роли выбирают дети сами











На эту работу отвожу 5 минут.














Воспитательная работа









Учащиеся сами подводят итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: В. Сутеев. Под грибом.

Урок литературного чтения построен с использованием  стратегий технологии развития критического мышления.  Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на соврем...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Старый гриб" М. Пришвин

Цели урока:-продолжить знакомство с творчеством М. Пришвина;-развивать навыки чтения;-обучать работе с текстом;-учить детей рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;-воспитыва...

Урок литературного чтения "В.Д.Берестов "Хитрые грибы", 2 класс

Методическая разработка урока по учебнику "Литературное чтение. 2 класс". Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. по теме: "В.Д. Берестов "Хитрые грибы", ...

Конспект урока литературного чтения по теме Сутеев "Три котёнка"

Урок разработан для уч-ся 1 класса. УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения Сказки. В Сутеев "Дядя МИша"

На уроке создаются условия по формированию понятия "авторская сказка", "признаки сказки",по  развитию умения обьяснять поступки героев и высказывать свое отношение к ним....