Конспект урока литературного чтения "В. Даль ."Война грибов с ягодами".
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Егорова Любовь Петровна

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе Владимир Даль "Война грибов с ягодами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет –  «Литературное чтение» (УМК «Школа 2100»)

Класс - 4

Тема  -  «В. Даль «Война грибов с ягодами»

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: в анализе художественных достоинств сказки В. Даля и лексической игре «Кузовок» развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Задачи:        

Образовательные:

  • дать представление о литературном творчестве В. Даля, его толковом словаре;
  • продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки;
  •  формировать навыки осознанного выразительного чтения,  понятия об авторской и народной сказках.

Развивающие:

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);
  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);
  • в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, к родной литературе;
  • формировать навыки учебной самостоятельности школьников;
  • воспитание чувства коллективизма, сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Дидактические средства: раздаточный материал к групповой работе, рабочая тетрадь, презентация к уроку, выставка книг о В.Дале, словарь В.Даля

Используемая методическая литература: Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «В океане света», Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс; методические рекомендации для учителяЕ.В. Бунеева,  О.В. Чиндилова «Уроки чтения по книге "В океане света"» 4 класс,

А.В. Аркадьева из опыта работы по книге для чтения "В океане света".

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворныйурок: (Слайд 2).

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.

  1. Речевая разминка

- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём  урок с артикуляционной гимнастики.

1) Дыхательная гимнастика(Слайд 3).

    - Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

    - Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)

2) Чтение скороговорки(Слайд 4).

- Прочитайте медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускоренном темпе.

- Индивидуально.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над интонацией(Слайд 5).

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

Где мир да лад, там и божья благодать. (В.И.Даль)

III. Введение  в тему урока.

1. Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку:

“У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей). Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.

2.   Обобщающее повторение материала прошлого урока в беседе.

На слайде портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя.(Слайд 6)

- Назовите фамилии этих людей. Кто они?        

Чтение разговора поэтов с.114-115

Автор Донскова С.

Н.В.Гоголь- Курмакаев Д.

В.А.Жуковский Яровой А.

А.С.Пушкин Филатов Д.

Разговор Василия  Андреевича Жуковского, Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя.

— А правда ли, господин Жуковский, что вы обратились к низкому жанру? Мы весьма разочарованы. Сказка — это для простолюдинов...

— Позвольте возразить вам, — мягко заговорил Жуковский. — В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они — богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок. Вот что занимает меня сейчас: мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы их после выдать, посвятив детям. А нынче летом мы с господином Пушкиным устроили поэтическое состязание: сочиняем стихотворные сказки на народные сюжеты. Если бы мне удалось написать сказку для детей, польза которой будет в её привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца... Судил нас строго Николай Васильевич, — Жуковский повернулся к Гоголю. — Его и следует спрашивать.

— Чудное дело! — отозвался Гоголь. — Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый поэт, и уже чисто русский. «Спящая царевна» Василия Андреевича изящна и хороша, стихи плавны и звучны.

— А вы, господин Пушкин, тоже теперь сочиняете сказки для детей? — спросил кто-то из гостей.

— Полноте, что вы! — отозвался молчавший до этого Пушкин. — Василий Андреевич наш — воспитатель и педагог, ему душа детская известна более всех нас. Я же не могу разделять своих читателей по возрасту, потому что хотел бы понятным и доступным быть для всех. «Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого», — медленно прочитал поэт.

Между тем в разговор снова вступил Гоголь.

— Знаете ли, господа, — задумчиво произнёс он. — Я полагаю, Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет, и причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.

Беседа принимала серьёзный тон, и Пушкин постарался вернуть её в более лёгкое русло.

— А впрочем, господа, — весело проговорил он, — не принимайте наше - поэтическое состязание в жанре литературной сказки столь серьёзно. Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих — бездна поэзии!..  

    - Что объединяет этих русских писателей?(Они сочинили сказки, перед этим устроив «состязание», чья сказка будет лучшей, судить их было поручено Н.В. Гоголю.)

- В чем суть поэтического состязания?   (СОЧИНЯЛИ СТИХОТВОРНЫЕ СКАЗКИ НА НАРОДНЫЕ СЮЖЕТЫ)

- В чем изначально разошлись авторы? (Жуковский считал,чтосказки пишутся для детей, а Пушкин, что сказки можно читать в любом возрасте, специально для детей он ничего не писал).

-Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

(«Сказка о царе Салтане», «Спящая царевна».)

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, а не просто художественными обработками.

- Вспомните, в чём разница между  литературной сказкой и обработкой народной сказки, имеющими один и тот же сюжет?

(Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею.

Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по-другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.)

- А.С.Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники.  (Слайд 7).

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин? (В.И.Даля).

-Как он отзывался о сказках Даля?

Таким образом, чем же мы будем заниматься на уроке?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем работать над формированием навыков выразительного чтения. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".

- Откройте тетради на стр. 48 и посмотрите на задание № 1. Прочитайте внимательно данные о В.И.Дале и расскажите, что вы о нём узнали:

-Кем он был, чем занимался?

(Сообщение об авторе, подготовленным учеником) (Слайды 8,9)

Это Владимир Даль. А Казак Луганский его псевдоним.
Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора, создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Главным делом в жизни В.И.Даля было мирное создание словаря. Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить», а также знакомые с детства загадки и скороговорки.Всего около 32000 пословиц и поговорок. В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка" было собирание  русских  слов, разъяснение  их значения. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок.

 - Если мы откроем этот словарь, то посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие- разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произносим каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.

(Показывает словарь В.И.Даля)

- Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

  1. Знакомство с новым материалом.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля.

– Напомните, так что же  такое обработка народной сказки писателем? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства.Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране (Слайд 10).

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей)

– Прочитайте название сказки. Чем вас заинтересовала сказка?

– А как вы думаете, состоится ли война?

– Давайте проверим свои догадки при чтении.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1) Словарная работа

- Прочитаем сказку В.Даля «Война грибов с ягодами».

- Во время чтения отметьте непонятные слова.

- Чтобы она была нам более понятной, предлагаю вам попробовать объяснить их значение. (работа на карточках)

- Значение некоторых слов прочитаем на экране. (Слайд 11-12)

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

ВИШЬ - видишь

В ЧЕСТИ - в почёте

НЫНЕ - сейчас

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ПЯТА - пятка

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

ВЗДЫМАЕТСЯ - поднимается

СПОДРЯТ - подряд

БУРАЧКИ - свёкла

-Что это за слова? Почему Даль, пересказывая эту сказку, сохранил их? (Это устаревшие слова, но они народные).

Целевая установка: К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

ФИЗМИНУТКА

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку,
срывают воображаемые грибы.
Бегут по кругу,
собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, 
срывая воображаемые грибы.
Идут вразвалку,
затем топают правой ногой.

  1. Работа над содержанием сказки.

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку?(Надо уметь договариваться).

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)

- На уроке истории мы познакомились с самым мудрым и сложным способом прекращения конфликтов. Каким? (Компромисс – сделать уступки, подумать не только о своих интересах, но и о чужих).

- Кто герои сказки?

- На какие 2 группы можно распределить грибы? (Слайд 13)

- Во главе войска всегда стоит военачальник. Кто возглавил войско в сказке и почему? (Белый гриб - боровик)

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

– Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)

- Какой он? - Почему прёт?

- Какой военный план придумал?

- Какие грибы он призывал на войну?

- Опишем само войско. Для этого работаем в группах.

1 ряд: Опишите внешний вид волнушек и сморчков. (Найдите рифму.) Почему они отказались идти на войну.

2 ряд: Опишите внешний вид опят и груздей. (Найдите рифму.) Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?

3 ряд: Найдите, что и кто помешал войне грибов с ягодами (Найдите рифму)

(При анализе ответов обратить внимание на то, как должны читаться эти строки? (У нас ноги тонки, старички… Что вы можете предложить. А сам гриб – боровик, как следует читать его слова, чтобы было интересно всем слушателям)

  1. Выборочное чтение.

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика?(Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

– Кто помешал замыслу грибов?(Варвара).

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес? (Ей нужны были грибы)

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну?(К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

– Посмотрите на экран…

– А по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей)(Слайд 14).

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

- А знаете ли вы, что не все красивые ягоды полезны?

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

  1. Чтение сказки по ролям  (заранее подготовленные учащиеся).

– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования?

Целевая установка:

- Как  интересней будет звучать сказка при чтении по ролям или при чтении одного человека?

– Что вы услышали в конце сказки?(Слова рифмуются.)

– В каком литературном жанре присутствует рифма?(В стихотворном.)

– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.

  1. Индивидуальная работа.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором  (по карточкам – задание №2).

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

– Ребята, как вы думаете, почему речь простых людей часто оживлялась песней, шуткой, прибауткой?(высказывания)

– В сказке есть просторечные слова, которые мы стараемся не употреблять в речи (Слайд 15-16).

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

(Наверное, потому, что они ему нравились, потому что он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово)

- Они были характерны для того времени, когда жил В.И.Даль.

  1. ИТОГ

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

Работа в парах.(по карточкам – задание №3).

– Ребята, давайте соединим начало и концовку пословиц.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Какой тематике они посвящены?

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другупо - доброму…)

– Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки.

Домашнее задание

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий. (Слайд 17)

1. Рабочая тетрадь (стр. 49, з. 3,4).

2. Прочитать любую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом (язык сказки).

3. Прочитать вторую сказку «Кузовок» и сыграть дома.

4. Найти пословицы, поговорки, загадки В.И. Даля к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"

Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона»» (Система Эльконина-Давыдова) + Презентация

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме  «Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона»» (Система Эльконина-Давыдова)...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...