Технологическая карта программы по литературному чтению
рабочая программа по чтению на тему
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта программы по литературному чтению
№ | Тема урока | Планируемые результаты УУД | Информационный ресурс | Технологический ресурс | Операционный ресурс. | ||||||||||||||||||||||
О нашей родине (5ч) | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Савинова Ф. «Родина». | Личностные : - формирование основ российской гражданской идентичности; - воспитание любви к своей Родине; -осознание нравственных и этических ценностей произведений. Метапредметные: - сравнивать стихи о Родине разных авторов; -моделировать обложки к стихотворениям; -соотносить модели обложек стихотворений, записывая результаты в таблицу Предметные: -работать с основными компонентами учебника: оглавлением, текстом, вопросами и заданиями, иллюстрациями; -называть правильно стихотворение (фамилия автора, заголовок); -определять темп и тон чтения; -читать выразительно текст | 1 .Понятие «стихотворение» (жанр); назвать правильно фамилию автора, заглавие стихотворения. | Эвристическая беседа Рассматривание титульного листа. Чтение стихотворения учителем. Беседа и рассматривание иллюстраций. Ответить на вопросы. | Р. Уметь наблюдать за рифмой, тоном. Определить жанр и тему, Определить жанр и тему, указать фамилии автора, заглавие. П. Соотнесение строк из стихотворения с иллюстрациями. Т. Определение точки зрения автора, темпа-умеренный (ум.),быстрый(б.), медленный(м.) | ||||||||||||||||||||||
2. " | Никитин И. «Русь» | Личностные : - воспитать в себе чувство гордости за свою Родину, ощущение сопричастности к еѐ судьбе; -уметь осознавать нравственные и этические ценности произведений. Метапредметные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - уметь использовать информацию для решения учебных и практических задач. Предметные : - различать жанры произведений о Родине; - понимать значение слов «летописи», «летописец»; - выразительно читать: умение ясно, четко произносить звуки, слова; выбирать необходимый темп и громкость чтения; соблюдать паузы и логические ударения; выбирать нужную интонацию. | 1 .Работа с моделями стихотворения. 2. Определение жанра и темы произведения. | Чтение стихотворения учителем. При слушании уметь воспринимать отношение поэта к Родине. Беседа и ответы на вопросы. Выразительное чтение строфы. Соотношение стихотворения с моделью | Р.Умение слышать тон стихотворения. Выразительное чтение, соблюдая знаки препинания. П. Работа с моделью стих-я (автор, заголовок, тема, жанр) Т.Назвать пословицы о Родине. | ||||||||||||||||||||||
3. | Романовский С. «Русь» | Обогащение читательского опыта. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма. | 1 .Понятие о диалоге, чтения диалога. 2.Литературное произносимое слово. | Фронтальная проверка или самопожертвование по образцу. Выразительное чтение стихотворения И.Никитина «Русь». Работа с рассказом С.Романовского. Беседа после прочтения. Повторное чтение произведений. | Р. Умение распознавать текст. Самооценка - «Я сделал правильно» - знак . «Я допустил ошибку и исправил ее и т.д. Чтение стихотворения наизусть или по учебнику. П. самостоятельное чтение произведения. Выполнение заданий 1-3 в учебнике. Т. Чтение диалога. | ||||||||||||||||||||||
4. | Романовский С. «Слово о Русской земле» | Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели. Высказывание оценочных о прочитанном произведении. Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма. | 1 .Дать понятие «Летопись», «Летописец». 2. Различать жанры произведений о Родине. | Слушание рассказа. Беседа. Работа с произведениями. Чтение отрывка из летописи учителем. Повторное чтение детьми. | Р.Выявление первичного восприятия. Моделирование обложки под руководством учителя. П.Определение жанра и темы. Т.Выразить свое отношение к героям, автору | ||||||||||||||||||||||
5 | Прокофьев С. «Родина» Дополнительное чтение: Н.Рубцов «Россия, Русь-куда я ни взгляну…» | Смысловое чтение и умение работать с текстом.. Осознавать нравственные и этические ценности произведения. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи. Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; | 1 .Обогащатьсловарь учащихся. 2. Выделение в тексте знаков препинания пунктограммы. | Упражнение в чтении слов. Чтение наизусть стихотворения. Проверка заданий в тетради. Беседы после чтения. Работа с текстом. | Р.Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий 1-3 в учебнике. Выразительное чтение и П.сравнение стихотворений. Моделирование первой страницы обложки. Т.Подобрать к слову Родина синонимы. | ||||||||||||||||||||||
Народная мудрость (5ч) | |||||||||||||||||||||||||||
6. | Народная песня «Я с горы на гору шла...» | Личностные : проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное Метапредметные: - уметь использовать инфор-мацию для решения учебных и практических задач; - работать со схемами, моделировать; - классифицировать загадки по темам; - уметь сотрудничать в группе, в паре. Предметные: - понятие «фольклор»; - знать произведения фольклора; - читать и отгадывать загадки, различать загадки по темам. | Устное народное творчество: песни, загадки, заклички, небылицы. Приводить примеры, читать наизусть. | Самостоятельная работа с текстом. Беседа. Слушание в чтении учителя народной песни. Упражнение в чтении. Работа с иллюстрациями. Ответить на вопросы. | Р.Коллективная проверка заданий в тетради и самооценка своей работы. Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Прокофьева «Русь». Чтение текста про себя. П.Рассматривание схем. Работа со схемой. Игра «Я знаю». Чтение учащимися песни по частям. Выполнение заданий 1-3 в учебнике 1,2 в тетрадях. Т.Сравнение разных фольклорных форм. | ||||||||||||||||||||||
7. | Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал» | Личностные: понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Предметные : -выделять особенности жанра былины: повторы, напевность, особенности языка и изобра-жения героев; - пересказывать текст по готовому плану; - моделировать обложку. | 1.Понятие «Былина», «Былинный сказ», «Былинный герой». 2. Особенности языков. | Работа с загадками. Повторить схему «Фольклор». Слушание былинного сказа. Беседа. Работа с произведениями. Самостоятельное чтение. Работа с иллюстрациями. | Р. Чтение наизусть загадок. Определение заглавия, автора, жанра. П. Выполнение заданий 1 -3 в учебнике. Т. Выделение слов, редко употребляемых или не используемых в речи. | ||||||||||||||||||||||
8. | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Смысловое чтение и умение работать с текстом.. Осознавать нравственные и этические ценности произведения. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи. Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; Осознавать нравственные и этические ценности произведения. | Выделить признаки былины (былинного сказа). Самостоятельно готовить рассказ о былинном герое. | Рассказы детей по иллюстрациям. Самостоятельное чтение былины. Беседа. Чтение по частям. Словарная работа. Работа с иллюстрациями. | Р.Работа с учебником и тетрадью. Моделирование обложки. Составление плана схемы. Чтение устаревших слов, двойных слов. Т.Описание образа былинного богатыря. | ||||||||||||||||||||||
9. | Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Метапредметные: -сравнивать разные малые фольклорные формы; -классифицировать пословицы по темам; - работать со схемами, моделировать; - использовать информацию для решения учебных и практических задач. Предметные: -знать малые жанры русского фольклора; - уметь приводить примеры пословиц к указанным темам | Объяснение слов: «фольклор», «былина», «загадка», «пословица». Понятие «потешка», «шутка», «пословица». | Объяснение слова. Чтение диалога. Работа со считалкой, потешкой. Самостоятельная работа | Р. Краткий пересказ по плану. Выборочное чтение. П. Выполнение заданий 1 и 2. Т. Чтение считалки, выполнение заданий в учебнике; работа со словарем. | ||||||||||||||||||||||
10 | Проверь себя | Личностные : Самоконтроль и самооценка уровня обученности по теме. Метапредметные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; -выделение существенной информации; -структурирование знаний; -осуществление процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения для выполнения учебных заданий. Предметные : Выявление уровня овладения навыком чтения вслух, понимания прочитанного произведения. | Устное народное творчество «Книжная полка» Илья Муромец. Песенки, потешки, заклички, приговорки. Колыбельные песенки, потешки, прибаутки | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. | Проверка навыка чтения вслух Т: Придумай загадку, пословицу, шутку или считалку | ||||||||||||||||||||||
О детях и для детей ( 20ч) | |||||||||||||||||||||||||||
11 | Барто А. «Катя» Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена» | Личностные: Понимание нравственных понятий: труд-лень, зло-добро, сотрудничество и т.д. Метапредметные: Постановка и решение учебной задачи по алгоритму «Работа с текстом произведения» Предметные: -выполнить задания в учебнике и тетради,выделить в тексте пословицу о труде,определять главную мысль произведения, выявлять позицию автора. | Пословицы о труде. Определить главную мысль. | Повторение: фольклор и произведение фольклора. Знакомство с новым разделом. Дифференцированная работа с текстом. Дополнительное чтение стихотворения. Б.Заходера «Перемена». | Р. Игра «Дополни предложении». Самостоятельное чтение. П. Выполнение заданий 1 и 2 в учебнике. Беседа по содержанию. Т: Работа по группам. | ||||||||||||||||||||||
12 | Баруздин С. «Стихи о человеке и его словах» | Выявление смыслового и эмоционального подтекста произведения. Характеризовать персонажи, определение собственного отношения к ним. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения. | Самостоятельное чтение стихотворений. Беседа о словах. Выразительное чтение стихотворения. | Р. Игра «Я знаю пословицы». Чтение вслух. Выполнение заданий по учебнику и в тетради. | |||||||||||||||||||||||
13 | Баруздин С. «Как Алешке учиться надоело» | Личностные: -осознают значимость чтения; - проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; -высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Метапредметные : -сравнивать произведения на одну тему; выделять главную мысль произведения; делить текст на части и составлять схематический план; -работа в парах: взаимная проверка чтения вслух. Предметные : -называть правильно произведения (фамилия автора, заголовок); | Делить текст на части. | Слушание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворения, рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрации произведения. | Р. Назвать фамилию автора и заглавие произведения. Игра «Кто быстрей» П. Объяснение смысла пословиц. Т. Сравнение произведений. | ||||||||||||||||||||||
14 | Пермяк Е. «Смородинка» Дополнительное чтение С.Михалков «Прогулка» | Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Составление характеристик героев. Подбор иллюстраций к эпизодам произведения. | Работа с произведением. Выполнение заданий 1-3 в тетради. Деление текста по готовому плану. | Р. Моделирование обложки. П. Работа с иллюстрациями Т. Обсуждение образа героя. | ||||||||||||||||||||||
15 | Носов Н. «Заплатка» Г. Сапгир «Рабочие руки» Дополнительное чтение Нанайская сказка «Айога» | Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Смысловое значение пословиц. | Слушание рассказа. Выполнение задания в учебнике. Упражнение в чтении диалогов. Выполнение заданий в тетради. | Р.Самостоятельное чтение. Деление текста на части. П.Составление схематического плана по ключевым словам. Игра «Запиши и докажи» Т.Составление характеристики героя. | ||||||||||||||||||||||
16 | Крылов И. Басня «Лебедь. Щука. Рак» Толстой Л. «Страшный зверь» Дополнительное чтение Я.Аким «Жадина» | Личностные: -высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Метапредметные: - владение способами получения, анализа и обработки информации - сравнение басен: выделение общих признаков и различий Предметные: -чтение басни с соответствующим тоном и темпом; - выделение морали и рассказа (части басни) | Структура и форма басни (стихотворной и прозаической) Объяснение учителя: басня, баснописец, мораль. | Слушание басни Крылова И. Беседа Упражнение в чтении басни. Сравнение басен. | Р.Чтение скороговорок Моделирование обложки, нахождение фамилии автора, заглавия, определение жанра. П.Выполнение заданий 1 -4 в учебнике. Выбор тона и темы чтения морали и рассказа. Т.Выделение общих признаков (морально- учение) и отличие. | ||||||||||||||||||||||
17-18 | Зощенка М. «Самое главное» | Личностные : -проявляют интерес к учебному материалу; -выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий; -понимают роль человека в обществе. Метапредметные : - планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия; - использовать знаково-символические средства для создания модели изучаемогообъекта; -участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; Предметные: - знать содержание произве-дения; - составление схематического плана; - пересказ по плану; -выполнить задания в учебнике и тетради. | Обучение пересказу по картинному плану. | Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении. . | Р. Выполнение заданий в тетради. Выразительное чтение басни. Чтение названия произведения (фамилия автора, заглавие). П. Выделение структурных частей. Т. Обсуждение иллюстраций. Чтение 1 и 2 части рассказа. | ||||||||||||||||||||||
19 | Сутеев В. | Дифференциация | Обобщение по теме. | Р. | |||||||||||||||||||||||
«Кто лучше» Дополнительное чтение В.Осеева «Волшебная иголочка» | Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | заданий | Самостоятельная работа с произведением Самостоятельное Выполнение заданий в тетради. | Чтение произведения молча. Выполнение заданий по тексту П. Назвать героев сказок В.Сутеева. Заполнить схему. Т. Проверка и самооценка. | |||||||||||||||||||||||
20-21 | Митта А. «Шар в окошке» Пермяк Е. «Две пословицы» Дополнительное чтение В.Берестов «Прощание с другом» | Смысловое чтение и умение работать с текстом.. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи. Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; Осознавать нравственные и этические ценности произведения. | Пересказ по готовому | Чтение отрывков из сказок. Слушание сказки в чтении учащихся. Обучение подробному пересказу по плану. Выполнение заданий в тетради. | Р.Игра по страницам сказок В. Сутеева . Самостоятельное чтение П. Выполнение заданий. Т: Деление на части. | ||||||||||||||||||||||
22 | Пантелеев Л. «Две лягушки» Дополнительное чтение В.Катаев «Цветик-семицветик» | Выявление смыслового и эмоционального подтекста произведения. Характеризовать персонажи, определение собственного отношения к ним. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения. | Сравнение жанров произведений | Обсуждение образов героев. Слушание произведения В.Беспалькова «Совушка» Беседа Повторное чтение по частям. | Р. Работа с моделями Чтение текста. Выполнение заданий к тексту. Выделение ключевых предложений. П. Определение главной мысли. Рассматривание иллюстраций. Т. Выяснение особенностей произведения. | ||||||||||||||||||||||
23 | В. Беспальков «Совушка» | Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели. Высказывание оценочных о прочитанном произведении. | Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения | Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Каким ты представляешь Федотку? (словесный портрет) Как называли сову отец и мать Федотки? (прочитай)-поисковое чтение Подготовь подробный пересказ одной части текста. | ||||||||||||||||||||||
24 | Сутеев В. «Снежный зайчик» Носов Н. «Затейники» Дополнительное чтение Н.Носов «На горке» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Сравнение произведений В.Сутеева. | Работа с произведением Обсуждение образа. Слушание рассказа Н.Носова | Р. Чтение учащимися по частям Выполнение заданий в учебнике и тетради. П. Моделирование обложки. Обсуждение рассказа. Т. Пересказ от одного из имен героев. | ||||||||||||||||||||||
25 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» Дополнительное чтение «Царевна лягушка» | Извлечение необходимой информации из прослушанного стихотворения, определение основной и второстепенной мысли. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. | Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. | Чтение и пересказ рассказа Чтение вслух учителем. Сравнение сказок, их моделей. | Чтение вслух по частям. Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради Выделение названия (фамилия автора и заглавие) Чтение в рубрике «Обрати внимание». | ||||||||||||||||||||||
26 | Братья Гимм «Маленькие человечки» Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» | Личностные: - осознают значимость чтения; - проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; - высказывают свою точку зрения. Метапредметные: -выделять жанровые признаки сказки; -классифицировать сказки; - выделять главную мысль произведения; делить текст на части и составлять простой план; -работать в парах: взаимная проверка чтения вслух. Предметные: - закрепить понятие о сказках, уметь определять их тему и национальные особенности. Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок. | Сравнение сказок (народная, авторская), определение тематики | Чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы. | Р: Какие подарки получили маленькие человечки. Прочитай. Какими были сапожник и его жена. Расскажи. П: Подходит ли к этой сказке пословица»За добро добром платят». Т: Сравни сказку Братьев Гримм с русской народной сказкой «У страха глаза велики» Разгадай кроссворд в рабочей тетради. | ||||||||||||||||||||||
27 | Андерсен Х.К. «Пятеро из одного стручка» Доп.чтение: «Принцесса на горошине». | Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок. | Слушание сказки Беседа по вопросам учебника. Чтение сказки детьми. Выполнение заданий в тетради. | Дифференцированная работа по группам. | |||||||||||||||||||||||
28-29 | Братья Гимм «Семеро храбрых» | Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок. | Особенности сказки (повторы, последовательность событий) и национальные признаки (имена героев, детали) | Выделение особенностей сказки: повторы, последовательность событий, национальных признаков. Выразительное чтение, определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами «У страха глаза велики» | Рассматривание книг со сказкой Задание в тетради. | ||||||||||||||||||||||
30 | Проверь себя | Использование различных форм поиска информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима | ||||||||||||||||||||||||
Уж небо осенью дышало….( 6ч) | |||||||||||||||||||||||||||
31 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...» Г.Скребицкий «Осень» Дополнительное чтение: М.Пришвин «Осеннее утро» | Овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, -осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения; построение рассуждений; | Выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы. | . Знакомство с новой темой: чтение вводной статьи. Слушание стихотворения А.Пушкина. Самостоятельное чтение, словарная работа, рассматривание иллюстраций. | Р. Выразительное чтение стихотворения. Ответить на вопросы в учебнике. П. Работа с моделями, соотнесения моделей с прочитанными произведениями, называя их. Определение жанра. Т. Чтение рассказа М.Пришвина «Осеннее утро». Описание картины. | ||||||||||||||||||||||
32 | Э.Шим «Белка и ворон». Е.Трутнева «Осень» | Определение главной мысли произведения. Понимание образов героев произведения. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения. Инсценирование произведения в парах. | Учить выразительному чтению диалогов. Сравнивать художественные произведения. | Чтение произведений самостоятельно. Выполнение заданий к тексту. Беседа по вопросам в учебнике. Чтение описания картин о природе. | Р. Выразительное чтение произведений. Определение темы и жанра. П. Работа с иллюстрацией. Моделирование обложки. Работа в тетради. Т. Игра «Назови правильно». Рассмотреть модели обложек и назвать жанр и тему произведений. | ||||||||||||||||||||||
33 | Н.Сладков «Эхо» Дополнительное чтение А.Твардовский «Начало осени» | Предметные : -отработка навыка чтения вслух и молча; выразительное чтение диалогов; приводить примеры разножанровых произведений; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват-ной оценки. уметь форми-ровать коммуникативно- речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров-сказки и рассказоа. | ||||||||||||||||||||||||
34 | Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки...» М.Пришвин «Не досмотренные грибы» | Определение главной мысли произведения. Понимание образов героев произведения. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения. Пересказ произведения | Сказка | Работа со стихотворением: Чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Самостоятельная работа с произведениями М.Пришвина «Недосмотренные грибы», чтение про себя, выполнение задания в учебнике и тетради. Итоговая беседа. Рассуждения по прочитанному произведению. | Р. Умение детей читать выразительно вслух и про себя. Отвечать на вопросы по П. Выборочное чтение учащихся. Объяснение учащихся в понимании новых слов. Описание предметов и высказывание своих мнений о прочитанном. Т. Решение кроссвордов в рабочей тетради. С.52. Работа с загадками. | ||||||||||||||||||||||
35 | Э.Шим «Храбрый опенок» Дополнительное чтение А.Майков «Осень» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор, чему учит это произведение?) | У-ПК. Работа над содержанием сказки. Выделение главной мысли. КК. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа о произведении. | Р. Выразительное чтение сказки. Ответы на вопросы по прочитанному произведению. П. Составление характеристик о главных героях. Рассмотрение иллюстраций о прочитанном, выборочное чтение сказки. Т. Описание одного гриба. Записать предложения в рабочую тетрадь. | ||||||||||||||||||||||
36 | Проверь себя | Использование различных форм поиска информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима | Р: Каким ты представляешь лес? Найди в тексте как лес отвечал на вопросы. П: Какое настроение вызывает этот рассказ с лесом? Обясни. Т: Поиграй с друзьями в эхо. | |||||||||||||||||||||||
2 четверть (28ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Снежок порхает, кружится (19ч) | |||||||||||||||||||||||||||
37 | З.Александрова «Зима» Дополнительное чтение К.Ушинский «Проказы старухи зимы» | Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Воспитание любви к природе | Выразительные средства языка в применении чтения стихотворении. Введение понятия (сравнение). | У-ПК. Выразительное чтение стихотворения. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Ответы на вопросы после прочитанного. Чтение рассказа и обсуждение о прочитанном. | Р. Выразительное чтение произведений и их обсуждения. Нахождение сравнений в текстах. Применение при чтении выразительного средства языка. П. Заучивание стихотворения наизусть Т. Нарисуй картину, которую ты представляешь во время чтения этого стихотворения | ||||||||||||||||||||||
38 | С.Иванов «Каким бывает снег» Дополнительное чтение С.Есенин «Пороша» | Умение обобщать и систематизировать полученную в тексте информацию. Поисковое чтение. Умение ставить вопросы к тексту. Владение методами представления полу- ченной информации (моделирование, конструирование, рассуждение. описание и др.).к тексту. | Чтение наизусть Краткий пересказ по плану | Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение краткому пересказу по плану. | Р: Найди описание снега в каждой части. Прочитай выразительно П: Подготовь краткий пересказ по плану Т: Сколько характеров у снега можно отметить? | ||||||||||||||||||||||
39 | И.Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Расширение читательского кругозора. Расширение словарного запаса.. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения. | Деление текста на части. Подробный пересказ. | Самостоятельное чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Зима в лесу». Работа с текстом произведения: Выполнение заданий в учебнике, чтение по частям, упражнение в чтении описаний (деревья, зайцы и т.д.) Выполнение заданий 1-2 в тетради под руководством учителя. Самостоятельная работа по группам (диф ференцированно). | Р.Выразительное чтение рассказа. Составление плана. Подробный пересказ прочитанного. П. Озаглавить каждую часть. Самостоятельное составление плана. Т. Работа в рабочих тетрадях. С. 59. | ||||||||||||||||||||||
40-41 | Э.Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Создание образа Морозки. Объяснение реальных сказочных событий. | Работа с произведением по теме. Слушание сказки Э.Шима «Всем вам крышка». Беседа (выявление первичного восприятия). Моделирование обложки. Выполнение задания в учебнике. Беседа по вопросам в учебнике. | Р. Чтение сказки, беседа о прочитанном. Составление характеристики главного героя. Различие реальных и сказочных событий. П. Составление плана и рассказ по нему. Работа с иллюстрациями учебника. Т. Написать краткий рассказ о главном герое сказки. Нарисовать рисунок. | ||||||||||||||||||||||
42 | Русская сказка «Дети деда Мороза» Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка метелица» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Обучение пересказу по плану. | У-ПК. Чтение сказки по учебнику, рассматривание иллюстраций. Словарная работа: выделение непонятных слов. КК. Самостоятельное чтение сказки. Работа по плану в учебнике. | Р. Самостоятельное чтение сказки. Выполнение задания в учебнике. Пересказ плана после чтения. П. Выразительное чтение диалогов. Создание звуковых образов детей Деда Мороза. Т. Отгадывание загадок. Сочинить сказку по рисунку. С.61. (рабочая тетрадь). | ||||||||||||||||||||||
43-44 | М.Пришвин «Деревья в лесу». Коллективное творчество «Зима в лесу» | Расширение читательского кругозора. Расширение словарного запаса.. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения. | Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу». | Чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу». Выполнение заданий в учебнике. Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу» Выставка творческих работ. Обсуждение иллюстрации к сказке «Бабушка Метелица» в учебной хрестоматии | Р. Чтение рассказа и обсуждение прочитанного. Выполнение задания в учебнике и творческая работа. П. Рисование картины «Зима в лесу». Т. Сочини рассказ. Раскрасить и подписать рисунок с.63 (Рабочая тетрадь). | ||||||||||||||||||||||
45 | И.Суриков «Детство» | Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное. | Работа со стихотворением, создание образа автора- рассказчика. | Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Детство». Беседа после слушания. Самостоятельное чтение учащихся, самостоятельное чтение, выполнение заданий к тексту. Работа в тетрадях. | Р. Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Детство», передавая настроение мальчика в начале стихотворения и в конце. П. Рассматривание иллюстраций (детали рисунка, которые дополняют текст - одежда, сани и т.д.) Т. Сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста (материал для книжки самоделки). | ||||||||||||||||||||||
46-47-48-49-50 | В.Даль «Девочка Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка» Дополнительное чтение Японская сказка «Журавлиные перья» | Личностные: -высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Метапредметные :соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время; -уметь использовать знаково-символические средства для создания модели изучаемого объекта (моделирование обложки, схематический план с введением «заместителей» действующих лиц). Предметные: - знать структуру сказки: зачин, повторы- песенки, концовка; -пересказ от лица одного из героев; - читать по ролям | Различение народных и литературных сказок, составление эскизно-модельного плана с «заместителями» героев | Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о снегурочке. | Р. Чтение сказки В.Даль «Девочка Снегурочка». Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. П:Разыграть с друзьями эту сказку по ролям. Т: сочини свою сказку про снегурочку. | ||||||||||||||||||||||
51 | Н.Некрасов «Саша» Доп.чтение: В.Одоевский. «В гостях у дедушки Мороза» | Личностные: -понимают и объясняют нравственно- этические правила поведения героев произведений и обогащают свой нравствен-ный опыт Метапредметные : - мотивированное чтение -сравнивать произведения Н. Некрасова и И.Сурикова - составлять эскизно-модельный план - аргументированная взаимооценка Предметные: - умение работать с текстом, выделять фамилию автора и заглавие произведения, ставить вопросы к тексту -выделять рифмы, вырази-тельно читать | Выразительные средства языка в чтении стихотворения. | У-ПК. Рассматривание книг по теме «Русские народные сказки ». Выбрать народные сказки, а потом литературные. КК. Беседа о сказках . У-ПК. Работа с текстом произведения: чтение учителя стихотворения. Тренировочное чтение первых четырех строк, (обозначение пауз разной длительности). Сведения об авторе (рассказ учителя). КК. Рассматривание иллюстрации к стихотворению. Найти в тексте слова, подходящие к этой картинке. | Р. Выразительное чтение стихотворения, применяя выразительные средства языка. П. Составление связного рассказа по иллюстрации учебника и дать характеристику главной героине отрывка. Т. Мини-сочинение учащимися о зимних забавах. | ||||||||||||||||||||||
52 | Г. Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» | Личностные: -проявляют интерес к учебному материалу; Метапредметные: -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради) - сравнивать произведения по заданному признаку (о природе). Предметные : -различать художественный и познавательный тексты -владеть различными видами чтения - пересказ | Научно- познавательные и художествен- ные произведения о природе | Работа с рассказом Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как белочка зимует»: чтение вслух по абзацам, выполнение задания в учебнике. Подготовка к пересказу текста подробно. Выполнение задания в тетради. | Р. Умение читать рассказ выразительно и осознанно. Отвечать на вопросы в учебнике с. 145. П. Самостоятельная подготовка детей к подробному пересказу. Работа в парах. Т. Придумать свой рассказ «Белочка» по иллюстрации учебника. | ||||||||||||||||||||||
53-54 | .Соколов Микитов «Узоры на снегу» И.беляков «О чем ты думаешь снегирь» | Личностные: -проявляют интерес к учебному материалу; Метапредметные: -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради) - сравнивать произведения по заданному признаку (о природе). Предметные : -различать художественный и познавательный тексты -владеть различными видами чтения - пересказ | Научно- познавательные и художественные произведения о природе | Чтение рассказа про себя. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произведений о природе. Иллюстрирование произведения. | Р: Объясни, почему рассказ озаглавлен «Узоры на снегу»как ты понимаешь выражение читать следы на снегу? Запиши. П: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией. Выучи наизусть. Т: Иллюстрирование произведения. | ||||||||||||||||||||||
55 | Творческий проект «Царство Мороза Ивановича» Доп.чтение: В.Одоевский. «Мороз Иванович» | Метапредметные: -определить учебную задачу, распределить работу (подбор материала, оформление и т.д.) -умение взаимодействовать при выполнении коллективной работы (работа в группах) Предметные: -презентация проекта | Выполнение творческого проекта, используя умения, полученные на уроках технологии, изо и музыки | ||||||||||||||||||||||||
Здравствуй праздник новогодний ( 9ч) | |||||||||||||||||||||||||||
56 | С.Михалков. «В снегу стояла елочка». | Личностные: -проявляют интерес к учебному материалу; -формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. Метапредметные: обобщают и систематизируют имеющуюся в тексте информацию, определяют значение использованных в тексте языковых средств на основе понимания содержания, умеют на основе анализа прочитанного сформулировать несложный вывод, умеют работать в парах и группах, оценивать работу друг друга Предметные: -определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения, используя условно-символическое моделирование - чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем произв. | Знать стихотворные и прозаические произведения о новогоднем празднике Стихотворное и прозаическое произведение | Слушание. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста. | Р: Похоже ли это произведение на сказку? Выскажи свое мнение. Почему у елочки исчез страх? Прочитай. П: Рассмотри иллюстрации и найди подходящие к ним слова из текста. Т: Выучи наизусть это стихотворение | ||||||||||||||||||||||
57-58-59 | А. Гайдар «Елка в тайге» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Знать стихотворные и прозаические произведения о новогоднем празднике | Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с тестом. Деление на части, Составление плана. Пересказ по плану. | Р: Как готовились к встрече нового года в тайге? Прочитай. Найди в тексте описание елки, Как ее назвал автор? Прочитай. Т: Возьми в библиотеке книгу А.Гайдара «Чук и Гек» и прочитай. | ||||||||||||||||||||||
60-61 | С.Маршак «Декабрь». С. Городецкий «Новогодние приметы» | Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное. | Знать стихотворные и прозаические произведения о новогоднем празднике | Чтение стихотворения. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению. | Р: установи соответствие иллюстрации и текста стихотворения. Прочитай отрывок. П: Объясни пословицу «Снега много – хлеба много» Т: найди пословицы о зиме, приметы зимние. | ||||||||||||||||||||||
62 | Проверь себя | Использование различных форм поиска информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Выполнение зданий в учебнике Книжная полка С.Маршак «Круглый год» А.Барто «Дело было в январе» В.Степанов «Календарь»-сборник стихотворений | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. | Р: Вспомни и назови фамилии писателей у которых есть произведения о природе П: Кто из авторов рассказал о жизни природы зимой? Напиши Т: напиши мини-отзыв о понравившемся произведении Поиграй с друзьями в эхо. | ||||||||||||||||||||||
63 | Библиотечный урок Книга Г.Х. Андерсена Дополнительное чтение Х.К.Андерсен «Штопальная игла» | Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.Высказывание оценочных о прочитанном произведении. | Рассматривание и выборочное чтение книг Х.К Андерсена | ||||||||||||||||||||||||
64 | Урок-утренник «Идет волшебница -зима» | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей, готовность слушать собеседника и вести диалог; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу | Инсценирование сказки. Чтении по ролям. | Выступление чтецов Инсценирование эпизодов из изученных произведений. Литературная викторина | Р: инсценирование сказки в группе. П: составь кроссворд по теме «волшебница –зима» Т: Сочини собственное произведение о зиме | ||||||||||||||||||||||
3четверть ( 40 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Произведения о животных (15ч) | |||||||||||||||||||||||||||
65 | «Буренушка» (русская нар. песня) В.Жуковский «Птичка» Дополнительное чтение Е.Чарушин «Перепелка» | Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное. | песня | Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения в.Жуковского «Птичка». Работа с моделями обложек. Сравнение произведений. | Р: упражнения в чтении, объяснение слов песни П: выразительное чтение стихотворения Т: выучить одно из произведений | ||||||||||||||||||||||
66 | К.Ушинский. «Кот Васька» Е.Благинина. «Голоса леса» | Личностные: -приобретают способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные планировать собственную деятельность в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради), сравнивать произведения по заданному признаку (о животных).Находить и самостоятельно читать книги о животных Предметные различать жанры произведений; соотносить главную мысль произведения с пословицей; читают вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное | Знать, различать и пересказывать разножанровые произведения о животных | Ознакомительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Упражнения в выразительном чтении по абзацам. Работа с иллюстрацией к рассказу. Чтение считалок и загадок. Заполнение схемы «произведения фольклора» Упражнения в чтении считалок и загадок. Выполнение заданий в тетради. | Р:Прочитай так, чтобы было понятно, что ты любуешься котом. П: прочитай из стихотворения строки относящиеся к иллюстрации. Т: придумай свою загадку о лисе, волке, еже. | ||||||||||||||||||||||
67 | М.Пришвин «Старый гриб» П. Комаров «Олененок» Дополнительное чтение Н.Рубцов «Про зайца» | Личностные: -приобретают способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные составлять схематический план, пересказывать по плану; планировать собственную деятельность Предметные определять главную мысль произведе-ния; читать вслух целыми словами | Чтение произведение, выполнение заданий к тексту, моделирование обложки. Подготовка рассказа по иллюстрации. Подготовить сообщение об авторе. Выразительное чтение стихотворения «Олененок» | Р: Какие слова автор подчеркивают бережное отношение к природе. Подчеркните. П: Сравните рассказы М.Пришвина о грибах «Старый гриб» и «Храбрый опенок» Т: составить книжку- самоделку о героях животных | |||||||||||||||||||||||
68 | К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», | Личностные: -приобретают способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные составлять схематический план, пересказывать по плану; планировать собственную деятельность Предметные определять главную мысль произведе-ния; читать вслух целыми словами | План произведения, модель обложки. | Слушание. Выяснение особенностей рассказа (описание лисы, определение отношения автора к героине рассказа). Чтение и комментирование каждого абзаца. Выполнение заданий в тетради. | Р: Дай характеристику главной героине рассказа. Как ее называют в сказках? П: «Лиса – всему свету краса». Подходит ли эта поговорка к рассказу? Порассуждай. Т: Придумай свою сказку о лисе | ||||||||||||||||||||||
69 | В. Бианки «Еж спаситель». Дополнительное чтение М.Пришвин «Журка» | Личностные: -приобретают способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные составлять схематический план, пересказывать по плану; планировать собственную деятельность Предметные определять главную мысль произведе-ния; читать вслух целыми словами | План произведения, модель обложки. | Слушание. Выяснение особенностей рассказа. Чтение и комментирование каждого абзаца. Выполнение заданий в тетради. Пересказ текста М.Пришвина «Журка | Р:Почему так озаглавлен текст П: Найди и прочитай описание гадюки.Подготовь подробный персказ по картинному плану к рассказу В. Бианки Т: Пересказ текста М.Пришвина «Журка | ||||||||||||||||||||||
70-71 | М.Дубин «Тары-бары…..» Дополнительное чтение «Хвосты» | Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Метапредметные: обобщают и систематизируют имеющуюся в тексте информацию, определяют значение использованных в тексте языковых средств на основе понимания содержания,умеют на основе анализа прочитан-ного сформулировать несложный вывод Предметные: умеют рассказывать сказки с присказками, использовать словарь для толкования устаревших слов и выражений | Присказка- это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы | Упражнения со скороговорками: выразительное чтение. Слушание чтения учителем стихотворения М.Дудина «тары…бары…». Выяснение ритма и тона чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Слушание сказки «Хвосты». | Р: какие сказки можно вспомнить, читая это стихотворение. П: прочитай выразительно стихотворение, передавая голосом его настроение. Т: Расскажи сказку любую с присказкой. | ||||||||||||||||||||||
72 | К.Ушинский «Плутишка кот» Дополнительное чтение К.Паустовский «Барсучий нос» | Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. | Авторская и народная сказка. | Работа с детскими книгами народных сказок. Слушание чтения учителя сказки «Плутишка кот». Беседа по выявлению первичного восприятия. Работа с текстом сказки: толкование устаревших слов, поиск слов и выражений встречающихся в других сказках. Выразительное чтение. Составление словаря редко употребляющихся слов. | Р: Рассмотри иллюстрации к сказке и прочитай отрывок к ним из сказки. П: Подготовь выразительное чтение одной из частей сказки. Т: Составь план сказки (запиши или нарисуй) Подготовь пересказ. | ||||||||||||||||||||||
73-74 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» Дополнительное чтение Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену» | Личностные: осознают значимость чтения; выражают эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; Метапредметные обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию.использовать поисковое чтение. Ставить вопросы к тексту. Определять главную мысль текста. Умение сформулировать личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки; подробный и краткий пересказ Предметные: различать народные и авторские сказки; иллюстрировать текст; читать диалоги по ролям | Сказки о Животных. Народная или литературная сказка | Чтение сказки «Журавль и цапля». Беседа после первичного чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту (описание героев). Упражнение в выразительном чтении по ролям (рассказчик, журавль, цапля) в группах: тренировочное чтение. Слушание по учебной хрестоматии африканской народной сказки «О том как лиса обманула гиену» | Р: Словесный портрет героев. П: расскажи сказку от лица одного из героев (журавль или цапля), используя присказку. Т: Сочинить сказку с героями народных сказок | ||||||||||||||||||||||
75 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Личностные: осознают значимость чтения; выражают эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; Метапредметные: обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию. Использовать использовать поисковое чтение. Ставить вопросы к тексту. Определять главную мысль текста. Умение сформулировать личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. -моделирование обложки; - подробный и краткий пересказ Предметные: различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование текста; чтение диалога по ролям | Сказки о животных. Народная или литературная сказка. Чтение по ролям | Чтение сказки. Работа с текстом сказки. Сравнение сказок «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» ( содержания, начала, концовки, героев). Чтение вслух для соседа по парте. | Р: Дай характеристику героям сказки в таблице( умный, трудолюбивый, добрый) П: Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных. Есть ли в сказке чудеса? Где происходит действие? Найди ответ в тексте. Т: Перескажи русскую народную сказку «Зимовье зверей» кратко по плану: побег из дома, летом в лесу, жизнь в избушке, незваные гости. | ||||||||||||||||||||||
76-77-78 | Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Дополнительное чтение Р.Киплинг Откуда у кита такая глотка | Предметные: различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование текста; чтение диалога по ролям Метапредметные Умение работать с текстом. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам | Сказки о животных. Авторские сказки | Работа с книгами сказок о животных: рассматривание, правильное называние книг; деление сказок на две группы- народные и литературные. Слушание скаки «откуда у кита такая глотка» Творческая работа: рассказывание сказки от лица одного из героев. Работа со сказкой «Сказка про Ворбья Воробеича и Ерша Ершовича» ;знакомство со сказкой, ее названием (фамилией автора, заголовком), чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Чтение по ролям. | Р: Дополни таблицу пользуясь текстом: чем герои сказки хотели угостить друг друга. П: Какая это сказка: народная или литературная? Объясни свой ответ. Т: Подготовь выразительное чтение диалога героев сказки. Пересказ сказки(по желанию) | ||||||||||||||||||||||
79 | Русская народная сказка «Белые перышки» Обобщение по разделу. | Предметные: различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование текста; Метапредметные Умение работать с текстом. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение. Личностные отношение к произведению, героям, их поступкам; контроль и самооценка результатов своей деятельности; оценка эстетической стороны выполнения заданий в тетради | Сказки о животных. Народные сказки «Книжная полка» В.Бианки «Кто чем поет» Г.Снегирев «Дикий зверь» К.Чуковский «Ежики смеются» Б.Житков «Рассказы о животных» В.Дуров «Мои звери» | Слушание чтения сказки хорошо читающими детьми. Работа с текстом сказки: выполнение заданий в учебнике; изучающее чтение 9описание начала, развития событий, конца); соотнесение иллюстрации с текстом сказки; выделение реальных факторов и вымысла. Работа с рубрикой «Книжная полка», рекомендации к самостоятельному чтению. | Р: Отчего глаза и брови у глухаря покраснели? Найди ответ в тексте. Чем закончилось путешествие глухаря? П: Что в этой сказке правда? Прочитай. Рассмотри иллюстрацию и найди отрывок из сказки. Т: Прочитай самостоятельно сказки с «Книжной полки» и сделай обложку к любимой книге о животных. | ||||||||||||||||||||||
Зарубежные сказки (11ч) | |||||||||||||||||||||||||||
80 | Украинская народная сказка «Колосок» Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Предметные: Обогащение читательского опыта. Знакомство со сказками зарубежных писателей. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сжатый и подробный пересказ. Метапредметные: -составлять схематический план, пересказывать по плану; - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради) - сравнивать произведения по заданному признаку (о животных). Личностные отношение к произведению, героям, их поступкам; | Выделение признаков сказки. Правильное называние произведения. Схематический план. Пересказ | Знакомство с произведением: чтение заголовка, определение жанра. Чтение сказки. Работа с текстом: выполнение заданий в учебнике; рассматривание иллюстраций и чтение подходящих к ним эпизодов из сказки; анализ текста; перечитывание и составление цепочки событий- что делал петушок, что делали мышата. Выразительное чтение по ролям(сказочник петушок, мышата). Составление схемы «народные сказки» | Р: какую работу выполнил петушок, чтобы испечь пирог? Запиши в схеме тетради. П: Восстанови цепочку событий сказки о петушке и мышатах. Оформи схему. Т: Сравни сказку «Волк, улитка и осы» со сказками других народов. | ||||||||||||||||||||||
81-82 | Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»! | Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Метапредметные: - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради) Сравнительный анализ сюжетов и героев сказок Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам | Выделение признаков сказки. Сравнение со сказкой «Зимовье зверей» | Работа со сказкой: чтение заголовка, слушание сказки, выполнение заданий в учебнике. Рассматривание иллюстраций, чтение подходящего к ней эпизода. Выделение деталей, подтверждающих, что это английская сказка. Выразительное чтение первой части: определение тона чтения, тренировочное чтение про себя, громкое чтение по ролям. | Р: Кого Джек встретил по дороге? Как он относился к просьбам тех, кого встречал? Каким ты представляешь Джека, расскажи по плану. П: Сравни эту сказку с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Заполни таблицу в тетради. Т: Расскажи сказку от лица Джека. Возьми в библиотеке книгу со сказками народов мира. | ||||||||||||||||||||||
83-84-85 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Дополнительное чтение сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сравнительный анализ сюжетов и героев сказок Метапредметные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради); сравнивать произведения по заданному признаку Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам | Выделение признаков сказки. Сравнение с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Словесный портрет героев сказки с опорой на памятку. | Работа с норвежской сказкой «Лис Миккель и медведь Бамсе»: чтение каждой части и выполение заданий в учебнике и в тетради; работа с иллюстрациями и чтение подходящих к ним эпизодов. Чтение по учебной хрестоматии сказки «Как кролик взял койота на испуг». Сравнение героев. Рассказывание эпизода по иллюстрациям. | Р: Выполни задания в рабочей тетради П: Расскажи каким ты представляешь героев сказки, пользуйся памяткой. Сравни эту сказку со сказкой «Вершки и корешки». Выразительное чтение истории по ролям. Т: придумай свои истории о героях сказки. Оформи книгу-самоделку «Веселые истории Бамсе и Миккеля» | ||||||||||||||||||||||
86-87 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сжатый и подробный пересказ. Метапредметные: составление схематического плана, пересказ по плану; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сравнивать произведения по заданному признаку Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам | Выделение признаков сказки. Сравнение сказки Братьев Гримм с русской народной сказкой «Зимовье зверей» | Слушание сказки. Определение жанра произведения. Моделирование обложки. Повторное чтение текста и деление его на части; выполнение заданий в учебнике и в тетради. Озаглавливание каждой части. Составление плана. Инсценирование сказки (выбор роли). Просмотр мультфильма по сказке. |
Р: Рассмотри иллюстрации. Прочитай отрывок к которым они относятся. П: Раздели текст сказки на части, озаглавь каждую из них. Составь план и подготовь пересказ сказки по плану. Т: Сравни сказу Братьев Гримм и русскую народную сказку «Зимовье зверей», заполни таблицу в тетради или на компьютере. Инсценирование сказки в группе | ||||||||||||||||||||||
88-89 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» | Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Метапредметные: составление плана, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сравнивать произведения по заданному признаку Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам | Выделение признаков сказки. Сравнение со сказкой С.В. Митхалкова «Три поросенка» Книжная полка Шарль Перро «Золушка» Г.Х. Андерсен «Ёлка» Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Первичное восприятие сказки. Работа с текстом сказки: чтение сказки по частям, выполнение зданий; работа с зачином и сравнение его с присказкой. Выразительное чтение одной из частей. Составление словаря сказки. Создание образа храброго поросенка. Составление о нем мини-рассказа. Работа с рубрикой «Книжная полка» | Р:Выполни задания по сказке в рабочей тетради. Выразительное чтение одной части сказки. П: Сравни эту сказку со сказкой С.В. Митхалкова «Три поросенка» Заполни таблицу зарубежные сказки: народные и авторские Т: подготовить рассказ о храбром поросенке; Придумай и расскажи свою сказку о трех поросятах. | ||||||||||||||||||||||
90 | Обобщение по теме: «Зарубежные сказки» | Самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей | Заполни таблицу зарубежные сказки: народные и авторские | Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике в разделе «Проверь себя» | Р: Выполни задания в рабочей тетради П: Расскажи о своей любимой сказке по плану Т: Сочини свою сказку о животных. Расскажи ее одноклассникам. | ||||||||||||||||||||||
Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч) | |||||||||||||||||||||||||||
91 | Л.Толстой. Быль «Лучше всех». Колыбельная (народная песня). М.Лермонтов «Спи младенец мой прекрасный». Пословицы | Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного содержания и смысла как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Метапредметные: Поисковое чтение. Определение главной мысли текста. Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. -моделирование обложки; Предметные: различают жанры произведений; -выразительно читают диалоги; -понимают смысл пословиц о семье | Быль. Рассказ. Пословица. Колыбельная. Быль-рассказ о том. Что было или бывает на самом деле. Выразительное чтение колыбельных песен. Обогащение словарного запаса : мамочка, сестричка, сынок… |
Работа с былью Л.Толстого «Лучше всех»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение были и пословиц. Слушание колыбельной песни. Беседа после первичного восприятия. Работа с текстом колыбельной: выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Р: выразительное чтение были и колыбельной. Вйучи наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Спи ,младенец мой прекрасный» П: Какой ты представляешь маму,Расскажи используя памятку в учебнике. Найди пословицы о семье. Объясни их смысл. Т: Сочини свою быль, пословицу, колыбельную (на выбор) о семье. | ||||||||||||||||||||||
92-93 | Е.Пермяк «Случай с кошельком» С.Аксаков «Моя сестра» | Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного содержания и смысла как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Метапредметные: Обогащение читательского опыта. Поисковое чтение. Определение главной мысли текста.Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки; Пересказ по плану Предметные: -различают жанры произведений; | Постановка вопросов к тексту. | Работа с рассказом Е.пермяка «Случай с кошельком»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.. Чтение по частям, составление плана, картинного плана; выделение и запись в тетрадь главной мысли каждой части. Чтение рассказа С.Аксакова «Моя сестра». Выполнение заданий в тетради. Выразительное чтение. Подробный пересказ рассказа. | Р:Расскажи о Кате, используя памятку учебника. П: Составь план рассказа, дополнив модель в тетради, нарисуй иллюстрацию к каждой части. Подготовь пересказ рассказа. Т: написать рассказ о семье: «Моя бабушка», «Мой брат», «Мой папа», «Моя семья» | ||||||||||||||||||||||
94 | В.Осеева «Сыновья» А.Майков «Колыбельная песня». Пословицы о матери. Дополнительное чтение В.А.Осеева «Волшебная иголочка» | Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного содержания и смысла как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Метапредметные: Обогащение читательского опыта. Поисковое чтение. Определение главной мысли текста. Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки; Предметные: -различают жанры произведений; | Заполнение схемы «Произведения о семье» | Отработка навыка чтения. Выразительное чтение колыбельной. Чтение рассказа «Сыновья». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану. Чтение диалога матери и ветра в паре. | Р: Выполни задания в рабочей тетради. П: рассмотри иллюстрацию и найди подходящие к ней слова в тексте. Т: Сравни колыбельные песни, которые ты знаешь. Чем они различаются? Прочитай в хрестоматии В.А.Осеева «Волшебная иголочка» и составь несколько вопросов к произведению. | ||||||||||||||||||||||
95-96 | Л.Толстой «Отец и сыновья» А.Плещеев «Дедушка» Дополнительное чтение И.Панькин «Легенда о матерях» | Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика героев. | Жанр. Тема. Название произведения. | Работа с рассказом»Отец и сыновья»: выделение и чтение названия произведения, самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Моделирование обложки к рассказу и стихотворению. Чтение стихотворения дедушка. Выразительное чтение стихотворения. | Р: Выполни задания в рабочей тетради. П: Подбери к произведению Л.Н.Толстого подходящую пословицу. Выучи наизусть стихотворение «дедушка» Заполни таблицу к «легенда о матерях» в рабочей тетради. Т: Сочинить рассказ «Мой дедушка»(по желанию) | ||||||||||||||||||||||
97 | Л. Воронкова «Катин подарок» Ю.Коринец «Март» | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Метапредметные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - сравнивать произведения по заданному признаку; умеют работать в группе Предметные: -знают наизусть одно-два произведения о семье; | Произведения о мамах | Беседа о мамах и празднике 8 марта. Чтение рассказа «Катин подарок». Выполнение заданий к тексту в учебнике. Работа со стихотворением Ю.Коринца «Март»: первичное чтение; выполнение заданий к тексту; обсуждение иллюстраций; упражнение в выразительном чтении. | Р: Подумай, какая семья у Кати. Как в этой семье относятся друг к другу. Нарисуй свой подарок маме в рабочей тетради. П: рассмотри иллюстрацию и найди подходящие к ней слова в тексте. Пересказ рассказа «Катин подарок» близко к тексту Т: как бы ты поздравил свою маму. Напиши. | ||||||||||||||||||||||
98 | А.Плещеев «Песня матери» Дополнительное чтение «Белая уточка» | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Метапредметные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - сравнивать произведения по заданному признаку; умеют работать в группе Предметные: -знают наизусть одно-два произведения о семье; | Произведения о мамах | Рассматривание книг о мамах: выделение фамилий авторов, заголовков, деление книг по жанрам, темам. Работа со стихотворением А.Плещеева «Песня матери»: первичное ознакомительное чтение; выполнение заданий в учебнике и в тетради; выразительное чтение. Заучивание наизусть. | Р: выполни задания в рабочей тетради П: Прочитай стихотворение выразительно, выучи наизусть. Реши кроссворд по сказке «белая уточка» Т: Прочитай в хрестоматии сказку «белая уточка» и собери пословицу к ней. Составь план сказки. Нарисуй картинный план. | ||||||||||||||||||||||
99-100 | Татарская сказка «Три сестры» Дополнительное чтение С.Михалков «А что у вас?» | Обогащение читательского опыта детей.Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика героев. | Произведение о семье. Особенности татарской сказки. Составление плана схемы с «заместителями» героев. | Работа с татарской сказкой «Три сестры»: первичное чтение детьми; выполнение заданий в тексте учебника и в тетради; чтение по ролям; рассказывание сказки от лица белочки. Моделирование обложки и подбор сказок к данной модели. Слушание стихотворения «А что у вас». Выполнение заданий в тетради к стихотворению. | Р: Составь словесный портрет дочерей пользуясь памяткой учебника. Какой ты представляешь мать, запиши в тетрадь. П: Составь план-схему с «заместителями»героев сказки. Т: расскажи сказку от лица белочки | ||||||||||||||||||||||
101 | В. Солоухин «Деревья» | Овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, -осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения; построение рассуждений; | Лирик_ человек, который чувствует красоту в окружающем мире и человеке; поэт | Работа со стихотворением»деревья»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение. | Р: Выполни задания в рабочей тетради П: Подумай, как надо читать это стихотворение. Прочитай выразительно. Выучи стихотворение наизусть. Т: подготовить рассказ о традиции в семье, о любимом дереве семьи или любимых занятиях. | ||||||||||||||||||||||
102 | С.Михалков «Быль для детей»(в сокращении) | Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели. Высказывание оценочных о прочитанном произведении. Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма. | Работа со стихотворением «Быль для детей»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение по частям | Р: В каких словах выражена гордость за наш народ? П: Подумай, как надо читать каждую часть. Прочитай выразительное. Т: Сколько лет продолжалась ВОВ? Найди ответ в книге, справочнике? Найди пословицы о Родине или ее защитниках. | |||||||||||||||||||||||
103 | С.Баруздин «Салют» | Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели. Высказывание оценочных о прочитанном произведении. Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма. | Работа со стихотворением «Салют»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение по частям | Р:Сделай рисунок к стихотворению. П: Как надо читать это стихотворение- торжественно, радостно, весело? Прочитай выразительное. Т: расскажи об участнике ВОВ в твоей семье | |||||||||||||||||||||||
104 | Проверь себя | Использование различных форм поиска информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Выполнение зданий в учебнике и в рабочей тетради | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. | Р: Выполни задания в рабочей тетради П: Какие книги о защитниках Родины ты знаешь? Расскажи о той, которая тебе понравилась Т: сочини рассказ или сказку о своей семье или защитниках нашей Родины | ||||||||||||||||||||||
4 четверть (32ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...