Технологическая карта программы по литературному чтению
рабочая программа по чтению на тему

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта программы  по литературному чтению

Тема урока

Планируемые результаты УУД

Информационный ресурс

Технологический ресурс

Операционный ресурс.

О нашей родине (5ч)

1

Савинова Ф.

«Родина».

Личностные :  

-  формирование основ российской

гражданской идентичности;  

- воспитание любви к своей Родине;

-осознание нравственных и этических

ценностей произведений.

Метапредметные:

- сравнивать стихи о Родине разных авторов;

-моделировать обложки к стихотворениям;

-соотносить модели обложек стихотворений,

записывая результаты в таблицу

Предметные:  

-работать с основными компонентами

учебника:  оглавлением,  текстом,  вопросами

и заданиями, иллюстрациями;

-называть правильно стихотворение

(фамилия автора, заголовок);

-определять темп и тон чтения;

-читать выразительно текст

1 .Понятие «стихотворение» (жанр); назвать правильно фамилию

автора, заглавие стихотворения.

Эвристическая беседа

Рассматривание

титульного листа.

Чтение стихотворения

учителем. Беседа и

рассматривание иллюстраций.

Ответить на вопросы.

Р. Уметь наблюдать за

рифмой, тоном. Определить жанр и тему, Определить жанр и тему, указать фамилии автора, заглавие.

П. Соотнесение строк из

стихотворения с иллюстрациями.

Т. Определение точки зрения автора, темпа-умеренный (ум.),быстрый(б.), медленный(м.)

2. "

Никитин И.

«Русь»

Личностные :  

- воспитать в себе чувство гордости за свою

Родину, ощущение сопричастности к еѐ 

судьбе;

-уметь осознавать нравственные и этические ценности произведений.

Метапредметные:  

- принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- уметь использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Предметные :  

- различать жанры произведений о Родине; -  понимать значение слов «летописи», «летописец»;

 -  выразительно  читать:  умение  ясно,  четко произносить звуки, слова; выбирать необходимый темп и громкость чтения;

соблюдать паузы и логические ударения; выбирать нужную интонацию.

1 .Работа с моделями

стихотворения.

2. Определение жанра

и темы произведения.

Чтение стихотворения

учителем. При слушании уметь воспринимать

отношение поэта к

Родине. Беседа и ответы на вопросы. Выразительное чтение  строфы. Соотношение стихотворения с моделью

Р.Умение слышать тон

стихотворения. Выразительное чтение, соблюдая знаки препинания.

П. Работа с моделью стих-я (автор, заголовок, тема,

жанр)

Т.Назвать пословицы о

Родине.

3.

Романовский С.

«Русь»

Обогащение читательского опыта.

Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

1 .Понятие о диалоге, чтения диалога. 2.Литературное произносимое слово.

Фронтальная проверка или самопожертвование по образцу. Выразительное чтение

стихотворения И.Никитина «Русь». Работа с рассказом С.Романовского. Беседа после прочтения. Повторное чтение произведений.

Р. Умение распознавать текст. Самооценка - «Я сделал правильно» - знак . «Я допустил ошибку и исправил ее и т.д. Чтение стихотворения наизусть или по учебнику.

П. самостоятельное чтение произведения. Выполнение заданий 1-3 в учебнике.

Т. Чтение диалога.

4.

Романовский С.

«Слово о Русской земле»

Обогащение читательского опыта.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Высказывание оценочных о прочитанном произведении.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

1 .Дать понятие

«Летопись»,

«Летописец».

2. Различать жанры

произведений о

Родине.

Слушание рассказа. Беседа. Работа с произведениями. Чтение отрывка из летописи учителем. Повторное чтение детьми.

Р.Выявление первичного

восприятия. Моделирование

обложки под руководством

учителя.

П.Определение жанра и темы.

Т.Выразить свое отношение к героям, автору

5

Прокофьев С.

«Родина»

Дополнительное чтение: Н.Рубцов «Россия, Русь-куда  я ни взгляну…»

Смысловое чтение  и умение работать с текстом.. Осознавать нравственные и этические ценности произведения. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

1 .Обогащатьсловарь

учащихся.

2. Выделение в тексте

знаков препинания

пунктограммы.

Упражнение в чтении

слов. Чтение

наизусть

стихотворения.

Проверка заданий в

тетради.

Беседы после чтения.

Работа с текстом.

Р.Самостоятельное чтение

стихотворения. Выполнение

заданий 1-3 в учебнике.

Выразительное чтение и

П.сравнение стихотворений.

Моделирование первой

страницы обложки.

Т.Подобрать к слову Родина

синонимы.

Народная мудрость  (5ч)

6.

Народная песня «Я с горы на гору шла...»

Личностные : проявляют

эмоциональную отзывчивость на прочитанное  

Метапредметные:  

- уметь использовать инфор-мацию для решения учебных и практических задач; - работать со схемами, моделировать;

- классифицировать загадки по темам; - уметь сотрудничать в группе, в паре.

Предметные:  

- понятие «фольклор»; - знать произведения фольклора;  

-  читать и отгадывать загадки, различать загадки по темам.

Устное народное

творчество:

песни, загадки,

заклички, небылицы.

Приводить примеры,

читать наизусть.

Самостоятельная работа с текстом. Беседа. Слушание в чтении учителя народной песни. Упражнение в чтении. Работа с иллюстрациями. Ответить на вопросы.

Р.Коллективная проверка заданий в тетради и самооценка своей работы. Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Прокофьева «Русь». Чтение текста про себя.

П.Рассматривание схем. Работа со схемой. Игра «Я знаю». Чтение учащимися песни по частям. Выполнение заданий 1-3 в учебнике 1,2 в тетрадях.

Т.Сравнение разных

фольклорных форм.

7.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Личностные:

понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт  

Метапредметные:  принимать

и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации.

 Предметные :

-выделять особенности жанра былины: повторы, напевность, особенности языка и изобра-жения героев; - пересказывать текст по готовому плану; - моделировать обложку.

1.Понятие «Былина», «Былинный сказ», «Былинный герой». 2. Особенности языков.

Работа с загадками. Повторить схему «Фольклор». Слушание былинного сказа. Беседа. Работа с произведениями. Самостоятельное чтение. Работа с иллюстрациями.

Р. Чтение наизусть загадок.

Определение заглавия,

автора, жанра.

П. Выполнение заданий 1 -3 в

учебнике.

Т. Выделение слов, редко

употребляемых или не

используемых в речи.

8.

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Смысловое чтение  и умение работать с текстом.. Осознавать нравственные и этические ценности произведения. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

Осознавать нравственные и этические ценности произведения.

Выделить признаки былины (былинного сказа).

Самостоятельно готовить рассказ о былинном герое.

Рассказы детей по иллюстрациям. Самостоятельное чтение былины. Беседа. Чтение по частям. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.

Р.Работа с учебником и

тетрадью.

Моделирование обложки.

Составление плана схемы.

Чтение устаревших слов,

двойных слов.

Т.Описание образа былинного

богатыря.

9.

Шутка,

считалка,

потешка,

пословицы.

Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки.

Личностные:  проявляют

эмоциональную отзывчивость на

прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Метапредметные:  

-сравнивать разные малые фольклорные формы;

-классифицировать пословицы по темам; - работать со схемами, моделировать; - использовать информацию для решения

учебных и практических задач.

Предметные:  

-знать малые жанры русского фольклора; - уметь приводить примеры  пословиц к

указанным темам  

Объяснение слов: «фольклор», «былина», «загадка», «пословица». Понятие «потешка», «шутка», «пословица».

Объяснение слова. Чтение диалога. Работа со считалкой,

потешкой.

Самостоятельная

работа

Р. Краткий пересказ по плану. Выборочное чтение.

П. Выполнение заданий 1 и 2.

Т. Чтение считалки,

выполнение заданий в

учебнике; работа со

словарем.

10

Проверь себя

Личностные :

Самоконтроль и самооценка уровня обученности по теме.

Метапредметные:  

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных

заданий;  -выделение существенной информации; -структурирование знаний;  

-осуществление процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения для выполнения

учебных заданий.

Предметные :  

Выявление уровня овладения навыком чтения вслух, понимания прочитанного

произведения.

Устное народное творчество

«Книжная полка»

Илья Муромец.

Песенки, потешки, заклички, приговорки.

Колыбельные песенки, потешки, прибаутки

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике.

Проверка навыка

чтения вслух

Т: Придумай загадку, пословицу, шутку или считалку

О детях и для детей ( 20ч)

11

Барто А.

«Катя»

Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена»

Личностные:

Понимание нравственных понятий: труд-лень, зло-добро, сотрудничество и т.д.

Метапредметные:  

Постановка  и  решение  учебной  задачи  по алгоритму «Работа с текстом произведения»

Предметные:  

-выполнить задания в учебнике и тетради,выделить в тексте пословицу о труде,определять  главную  мысль  произведения,

выявлять позицию автора.

Пословицы о труде. Определить главную мысль.

Повторение:

фольклор и

произведение

фольклора.

Знакомство с новым

разделом.

Дифференцированная

работа с текстом.

Дополнительное

чтение

стихотворения.

Б.Заходера

«Перемена».

Р. Игра «Дополни

предложении».

Самостоятельное чтение.

П. Выполнение заданий 1 и 2 в

учебнике. Беседа по

содержанию.

Т: Работа по

группам.

12

Баруздин С. «Стихи о человеке и его словах»

Выявление смыслового и эмоционального подтекста произведения. Характеризовать персонажи, определение собственного отношения к ним. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения.

Самостоятельное

чтение

стихотворений.

Беседа о словах.

Выразительное

чтение

стихотворения.

Р.

Игра «Я знаю пословицы». Чтение вслух. Выполнение заданий по учебнику и в тетради.

13

Баруздин С. «Как Алешке учиться

надоело»

Личностные:

-осознают значимость чтения;

-  проявляют  эмоциональную  отзывчивость на прочитанное;  

-высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Метапредметные :

-сравнивать произведения на одну тему; выделять главную мысль произведения; делить текст на части и составлять

схематический план; -работа  в  парах:  взаимная  проверка  чтения вслух.

Предметные :

 -называть правильно произведения (фамилия автора, заголовок);

Делить текст на части.

Слушание. Сравнение произведений

С. Баруздина: стихотворения, рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрации произведения.

Р.

Назвать фамилию автора и

заглавие произведения. Игра

«Кто быстрей»

П.

Объяснение смысла

пословиц.

Т.

Сравнение произведений.

14

Пермяк Е. «Смородинка»

Дополнительное чтение С.Михалков «Прогулка»

Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Составление характеристик героев.

Подбор иллюстраций к эпизодам произведения.

Работа с произведением. Выполнение заданий 1-3 в тетради. Деление текста по готовому плану.

Р. Моделирование обложки.

П. Работа с иллюстрациями

Т. Обсуждение образа героя.

15

Носов Н. «Заплатка»

Г. Сапгир «Рабочие руки»

Дополнительное чтение Нанайская сказка «Айога»

Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Смысловое значение пословиц.

Слушание рассказа. Выполнение задания в учебнике. Упражнение в чтении диалогов.

Выполнение заданий в тетради.

Р.Самостоятельное чтение.

Деление текста на части.

П.Составление схематического

плана по ключевым словам.

Игра «Запиши и докажи»

Т.Составление характеристики

героя.

16

Крылов И.

Басня «Лебедь. Щука. Рак» Толстой Л. «Страшный зверь»

Дополнительное чтение Я.Аким «Жадина»

Личностные: -высказывают свою точку зрения и уважают

мнение собеседника

Метапредметные:  -  владение  способами  получения,  анализа  и обработки информации  

-  сравнение басен: выделение общих признаков и различий

Предметные:  -чтение  басни  с  соответствующим  тоном  и

темпом; - выделение морали и рассказа (части басни)

Структура и форма

басни (стихотворной и прозаической) Объяснение учителя: басня, баснописец, мораль.

Слушание басни

Крылова И.

Беседа

Упражнение в чтении

басни.

Сравнение басен.

Р.Чтение скороговорок

Моделирование обложки,

нахождение фамилии

автора, заглавия,

определение жанра.

П.Выполнение заданий 1 -4 в

учебнике. Выбор тона и

темы чтения морали и

рассказа.

Т.Выделение общих

признаков (морально-

учение) и отличие.

17-18

Зощенка М.

«Самое

главное»

Личностные : -проявляют интерес к учебному материалу;

 -выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий;

-понимают роль человека в обществе.

Метапредметные :

- планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в

действия; - использовать знаково-символические

средства для создания модели изучаемогообъекта; -участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Предметные:

- знать содержание произве-дения; - составление схематического плана;

- пересказ по плану;

-выполнить задания в учебнике и тетради.  

Обучение пересказу по картинному плану.

Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении. .

Р.

Выполнение заданий в

тетради. Выразительное

чтение басни. Чтение

названия произведения

(фамилия автора, заглавие).

П. Выделение структурных

частей.

Т.

Обсуждение иллюстраций.

Чтение 1 и 2 части рассказа.

19

Сутеев В.

Дифференциация

Обобщение по теме.

Р.

«Кто лучше»

Дополнительное чтение В.Осеева «Волшебная иголочка»

Умение работать с текстом и ориентироваться в тексте. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную и второстепенную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

заданий

Самостоятельная работа с произведением Самостоятельное Выполнение заданий в тетради.

Чтение произведения молча.

Выполнение заданий по

тексту

П.

Назвать героев сказок

В.Сутеева.

Заполнить схему.

Т.

Проверка и самооценка.

20-21

Митта А.

«Шар в окошке»

Пермяк Е.

«Две пословицы»

Дополнительное чтение В.Берестов «Прощание с другом»

Смысловое чтение  и умение работать с текстом.. Участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

Понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

Осознавать нравственные и этические ценности произведения.

Пересказ по готовому

Чтение отрывков из

сказок. Слушание сказки в

чтении учащихся. Обучение подробному

пересказу по плану. Выполнение заданий

в тетради.

Р.Игра по страницам сказок

В. Сутеева        . Самостоятельное чтение

П. Выполнение заданий.

Т: Деление на части.

22

Пантелеев Л. «Две

лягушки»

Дополнительное чтение В.Катаев «Цветик-семицветик»

Выявление смыслового и эмоционального подтекста произведения. Характеризовать персонажи, определение собственного отношения к ним. Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения.

Сравнение жанров произведений

Обсуждение образов

героев.

Слушание

произведения

В.Беспалькова

«Совушка»

Беседа

Повторное чтение по

частям.

Р.

Работа с моделями

Чтение текста.

Выполнение заданий к

тексту. Выделение

ключевых предложений.

П.

Определение главной

мысли.

Рассматривание

иллюстраций.

Т.

Выяснение особенностей

произведения.

23

В. Беспальков «Совушка»

Обогащение читательского опыта.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Высказывание оценочных о прочитанном произведении.

Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения

Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

Каким ты представляешь Федотку? (словесный портрет)

Как называли сову отец и мать Федотки? (прочитай)-поисковое чтение

Подготовь подробный пересказ одной части текста.

24

Сутеев В. «Снежный зайчик» Носов Н. «Затейники»

Дополнительное чтение Н.Носов «На горке»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Сравнение

произведений

В.Сутеева.

Работа с произведением Обсуждение образа. Слушание рассказа Н.Носова

Р.

Чтение учащимися по

частям

Выполнение заданий в

учебнике и тетради.

П.

Моделирование обложки.

Обсуждение рассказа.

Т.

Пересказ от одного из имен

героев.

25

Русская народная

сказка «У страха глаза велики»

Дополнительное чтение «Царевна лягушка»

Извлечение необходимой информации из прослушанного стихотворения, определение основной и второстепенной мысли. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

Работа с текстом сказки: выделение

созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения.

Чтение и пересказ рассказа

Чтение вслух учителем. Сравнение сказок, их

моделей.

Чтение вслух по частям.

Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради Выделение названия (фамилия автора и заглавие) Чтение в рубрике «Обрати внимание».

26

Братья Гимм

«Маленькие

человечки»

Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата»

Личностные: - осознают значимость чтения; - проявляют эмоциональную отзывчивость на

прочитанное;  - высказывают свою точку зрения.  

Метапредметные:

-выделять жанровые признаки сказки; -классифицировать сказки; -  выделять главную мысль произведения;

делить  текст  на  части  и  составлять  простой

план; -работать в парах: взаимная проверка чтения

вслух.

Предметные:

-  закрепить понятие о сказках, уметь определять их тему и национальные особенности. Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок.

 Сравнение сказок (народная, авторская), определение тематики  

Чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы.

Р: Какие подарки получили маленькие человечки. Прочитай. Какими были сапожник и его жена. Расскажи.

П: Подходит ли к этой сказке пословица»За добро добром платят».

Т: Сравни сказку Братьев Гримм с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Разгадай кроссворд в рабочей тетради.

27

Андерсен Х.К. «Пятеро из одного стручка»

Доп.чтение:

 «Принцесса на

горошине».

Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок.

Слушание сказки Беседа по вопросам учебника. Чтение сказки детьми.

Выполнение заданий в тетради.

Дифференцированная работа по группам.

28-29

Братья Гимм

«Семеро

храбрых»

Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика персонажей сказок.

Особенности сказки (повторы, последовательность событий) и национальные признаки (имена героев, детали)

Выделение особенностей сказки: повторы, последовательность событий, национальных признаков. Выразительное чтение, определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами «У страха глаза велики»

Рассматривание книг со

сказкой

Задание в тетради.

30

Проверь себя

Использование различных форм поиска  информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима

Уж небо осенью дышало….( 6ч)

31

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...» Г.Скребицкий «Осень»

Дополнительное чтение: М.Пришвин «Осеннее утро»

Овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную

информацию из текста,  

-осуществлять процессы анализа,  синтеза,

сравнения; построение рассуждений;
Выразительное чтение стихотворения. Конструировать монологические высказывания на заданную тему.Воспитание любви к природе

Выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.

. Знакомство с новой темой: чтение вводной статьи. Слушание стихотворения А.Пушкина. Самостоятельное чтение, словарная работа, рассматривание иллюстраций.

Р. Выразительное

чтение стихотворения.

Ответить на вопросы в учебнике.

П.

Работа с моделями, соотнесения

моделей с прочитанными

произведениями, называя их.

Определение жанра.

Т.

Чтение рассказа М.Пришвина «Осеннее

утро». Описание картины.

32

Э.Шим «Белка и ворон». Е.Трутнева «Осень»

Определение главной мысли произведения. Понимание образов героев произведения. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения.

Инсценирование произведения в парах.

Учить

выразительному

чтению диалогов.

Сравнивать

художественные

произведения.

Чтение произведений

самостоятельно.

Выполнение заданий к

тексту.

Беседа по вопросам в

учебнике. Чтение описания

картин о природе.

Р. Выразительное чтение произведений. Определение темы и жанра.

П. Работа с иллюстрацией. Моделирование обложки. Работа в тетради.

Т. Игра «Назови правильно». Рассмотреть модели обложек и назвать жанр и тему произведений.

33

Н.Сладков «Эхо»

Дополнительное чтение А.Твардовский «Начало осени»

Предметные :  

-отработка навыка чтения вслух и молча; выразительное чтение диалогов; приводить примеры разножанровых

произведений;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват-ной оценки.  уметь форми-ровать коммуникативно-

речевые действия, конструктивные способы

взаимодействия с окружающими.

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров-сказки и рассказоа.

34

Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

М.Пришвин «Не

досмотренные

грибы»

Определение главной мысли произведения. Понимание образов героев произведения. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения.

Пересказ произведения

Сказка

Работа со стихотворением:

Чтение, выполнение заданий

в учебнике и тетради.

Самостоятельная работа с

произведениями

М.Пришвина

«Недосмотренные грибы»,

чтение про себя,

выполнение задания в

учебнике и тетради.

Итоговая беседа.

Рассуждения по

прочитанному

произведению.

Р. Умение детей читать выразительно вслух и про себя. Отвечать на вопросы по

П. Выборочное чтение учащихся.

Объяснение учащихся в понимании

новых слов. Описание предметов и

высказывание своих мнений о

прочитанном.

Т. Решение кроссвордов в рабочей

тетради. С.52. Работа с загадками.

35

Э.Шим «Храбрый опенок»

Дополнительное чтение А.Майков «Осень»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор, чему учит это произведение?)

У-ПК.

Работа над содержанием

сказки. Выделение главной

мысли.

КК.

Выполнение заданий в

учебнике и тетради. Беседа

о произведении.

Р. Выразительное чтение сказки.

Ответы на вопросы по прочитанному

произведению.

П. Составление характеристик о

главных героях. Рассмотрение

иллюстраций о прочитанном,

выборочное чтение сказки.

Т. Описание одного гриба. Записать

предложения в рабочую тетрадь.

36

Проверь себя

Использование различных форм поиска  информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима

Р: Каким ты представляешь лес? Найди в тексте как лес отвечал на вопросы.

П: Какое настроение вызывает этот рассказ с лесом? Обясни.

Т: Поиграй с друзьями в эхо.

2 четверть (28ч)

Снежок порхает, кружится (19ч)

37

З.Александрова «Зима»

Дополнительное чтение К.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему.

Воспитание любви к природе

Выразительные средства языка в применении чтения стихотворении. Введение понятия (сравнение).

У-ПК.

Выразительное чтение стихотворения. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Ответы на вопросы после прочитанного. Чтение рассказа и обсуждение о прочитанном.

Р. Выразительное чтение произведений и их обсуждения. Нахождение сравнений в текстах. Применение при чтении выразительного средства языка.

П. Заучивание стихотворения наизусть

Т. Нарисуй картину, которую ты представляешь во время чтения этого стихотворения

38

С.Иванов «Каким бывает снег»

Дополнительное чтение С.Есенин «Пороша»

 Умение обобщать и систематизировать полученную в тексте информацию. Поисковое чтение. Умение ставить вопросы к тексту. Владение методами  представления полу-

ченной  информации  (моделирование,  конструирование, рассуждение. описание и др.).к тексту.

Чтение наизусть

Краткий  пересказ

по плану

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение краткому пересказу по плану.

Р: Найди описание снега в каждой части. Прочитай выразительно

П: Подготовь краткий пересказ по плану

Т: Сколько характеров у снега можно отметить?

39

И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

Расширение читательского кругозора. Расширение словарного запаса.. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения.

Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения.        

Деление текста на части. Подробный пересказ.

Самостоятельное чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Зима в лесу». Работа с текстом произведения: Выполнение заданий в учебнике, чтение по частям, упражнение в чтении описаний (деревья, зайцы и т.д.)

Выполнение заданий 1-2 в тетради под руководством учителя. Самостоятельная работа по группам (диф ференцированно).

Р.Выразительное чтение рассказа. Составление плана. Подробный пересказ прочитанного.

П. Озаглавить каждую часть. Самостоятельное составление плана.

Т. Работа в рабочих тетрадях. С. 59.

40-41

Э.Шим «Всем вам крышка»

К. Ушинский «Мороз не страшен»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Создание образа Морозки. Объяснение реальных сказочных событий.

Работа с произведением по

теме. Слушание сказки

Э.Шима «Всем вам

крышка». Беседа (выявление

первичного восприятия).

Моделирование обложки.

Выполнение задания в

учебнике.

Беседа по вопросам в

учебнике.

Р. Чтение сказки, беседа о

прочитанном. Составление

характеристики главного героя.

Различие реальных и сказочных

событий.

П. Составление плана и рассказ по

нему. Работа с иллюстрациями

учебника.

Т. Написать краткий рассказ о главном

герое сказки. Нарисовать рисунок.

42

Русская сказка

«Дети деда Мороза»

Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка метелица»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Обучение пересказу по плану.

У-ПК.

Чтение сказки по учебнику,

рассматривание

иллюстраций. Словарная

работа: выделение

непонятных слов.

КК. Самостоятельное чтение

сказки. Работа по плану в

учебнике.

Р. Самостоятельное чтение сказки. Выполнение задания в учебнике. Пересказ плана после чтения.

П. Выразительное

чтение диалогов.

Создание звуковых образов детей Деда

Мороза.

Т. Отгадывание загадок. Сочинить

сказку по рисунку. С.61. (рабочая

тетрадь).

43-44

М.Пришвин «Деревья в лесу».

Коллективное творчество «Зима в лесу»

Расширение читательского кругозора. Расширение словарного запаса.. Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов произведения.

Высказывание оценочных суждений о произведений. Осознание нравственных и этических ценностей произведения.        

Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу».

Чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу». Выполнение заданий в учебнике. Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу» Выставка творческих работ. Обсуждение иллюстрации к сказке «Бабушка Метелица» в учебной хрестоматии

Р. Чтение рассказа и обсуждение

прочитанного.

Выполнение задания в учебнике и

творческая работа.

П. Рисование картины «Зима в лесу».

Т. Сочини рассказ. Раскрасить и

подписать рисунок с.63 (Рабочая

тетрадь).

45

И.Суриков «Детство»

Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости

на прочитанное.  

Работа со

стихотворением,

создание образа

автора-

рассказчика.

 Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Детство». Беседа после слушания.

 Самостоятельное чтение учащихся, самостоятельное чтение, выполнение заданий к тексту. Работа в тетрадях.

Р. Чтение отрывка из стихотворения

И.Сурикова «Детство», передавая

настроение мальчика в начале

стихотворения и в конце.

П. Рассматривание иллюстраций

(детали рисунка, которые дополняют

текст - одежда, сани и т.д.)

Т. Сделать рисунки к стихотворению и

подписать словами из текста (материал

для книжки самоделки).

46-47-48-49-50

В.Даль «Девочка Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

Дополнительное чтение Японская сказка «Журавлиные перья»

Личностные: -высказывают свою точку зрения и уважают

мнение собеседника

Метапредметные :соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи

в отведенное время; -уметь использовать знаково-символические средства  для  создания  модели  изучаемого объекта (моделирование обложки, схематический план с введением «заместителей» действующих лиц).

 Предметные: -  знать структуру сказки: зачин, повторы- песенки, концовка;  

-пересказ от лица одного из героев; - читать по ролям

Различение народных и

литературных сказок,

составление эскизно-модельного плана с

«заместителями» героев

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о снегурочке.

Р. Чтение сказки В.Даль «Девочка Снегурочка». Выделение зачина, повторов, концовки, песенок.

П:Разыграть с друзьями эту сказку по ролям.

Т: сочини свою сказку про снегурочку.

51

Н.Некрасов

«Саша»

Доп.чтение:

В.Одоевский. «В

гостях у дедушки

Мороза»

Личностные: -понимают и объясняют нравственно-

этические правила поведения

героев произведений и обогащают свой нравствен-ный опыт  

Метапредметные :

- мотивированное чтение  

-сравнивать произведения Н. Некрасова и И.Сурикова

- составлять эскизно-модельный план                                            

- аргументированная взаимооценка  

Предметные:  

-  умение работать с текстом, выделять  фамилию автора          

и  заглавие  произведения,

ставить вопросы к тексту

-выделять рифмы, вырази-тельно читать

Выразительные средства языка в чтении стихотворения.

У-ПК. Рассматривание книг по теме «Русские народные сказки ». Выбрать народные сказки, а потом литературные. КК. Беседа о сказках . У-ПК. Работа с текстом произведения: чтение учителя стихотворения. Тренировочное чтение первых четырех строк, (обозначение пауз разной длительности). Сведения об авторе (рассказ учителя). КК. Рассматривание иллюстрации к стихотворению. Найти в тексте слова, подходящие к этой картинке.

Р. Выразительное чтение

стихотворения, применяя

выразительные средства языка.

П. Составление связного рассказа по

иллюстрации учебника и дать

характеристику главной героине

отрывка.

Т. Мини-сочинение учащимися о

зимних забавах.

52

Г. Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»

Личностные: -проявляют интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации (работа в тетради)

- сравнивать произведения по заданному признаку (о природе).                                                                                  

Предметные :  

-различать художественный и

познавательный тексты

-владеть различными видами чтения - пересказ

Научно-

познавательные и художествен-

ные произведения о

природе

 Работа с рассказом Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как белочка зимует»: чтение вслух по абзацам, выполнение задания в учебнике.

Подготовка к пересказу текста подробно. Выполнение задания в тетради.

Р. Умение читать рассказ выразительно и осознанно. Отвечать на вопросы в учебнике с. 145.

П. Самостоятельная подготовка детей к подробному пересказу. Работа в парах.

Т. Придумать свой рассказ «Белочка» по иллюстрации учебника.

53-54

.Соколов Микитов «Узоры на снегу»

И.беляков «О чем ты думаешь снегирь»

Личностные: -проявляют интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации (работа в тетради)

- сравнивать произведения по заданному признаку (о природе).                                                                                  

Предметные :  

-различать художественный и

познавательный тексты

-владеть различными видами чтения - пересказ

Научно-

познавательные и

художественные

произведения о

природе

Чтение рассказа про себя. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произведений о природе. Иллюстрирование произведения.

Р: Объясни, почему рассказ озаглавлен «Узоры на снегу»как ты понимаешь выражение читать следы на снегу? Запиши.

П: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией. Выучи наизусть.

Т: Иллюстрирование произведения.

55

Творческий проект

«Царство Мороза

Ивановича»  

Доп.чтение:

В.Одоевский. «Мороз

Иванович»

Метапредметные:

-определить учебную задачу, распределить

работу (подбор материала, оформление и т.д.)

-умение взаимодействовать при выполнении

коллективной работы (работа в группах)

Предметные:  

-презентация проекта

Выполнение

творческого

проекта,

используя

умения,

полученные на

уроках

технологии,  изо

и музыки

Здравствуй праздник новогодний ( 9ч)

56

С.Михалков.                  

«В снегу стояла

елочка».    

Личностные:

-проявляют интерес к учебному материалу;

-формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам.

Метапредметные: обобщают и систематизируют имеющуюся в тексте информацию, определяют значение использованных в тексте языковых средств на основе понимания содержания,  умеют на основе анализа прочитанного сформулировать несложный вывод,  умеют работать в парах и группах, оценивать работу друг друга

Предметные:  

-определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения, используя

условно-символическое моделирование

- чтение вслух целыми словами в темпе,

соответствующем произв.

Знать

стихотворные  и

прозаические

произведения о

новогоднем

празднике

Стихотворное и прозаическое произведение

Слушание. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста.

Р: Похоже ли это произведение на сказку? Выскажи свое мнение.

Почему у елочки исчез страх? Прочитай.

П: Рассмотри иллюстрации и найди подходящие к ним слова из текста.

Т: Выучи наизусть это стихотворение

57-58-59

А. Гайдар «Елка в тайге»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Знать

стихотворные  и

прозаические

произведения о

новогоднем

празднике

Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с тестом. Деление на части, Составление плана. Пересказ по плану.

Р: Как готовились к встрече нового года в тайге? Прочитай.

Найди в тексте описание елки, Как ее назвал автор? Прочитай.

Т:  Возьми в библиотеке книгу А.Гайдара «Чук и Гек» и прочитай.

60-61

С.Маршак  «Декабрь».

С. Городецкий

«Новогодние

приметы»

Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости

на прочитанное.  

Знать

стихотворные  и

прозаические

произведения о

новогоднем

празднике

Чтение стихотворения. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению.

Р: установи соответствие иллюстрации и текста стихотворения. Прочитай отрывок.

П: Объясни пословицу «Снега много – хлеба много»

Т: найди пословицы о зиме, приметы зимние.

62

Проверь себя

Использование различных форм поиска  информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению

Выполнение зданий в учебнике

Книжная полка

С.Маршак «Круглый год»

А.Барто «Дело было в январе»

В.Степанов «Календарь»-сборник стихотворений

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике.

Р: Вспомни и назови фамилии писателей у которых есть произведения о природе

П: Кто из авторов рассказал о жизни природы зимой? Напиши

Т: напиши мини-отзыв о понравившемся произведении Поиграй с друзьями в эхо.

63

Библиотечный урок Книга Г.Х. Андерсена

Дополнительное чтение Х.К.Андерсен «Штопальная игла»

Обогащение читательского опыта. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.Высказывание оценочных о прочитанном произведении.

Рассматривание и выборочное чтение книг Х.К Андерсена

64

Урок-утренник «Идет волшебница -зима»

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей, готовность слушать собеседника и вести диалог; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу

Инсценирование сказки. Чтении по ролям.

Выступление  чтецов

Инсценирование

эпизодов из изученных

произведений.

Литературная

викторина  

Р: инсценирование сказки в группе.

П: составь кроссворд по теме «волшебница –зима»

Т: Сочини собственное произведение о зиме

3четверть ( 40 ч)

Произведения о животных (15ч)

65

«Буренушка» (русская  

нар. песня)

В.Жуковский

«Птичка»

Дополнительное чтение Е.Чарушин «Перепелка»

Выразительное чтение Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Составление картинного плана. Проявление эмоциональной отзывчивости

на прочитанное.  

песня

Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения в.Жуковского «Птичка». Работа с моделями обложек. Сравнение произведений.

Р: упражнения в чтении, объяснение слов песни

П: выразительное чтение стихотворения

Т: выучить одно из произведений

66

К.Ушинский.  

«Кот Васька»

Е.Благинина. «Голоса

леса»

Личностные:  

-приобретают способность к самооценке на основе критериев  успешности  учебной деятельности;

Метапредметные

планировать собственную деятельность в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализации (работа в тетради), сравнивать произведения по заданному признаку (о животных).Находить                                              

 и  самостоятельно  читать  книги  о животных

Предметные различать жанры произведений;

 соотносить главную мысль произведения с пословицей;  читают вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять

прочитанное

Знать, различать и

пересказывать

разножанровые

произведения о

животных

Ознакомительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и в  тетради.

Упражнения в выразительном чтении по абзацам.

Работа с иллюстрацией к рассказу.

Чтение считалок и загадок.

Заполнение схемы «произведения фольклора»

Упражнения в чтении считалок и загадок.

Выполнение заданий в тетради.

Р:Прочитай так, чтобы было понятно, что ты любуешься котом.

П: прочитай из стихотворения строки относящиеся к иллюстрации.

Т: придумай свою загадку о лисе, волке, еже.

67

М.Пришвин «Старый гриб»

П. Комаров «Олененок»

Дополнительное чтение Н.Рубцов «Про зайца»

Личностные:  

-приобретают способность к самооценке на основе критериев  успешности  учебной деятельности;

Метапредметные

составлять схематический план, пересказывать по плану;  планировать собственную деятельность

Предметные определять главную мысль произведе-ния;  читать вслух целыми словами

Чтение произведение, выполнение заданий к тексту, моделирование обложки. Подготовка рассказа по иллюстрации. Подготовить сообщение об авторе.

Выразительное чтение стихотворения «Олененок»

Р: Какие слова автор подчеркивают бережное отношение к природе. Подчеркните.

П: Сравните рассказы М.Пришвина о грибах «Старый гриб» и «Храбрый опенок»

Т: составить книжку- самоделку о героях животных

68

К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»,

Личностные:  

-приобретают способность к самооценке на основе критериев  успешности  учебной деятельности;

Метапредметные

составлять схематический план, пересказывать по плану;  планировать собственную деятельность

Предметные определять главную мысль произведе-ния;  читать вслух целыми словами

План произведения, модель обложки.

Слушание. Выяснение особенностей рассказа (описание лисы, определение отношения автора к героине рассказа). Чтение и комментирование каждого абзаца. Выполнение заданий в тетради.

Р: Дай характеристику главной героине рассказа. Как ее называют в сказках?

П: «Лиса – всему свету краса». Подходит ли эта поговорка к рассказу? Порассуждай.

Т: Придумай свою сказку о лисе

69

В. Бианки «Еж спаситель».

Дополнительное чтение М.Пришвин «Журка»

Личностные:  

-приобретают способность к самооценке на основе критериев  успешности  учебной деятельности;

Метапредметные

составлять схематический план, пересказывать по плану;  планировать собственную деятельность

Предметные определять главную мысль произведе-ния;  читать вслух целыми словами

План произведения, модель обложки.

Слушание. Выяснение особенностей рассказа. Чтение и комментирование каждого абзаца. Выполнение заданий в тетради.

Пересказ текста М.Пришвина «Журка

Р:Почему так озаглавлен текст

П: Найди и прочитай описание гадюки.Подготовь подробный персказ по картинному плану к рассказу В. Бианки

Т: Пересказ текста М.Пришвина «Журка

70-71

М.Дубин «Тары-бары…..»

Дополнительное чтение «Хвосты»

Личностные:

адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

обобщают и систематизируют имеющуюся в тексте информацию, определяют значение использованных в

тексте языковых средств на основе понимания содержания,умеют на основе анализа  прочитан-ного сформулировать несложный вывод  

Предметные:  

 умеют рассказывать сказки с присказками,

использовать словарь для толкования устаревших слов и выражений

Присказка- это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы

Упражнения со скороговорками: выразительное чтение. Слушание чтения учителем стихотворения М.Дудина «тары…бары…». Выяснение ритма и тона чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Слушание сказки «Хвосты».

Р: какие сказки можно вспомнить, читая это стихотворение.

П: прочитай выразительно стихотворение, передавая голосом его настроение.

Т: Расскажи сказку любую с присказкой.

72

К.Ушинский «Плутишка кот»

Дополнительное чтение К.Паустовский «Барсучий нос»

Умение работать с текстом. Делить на части и озаглавливать части. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Авторская и народная сказка.

Работа с детскими книгами народных сказок. Слушание чтения учителя сказки «Плутишка кот». Беседа по выявлению первичного восприятия. Работа с текстом сказки: толкование устаревших слов, поиск слов и выражений встречающихся в других сказках. Выразительное чтение. Составление словаря редко употребляющихся слов.

Р: Рассмотри иллюстрации к сказке и прочитай отрывок к ним из сказки.

П: Подготовь выразительное чтение одной из частей сказки.

Т: Составь план сказки (запиши или нарисуй) Подготовь пересказ.

73-74

Русская народная сказка

«Журавль и цапля»

Дополнительное чтение Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену»

Личностные: осознают значимость чтения;

выражают эмпатию как понимание чувств

других людей и сопереживание им;

Метапредметные  обобщать и систематизировать

имеющуюся в тексте информацию.использовать

поисковое чтение. Ставить

вопросы к тексту. Определять

главную мысль текста.  

 Умение сформулировать личное мнение в виде небольшого высказывания,

выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки; подробный и краткий пересказ

Предметные:  различать народные и авторские сказки;

 иллюстрировать текст;  

читать диалоги по ролям

Сказки о

Животных. Народная или литературная сказка

Чтение сказки «Журавль и цапля».

Беседа после первичного чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту (описание героев). Упражнение в выразительном чтении по ролям (рассказчик, журавль, цапля) в группах: тренировочное чтение.

Слушание по учебной хрестоматии африканской народной сказки «О том как лиса обманула гиену»

Р: Словесный портрет героев.

П: расскажи сказку от лица одного из героев (журавль или цапля), используя присказку.

Т: Сочинить сказку с героями

     народных сказок

75

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Личностные:  осознают значимость чтения;

 выражают эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Метапредметные: обобщать и систематизировать

имеющуюся в тексте информацию. Использовать

 использовать поисковое чтение. Ставить вопросы к тексту. Определять главную мысль текста. Умение  

сформулировать личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению,

героям, их поступкам.

-моделирование обложки;

- подробный и краткий пересказ

Предметные:  

различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование

 текста; чтение диалога по ролям

Сказки о

животных. Народная или литературная сказка.

Чтение по ролям

Чтение сказки. Работа с текстом сказки. Сравнение сказок «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» ( содержания, начала, концовки, героев).

Чтение вслух для соседа по парте.

Р: Дай характеристику героям сказки в таблице( умный, трудолюбивый, добрый)

П: Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных.  Есть ли в сказке чудеса? Где происходит действие? Найди ответ в тексте.

Т: Перескажи русскую народную сказку «Зимовье зверей» кратко по плану: побег из дома, летом в лесу, жизнь в избушке, незваные гости.

76-77-78

Д.Мамин-Сибиряк.

Сказка про Воробья

Воробеича и Ерша

Ершовича.

Дополнительное чтение Р.Киплинг Откуда у кита такая глотка

Предметные:  

различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование

 текста; чтение диалога по ролям

Метапредметные

Умение работать с текстом. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам

Сказки о

животных.

Авторские сказки

Работа с книгами сказок о животных: рассматривание, правильное называние книг; деление сказок на две группы- народные и литературные.

Слушание скаки «откуда у кита такая глотка» Творческая работа: рассказывание сказки от лица одного из героев.

Работа со сказкой «Сказка про Ворбья  Воробеича и Ерша Ершовича» ;знакомство со сказкой, ее названием (фамилией автора, заголовком), чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Чтение по ролям.

Р: Дополни таблицу пользуясь текстом: чем герои сказки хотели угостить друг друга.

П: Какая это сказка: народная или литературная? Объясни свой ответ.

Т: Подготовь выразительное чтение диалога героев сказки.

Пересказ сказки(по желанию)

79

Русская народная сказка  «Белые перышки»

Обобщение по разделу.

Предметные:  

различать народные и автор-ские сказки; иллюстрирование

 текста;

Метапредметные

Умение работать с текстом. Выделять основную мысль произведения. Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.

Личностные отношение к произведению, героям, их поступкам; контроль и самооценка результатов своей деятельности; оценка эстетической стороны выполнения заданий в тетради

Сказки о

животных.

Народные сказки

«Книжная полка» В.Бианки «Кто чем поет»

 Г.Снегирев «Дикий зверь»

 К.Чуковский «Ежики смеются» Б.Житков «Рассказы о животных»

В.Дуров «Мои звери»

Слушание чтения сказки хорошо читающими детьми. Работа с текстом сказки: выполнение заданий в учебнике; изучающее чтение 9описание начала, развития событий, конца); соотнесение иллюстрации с текстом сказки; выделение реальных факторов и вымысла.

Работа с рубрикой «Книжная полка», рекомендации к самостоятельному чтению.

Р: Отчего глаза и брови у глухаря покраснели? Найди ответ в тексте. Чем закончилось путешествие глухаря?

П: Что в этой сказке правда? Прочитай. Рассмотри иллюстрацию и найди отрывок из сказки.

Т: Прочитай самостоятельно сказки с «Книжной полки» и сделай обложку к любимой книге о животных.

Зарубежные сказки (11ч)

80

Украинская народная сказка

«Колосок»

Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Предметные: Обогащение читательского опыта. Знакомство со сказками зарубежных писателей. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сжатый и подробный пересказ.

Метапредметные:

-составлять схематический план, пересказывать по плану;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации (работа в тетради)

-  сравнивать произведения по заданному признаку (о животных).  

Личностные отношение к произведению, героям, их поступкам;

Выделение признаков сказки.

Правильное называние произведения. Схематический план. Пересказ

Знакомство с произведением: чтение заголовка, определение жанра. Чтение сказки. Работа с текстом: выполнение заданий в учебнике; рассматривание иллюстраций и чтение подходящих к ним эпизодов из сказки; анализ текста; перечитывание и составление цепочки событий- что делал петушок, что делали мышата.

Выразительное чтение по ролям(сказочник петушок, мышата).

Составление схемы «народные сказки»

Р: какую работу выполнил петушок, чтобы испечь пирог? Запиши в схеме тетради.

П: Восстанови цепочку событий сказки о петушке и мышатах. Оформи схему.

Т: Сравни сказку «Волк, улитка и осы» со сказками других народов.

81-82

Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»!

Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев.

Метапредметные:

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации (работа в тетради)

Сравнительный анализ сюжетов и героев сказок

Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам

Выделение признаков сказки.

Сравнение со сказкой «Зимовье зверей»

Работа со сказкой: чтение заголовка, слушание сказки, выполнение заданий в учебнике.

Рассматривание иллюстраций, чтение подходящего к ней эпизода. Выделение деталей, подтверждающих, что это английская сказка. Выразительное чтение первой части: определение тона чтения, тренировочное чтение про себя, громкое чтение по ролям.

Р: Кого Джек встретил по дороге? Как он относился к просьбам тех, кого встречал? 

Каким ты представляешь Джека, расскажи по плану.

П: Сравни эту сказку с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Заполни таблицу в тетради.

Т: Расскажи сказку от лица Джека.

Возьми в библиотеке книгу со сказками народов мира.

83-84-85

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

Дополнительное чтение сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сравнительный анализ сюжетов и героев сказок

Метапредметные:

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации (работа в тетради);

 сравнивать произведения по заданному признаку

Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам

Выделение признаков сказки.

Сравнение с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Словесный портрет героев сказки с опорой на памятку.

Работа с норвежской сказкой «Лис Миккель и медведь Бамсе»: чтение каждой части и выполение заданий в учебнике и в тетради; работа с иллюстрациями и чтение подходящих к ним эпизодов.

Чтение по учебной хрестоматии сказки «Как кролик взял койота на испуг». Сравнение героев. Рассказывание эпизода по иллюстрациям.

Р: Выполни задания в рабочей тетради

П: Расскажи каким ты представляешь героев сказки, пользуйся памяткой.

Сравни эту сказку со сказкой «Вершки и корешки».

Выразительное чтение истории по ролям.

Т: придумай свои истории о героях сказки.  Оформи книгу-самоделку «Веселые истории Бамсе и Миккеля»

86-87

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев. Сжатый и подробный пересказ.

Метапредметные: составление

схематического  плана, пересказ по плану; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации;  сравнивать произведения по заданному признаку

Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам

Выделение признаков сказки.

Сравнение сказки Братьев Гримм с русской народной сказкой «Зимовье зверей»

Слушание сказки. Определение жанра произведения. Моделирование обложки. Повторное чтение текста и деление его на части; выполнение заданий в учебнике и в тетради. Озаглавливание каждой части. Составление плана. Инсценирование сказки (выбор роли).

Просмотр мультфильма по сказке.

 

Р: Рассмотри иллюстрации. Прочитай отрывок к которым они относятся.

П: Раздели текст сказки на части, озаглавь каждую из них. Составь план и подготовь пересказ сказки по плану.

Т:  Сравни сказу Братьев Гримм и русскую народную сказку «Зимовье зверей», заполни таблицу в тетради или на компьютере.

Инсценирование сказки в группе

88-89

Английская народная сказка

«Сказка про трех поросят»

Предметные: Обогащение читательского опыта. Выделение национальных особенностей сказок и их героев.

Метапредметные: составление

плана, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  сравнивать произведения по заданному признаку

Личностные формулируют личное мнение в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам

Выделение признаков сказки.

Сравнение со сказкой С.В. Митхалкова «Три поросенка»

Книжная полка

Шарль Перро

«Золушка»

Г.Х. Андерсен «Ёлка»

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Первичное восприятие сказки. Работа с текстом сказки: чтение сказки по частям, выполнение зданий; работа с зачином и сравнение его с присказкой. Выразительное чтение одной из частей. Составление словаря сказки. Создание образа храброго поросенка. Составление о нем мини-рассказа. Работа с рубрикой «Книжная полка»

Р:Выполни задания по сказке в рабочей тетради. Выразительное чтение одной части сказки.

П: Сравни эту сказку со сказкой С.В. Митхалкова «Три поросенка»

Заполни таблицу зарубежные сказки: народные и авторские

Т:  подготовить рассказ о храбром поросенке;

Придумай и расскажи свою сказку о трех поросятах.

90

Обобщение

по теме:

«Зарубежные сказки»

Самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на  понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Заполни таблицу зарубежные сказки: народные и авторские

Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике в разделе «Проверь себя»

Р: Выполни задания в рабочей тетради

П: Расскажи о своей любимой сказке по плану

Т: Сочини свою сказку о животных. Расскажи ее одноклассникам.

Рассказы, стихи, сказки о семье (14ч)

91

Л.Толстой. Быль «Лучше всех».

Колыбельная (народная песня).

М.Лермонтов «Спи младенец мой прекрасный».

Пословицы

Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного

содержания и смысла  как собственных поступков, так и поступков окружающих

людей.

Метапредметные:

Поисковое чтение. Определение

главной мысли текста.  

 Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению,

героям, их поступкам.

-моделирование обложки;

Предметные:  различают жанры произведений;

-выразительно читают диалоги;

-понимают смысл пословиц о семье

Быль. Рассказ. Пословица. Колыбельная.

Быль-рассказ о том. Что было или бывает на самом деле.

Выразительное чтение колыбельных песен.

Обогащение словарного запаса : мамочка, сестричка, сынок…

 

Работа с былью Л.Толстого «Лучше всех»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение были и пословиц. Слушание колыбельной песни. Беседа после первичного восприятия. Работа с текстом колыбельной: выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Р: выразительное чтение были и колыбельной. Вйучи наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Спи ,младенец мой прекрасный»

П: Какой ты представляешь маму,Расскажи используя памятку в учебнике.  Найди пословицы о семье. Объясни их смысл.

Т: Сочини свою быль, пословицу, колыбельную (на выбор) о семье.

92-93

Е.Пермяк «Случай с кошельком»

С.Аксаков «Моя сестра»

Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного

содержания и смысла  как собственных поступков, так и поступков окружающих

людей.

Метапредметные:

Обогащение читательского опыта. Поисковое чтение. Определение главной мысли текста.Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки; Пересказ по плану

Предметные:  

-различают жанры произведений;

Постановка

вопросов к

тексту.

Работа с рассказом Е.пермяка «Случай с кошельком»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради..

Чтение по частям, составление плана, картинного плана; выделение и запись в тетрадь главной мысли каждой части.

Чтение рассказа С.Аксакова «Моя сестра». Выполнение заданий в тетради. Выразительное чтение. Подробный пересказ рассказа.

Р:Расскажи о Кате, используя памятку учебника.

П: Составь план рассказа, дополнив модель в тетради, нарисуй иллюстрацию к каждой части. Подготовь пересказ рассказа.

Т: написать рассказ о семье: «Моя бабушка», «Мой брат», «Мой папа», «Моя семья»

94

В.Осеева «Сыновья»

А.Майков «Колыбельная песня».

Пословицы о матери.

Дополнительное чтение В.А.Осеева «Волшебная иголочка»

Личностные : осознание себя как члена семьи, представителя народа, ответственность человека за общее благополу-чие; анализ нравственного

содержания и смысла  как собственных поступков, так и поступков окружающих

людей.

Метапредметные:

Обогащение читательского опыта. Поисковое чтение. Определение главной мысли текста. Формулирование личного мнения в виде небольшого высказывания, выражающего  отношение к произведению, героям, их поступкам. Моделирование обложки;

Предметные:  

-различают жанры произведений;

Заполнение схемы «Произведения о семье»

Отработка навыка чтения. Выразительное чтение колыбельной. Чтение рассказа «Сыновья». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану. Чтение диалога матери и ветра в паре.

Р: Выполни задания в рабочей тетради.

П: рассмотри иллюстрацию и найди подходящие к ней слова в тексте.

Т: Сравни колыбельные песни, которые ты знаешь. Чем они различаются?

Прочитай в хрестоматии В.А.Осеева «Волшебная иголочка» и составь несколько вопросов к произведению.

95-96

Л.Толстой «Отец и сыновья»

А.Плещеев «Дедушка»

Дополнительное чтение

И.Панькин «Легенда о матерях»

Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика героев.

Жанр. Тема. Название произведения.

Работа с рассказом»Отец и сыновья»: выделение и чтение названия произведения, самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Моделирование обложки к рассказу и стихотворению. Чтение стихотворения дедушка. Выразительное чтение стихотворения.

Р: Выполни задания в рабочей тетради.

П: Подбери к произведению Л.Н.Толстого подходящую пословицу. Выучи наизусть стихотворение «дедушка»

Заполни таблицу к «легенда о матерях» в рабочей тетради.

Т: Сочинить рассказ «Мой дедушка»(по желанию)

97

Л. Воронкова «Катин подарок»

Ю.Коринец «Март»

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу;

 адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации -  сравнивать произведения по  заданному признаку;

умеют работать в группе

Предметные:  

-знают наизусть одно-два произведения о семье;

Произведения о мамах

Беседа о мамах и празднике 8 марта. Чтение рассказа «Катин подарок». Выполнение заданий к тексту в учебнике. Работа со стихотворением Ю.Коринца «Март»: первичное чтение; выполнение заданий к тексту; обсуждение иллюстраций; упражнение в выразительном чтении.

Р: Подумай, какая семья у Кати. Как в этой семье относятся друг к другу. Нарисуй свой подарок маме в рабочей тетради.

П: рассмотри иллюстрацию и найди подходящие к ней слова в тексте. Пересказ рассказа «Катин подарок» близко к тексту

Т: как бы ты поздравил свою маму. Напиши.

98

А.Плещеев

«Песня матери»

Дополнительное чтение «Белая уточка»

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу;

 адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации -  сравнивать произведения по  заданному признаку;

умеют работать в группе

Предметные:  

-знают наизусть одно-два произведения о семье;

Произведения о мамах

Рассматривание книг о мамах: выделение фамилий авторов, заголовков, деление книг по жанрам, темам.

Работа со стихотворением А.Плещеева «Песня матери»: первичное ознакомительное чтение; выполнение заданий в учебнике и в тетради; выразительное чтение.

Заучивание наизусть.

 Р: выполни задания в рабочей тетради

П: Прочитай стихотворение выразительно, выучи наизусть.

Реши кроссворд по сказке «белая уточка»

Т: Прочитай в хрестоматии сказку «белая уточка» и собери пословицу к ней. Составь план сказки. Нарисуй картинный план.

99-100

Татарская сказка «Три сестры»

Дополнительное чтение С.Михалков «А что у вас?»

Обогащение читательского опыта детей.Умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки. Умение вступать диалог и выдвигать собственное мнение.Выделение смысловых частей произведения, нахождение опорных слов, словесное рисование прочитанного. Характеристика героев.

Произведение о семье. Особенности татарской сказки. Составление плана схемы с «заместителями» героев.

Работа с татарской сказкой «Три сестры»: первичное чтение детьми; выполнение заданий в тексте учебника и в тетради; чтение по ролям; рассказывание сказки от лица белочки. Моделирование обложки и подбор сказок к данной модели. Слушание стихотворения «А что у вас». Выполнение заданий в тетради к стихотворению.

Р: Составь словесный портрет дочерей пользуясь памяткой учебника. Какой ты представляешь мать, запиши в тетрадь.

П: Составь план-схему с «заместителями»героев сказки.

Т: расскажи сказку от лица белочки

101

В. Солоухин «Деревья»

Овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную

информацию из текста,  

-осуществлять процессы анализа,  синтеза,

сравнения; построение рассуждений;
Выразительное чтение стихотворения. Конструировать монологические высказывания на заданную тему. Любовь к природе

Лирик_ человек, который чувствует красоту в окружающем мире и человеке; поэт

Работа со стихотворением»деревья»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение.

Р: Выполни задания в рабочей тетради

П: Подумай, как надо читать это стихотворение. Прочитай выразительно. Выучи стихотворение наизусть.

Т: подготовить рассказ о традиции в семье, о любимом дереве семьи или любимых занятиях.

102

С.Михалков

«Быль для детей»(в сокращении)

Обогащение читательского опыта.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Высказывание оценочных о прочитанном произведении.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

Работа со стихотворением «Быль для детей»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение по частям

Р: В каких словах выражена гордость за наш народ?

П: Подумай, как надо читать каждую часть. Прочитай выразительное.

Т: Сколько лет продолжалась ВОВ? Найди ответ в книге, справочнике?

Найди пословицы о Родине или ее защитниках.

103

С.Баруздин «Салют»

Обогащение читательского опыта.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление аналогий. Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Высказывание оценочных о прочитанном произведении.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

Работа со стихотворением «Салют»: чтение, выполнение заданий к тексту; работа по рубрике словарь. Выразительное чтение: определение тона, тренировочное чтение по частям

Р:Сделай рисунок к стихотворению.

П: Как надо читать это стихотворение- торжественно, радостно, весело? Прочитай выразительное.

Т: расскажи об участнике ВОВ в твоей семье

104

Проверь себя

Использование различных форм поиска  информации в учебнике, справочнике, дополнение таблиц, схем и моделей. Формирование уважительного отношения к иному мнению

Выполнение зданий в учебнике и в рабочей тетради

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике.

Р: Выполни задания в рабочей тетради

П: Какие книги о защитниках Родины ты знаешь? Расскажи о той, которая тебе понравилась

Т: сочини рассказ или сказку о своей семье или защитниках нашей Родины

4 четверть (32ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...