И.аА.Крылов "Лебедь , рак и щука"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Познакомить с произведением И. А. Крылова "Лебедь , рак и  щука", раскрыть понятие литературного жанра "басня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._a._krylov_lebed_rak_i_shchuka.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Шершунова В. И.

Учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ Белгородской области»

  И. А.Крылов «Лебедь, рак и щука».

Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
  • Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания.

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс; презентация; аудио запись басни; выставка книг писателя; карточка со значением слов из словаря Ожегова; карточка с пословицами.

Ход урока

I. Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  1. Создание позитивного настроения.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.

- Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли.

Правила работы в группах.

  • Чтобы попросить слово, подними руку.   
  • Говори по теме, понятно, кратко.
  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.   
  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.   
  • Поощряй других к участию в обсуждении.   
  • Будь доброжелателен и терпим.

- Желаю вам успешной и дружной работы.

2. Речевая разминка. (Слайд 2)

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Девиз уроков литературного чтения:

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

- Ребята, скажите зачем уметь читать?

- Что можно определить по устной речи человека?

- Тогда для чего нам уроки литературного чтения?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Беседа:

- Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)

- С какими его произведениями познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)

- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.

- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете какие произведения писал этот автор.

(Слайд 3)

На доске выставка книг И.А. Крылова.

- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов) (Слайд 4,5 краткая биография)

- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) (Слайд 6) 

III. Этап выявления места и причины.

 1.Знакомство с понятием «басня».

– А кто знает что такое басня? (Ответы детей)

– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

2. Словарная работа с толковым словарём (на парке карточка).

- Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня» и «мораль».

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

МОРАЛЬ:

1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

3. Нравоучение, наставление.

Вывод:

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. (Слайд 7)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно)

V. Этап реализации построенного проекта.

1. Определение названия басни. (Слайд 8)

- Сегодня мы будем читать басню, а, чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

- Эта басня была написана в 1814 году. 200 лет назад.

2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)

- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».

3.Словарная работа. (Слайд 10)

- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение басни детьми (3-4 человека). Учебник с.104

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

2. Беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам басня?

- Как написана эта басня прозой или стихотворением? (стихотворением)

- Назовите героев басни.

- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)

- Почему же «воз и ныне там»? (не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону)

- Найдите главную часть басни – мораль. А что означает «мораль» мы с вами читали в толковом словаре. (это первые 3 сточки в басне)

Воспитательный момент.

- Что для вас означает слово «дружба»?

- Кого вы можете считать настоящим другом? (дружба должна быть бескорыстной)

- А легко ли найти друга? А потерять?

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Работа в парах.

- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением.

2.Выразительное чтение басни (2-3 человека).

VIII. Этап включения в систему знаний.

Работа над пословицей. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд 11, пословица)

Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 

- В чём смысл этой пословицы?

Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

«Собери букет».

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)

- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.

(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

- Молодцы!

X. Подведение итога урока.

Беседа:

- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)

- Скажите, кто и что делал:

Лебедь (рвался в облака)

Рак (пятился назад)

Щука (тянула в воду)

- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)

- Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!

Домашнее задание: выучить басню (всем); составить небольшой рассказ о друге (по желанию)

Оценивание детей (отметить самых активных детей на уроке)

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...

Байки. Леонід Глібов “Лебідь, Щука і Рак”

Мета.  Ознайомити дітей із жанром байки, розвивати способи і види читання байки, вчити передавати інтонаційно особливості характерів дійових персонажів байки, оцінювати їхні вчинки, виявляти моти...

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...

И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...