И.аА.Крылов "Лебедь , рак и щука"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Познакомить с произведением И. А. Крылова "Лебедь , рак и щука", раскрыть понятие литературного жанра "басня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i._a._krylov_lebed_rak_i_shchuka.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Шершунова В. И.
Учитель начальных классов
МОУ «Вейделевская СОШ Белгородской области»
И. А.Крылов «Лебедь, рак и щука».
Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;
- познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
- Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Развивающие задачи:
- Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
- Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
- Содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания.
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс; презентация; аудио запись басни; выставка книг писателя; карточка со значением слов из словаря Ожегова; карточка с пословицами.
Ход урока
I. Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Создание позитивного настроения.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.
- Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли.
Правила работы в группах.
- Чтобы попросить слово, подними руку.
- Говори по теме, понятно, кратко.
- Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
- Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Поощряй других к участию в обсуждении.
- Будь доброжелателен и терпим.
- Желаю вам успешной и дружной работы.
2. Речевая разминка. (Слайд 2)
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Девиз уроков литературного чтения:
«Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим».
- Ребята, скажите зачем уметь читать?
- Что можно определить по устной речи человека?
- Тогда для чего нам уроки литературного чтения?
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Беседа:
- Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)
- С какими его произведениями познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)
- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.
- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете какие произведения писал этот автор.
(Слайд 3)
На доске выставка книг И.А. Крылова.
- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов) (Слайд 4,5 краткая биография)
- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) (Слайд 6)
III. Этап выявления места и причины.
1.Знакомство с понятием «басня».
– А кто знает что такое басня? (Ответы детей)
– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)
– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
2. Словарная работа с толковым словарём (на парке карточка).
- Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня» и «мораль».
БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.
МОРАЛЬ:
1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.
2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.
3. Нравоучение, наставление.
Вывод:
- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. (Слайд 7)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно)
V. Этап реализации построенного проекта.
1. Определение названия басни. (Слайд 8)
- Сегодня мы будем читать басню, а, чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.
АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)
- Эта басня была написана в 1814 году. 200 лет назад.
2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)
- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».
3.Словарная работа. (Слайд 10)
- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Чтение басни детьми (3-4 человека). Учебник с.104
Физкультминутка
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
2. Беседа по содержанию.
- Понравилась ли вам басня?
- Как написана эта басня прозой или стихотворением? (стихотворением)
- Назовите героев басни.
- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)
- Почему же «воз и ныне там»? (не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону)
- Найдите главную часть басни – мораль. А что означает «мораль» мы с вами читали в толковом словаре. (это первые 3 сточки в басне)
Воспитательный момент.
- Что для вас означает слово «дружба»?
- Кого вы можете считать настоящим другом? (дружба должна быть бескорыстной)
- А легко ли найти друга? А потерять?
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
1.Работа в парах.
- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением.
2.Выразительное чтение басни (2-3 человека).
VIII. Этап включения в систему знаний.
Работа над пословицей. Работа в парах.
- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд 11, пословица)
Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
Другом зовётся, а недругом отзывается.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Легче друга потерять, чем найти.
- В чём смысл этой пословицы?
Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
«Собери букет».
- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)
- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)
- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.
(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)
- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.
- Молодцы!
X. Подведение итога урока.
Беседа:
- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)
- Скажите, кто и что делал:
Лебедь (рвался в облака)
Рак (пятился назад)
Щука (тянула в воду)
- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)
- Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!
Домашнее задание: выучить басню (всем); составить небольшой рассказ о друге (по желанию)
Оценивание детей (отметить самых активных детей на уроке)
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...
Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...
Байки. Леонід Глібов “Лебідь, Щука і Рак”
Мета. Ознайомити дітей із жанром байки, розвивати способи і види читання байки, вчити передавати інтонаційно особливості характерів дійових персонажів байки, оцінювати їхні вчинки, виявляти моти...
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...
И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...