Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Овчаренко Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.v.bianki_muzykant_2_klass.docx28.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     Литературное чтение 2 класс.

                                          Тема: В.В.Бианки. «Музыкант».

Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ №4  города Покачи – ХМАО – ЮГРА,  Овчаренко Т.Н.

Тип  урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с произведением В.В.Бианки «Музыкант».

Задачи:

образовательные –  формировать умения    работать с текстом,  

учить анализировать поступки и характер героев;

развивающие - развивать навыки  осознанного, правильного, выразительного чтения, формировать речевую компетентность, обогащать словарный запас учащихся;

воспитательные - воспитывать любовь и бережное отношение к животным, к природе; учить видеть её красоту.

 

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение 2 класс, 2 часть». Автор: В.Г.Горецкий.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Компьютер.
  4. Экран.
  5. Презентация, выполненная в программе «Power Point».
  6. Выставка книг В.В.Бианки
  7. Толковый словарь
  8. Наглядно-иллюстративный материал:
  • ребус
  • иллюстрация к рассказу
  • карточки с пословицей

                                           

                                                 

                                             Ход урока.

                                                 

Этапы урока

         Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

I.  Организационный

момент

- Ты улыбкой, как солнышком, брызни

  Выходя поутру из ворот.

  Понимаешь, у каждого в жизни

  Предостаточно бед и забот.

  Разве любы нам хмурые лица

  Или чья-то сердитая речь?

  Ты улыбкой сумей поделиться

  И ответную искру зажечь!

- Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу.  Приятного вам учебного дня. Начинаем урок литературного чтения.

Организация рабочего места.

II.Речевая разминка

Работа с небылицей.

На доске:

          Мишка и мушка.

Мишка брёл лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

- Уходи, пока не поздно! –

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным?

- А может ли быть такое на самом деле?

- К какому жанру можно отнести это стихотворение?

ИГРА «РАДИО"

Включаем радио:

а) молча, артикулируя губами

б) шёпотом

в) вполголоса

г) громко

Выключаем радио:

а) громко

б) вполголоса

в) шёпотом

г) молча

- Молодцы, ребята!

Дети читают сначала про себя, затем вслух.

Небылица.

Дети читают.

III.Проверка домашнего задания.

ИГРА «ФОТОГЛАЗ»

На доске слова:

Алёша

утёнок

хозяйка

тарелка

стрекоза

- Сколько слов запомнили?

- Назовите их.

- Из какого произведения взяты слова?  

Найдите отрывок

По заданному началу:

Однажды к утятам пришел в гости…

По середине:

…поставила на землю тарелку…

По концу:

Начинала кружиться над ними.

- На дом вам был задан пересказ этого произведения. Есть желающие?

Молодцы, ребята!

Дети читают и запоминают слова.

Дети перечисляют слова.

«Храбрый утенок»

Дети зачитывают отрывки.

Пересказ.

IV.Введение в тему.

Подготовка к восприятию.

(постановка темы и цели урока)

- А кто написал данное произведение?

- А теперь попробуйте установить, с чьим творчеством мы познакомимся на сегодняшнем уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

На доске запись: Заходер

                             Крылов

                             Пушкин

                             Носов

                             Чуковский

                             Токмакова

- Все верно. Сегодня  на уроке мы познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

О писателе.

Виталий Валентинович Бианки родился в городе Петербурге. Его отец был известным  учёным – орнитологом (знатоком птиц), от которого то и  передался писателю талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои -  животные, птицы, растения. Он написал около 300 произведений. Бианки -  мастер литературной сказки. Почти все его сказки  научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

- Много книг В.В. Бианки есть у нас в библиотеке.  Вы можете взять вот такие… (выставка книг.)

- Ну а сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Музыкант».

- Кто такой музыкант?

- Прочитайте значение слова в толковом словаре.

- У нас в классе тоже есть музыканты.

-  Кто они? (учащиеся музыкальной школы)

- Они ещё учатся. Одного музыканта я попросила исполнить небольшое произведение. Почему именно Леву, я думаю,  вы догадаетесь, когда мы познакомимся с произведением.

  (игра Анисимова Льва на скрипке)

- А сегодня мы узнаем о необычном музыканте.

Ребус.

- Ребята, отгадайте ребус.

(Показывается ребус.)

- А что вы знаете об этом животном?

- Давайте послушаем, какое сообщение об этом хищнике подготовили ребята.

(Рассказ   подготовленного ученика).

Ученик:

Медведи – это мохнатые тяжеловесы среди хищников. Существует много видов, но самый распространенный медведь – бурый. Их вес достигает до 300 кг. Все они могучие, плотно сложенные звери. В погоне за добычей медведь развивает скорость до 60 километров в час. Сильные лапы позволяют. Но чаще он пользуется своими когтями: они и в самом деле очень длинные - до 10-12 сантиметров. С их помощью он легко и быстро  лазает по деревьям, ими же и пищу добывает. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Несмотря на то, что медведь хищник, по существу он всеядный. Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой.

- Прочитав сегодня рассказ о медведе, мы еще больше узнаем о нем, увидим  его с другой стороны.

Борис Житков

( Дети определяют автора.

- Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н),Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки.)

Дети слушают биографию, рассматривают портрет.

Дети рассматривают книжную выставку.

Дети высказывают своё мнение.

Артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся такой музыкой.

МЁД, плюс В букве «Е» буква «Д» (МЕДВЕД), плюс «Ь»,   получится  МЕДВЕДЬ

Высказывания детей.

Дети слушают.

V.Изучение нового материала.

1. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

- Но, сначала мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.

мед-ве-жат-ник – медвежатник

за-ва-лин-ка - завалинка

кол-хоз-ник- колхозник

щеп-ка - щепка

о-пуш-ка- опушка

- Какие слова вам непонятны?

(Выясняется их значение.)

МЕДВЕЖАТНИК – человек, который охотится на медведей;

ЗАВАЛИНКА – невысокая земляная   насыпь возле избы;

КОЛХОЗНИК – человек, занимающийся сельским хозяйством;

ЩЕПКА - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

ОПУШКА – край леса

2. Первичное целостное восприятие текста

Текст читает учитель.

Дети следят по учебнику.

3.  Беседа после чтения.

-  Ребята, понравился вам рассказ?

-  О ком этот рассказ?

-  Что вам показалось интересным?

Ответы детей.

VI. Физминутка.

Только в лес мы все зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой, руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём и вразвалочку идём.

Снова дальше мы идём, перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

 Голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко.

Дети выполняют движения.

VII.Вторичное чтение текста.

1 часть – читают текст по очереди («цепочкой»)

2 часть – используется прием жужжащего чтения

3 часть - читают текст по очереди («цепочкой»)

Дети читают произведение.

VIII.Обобщение прочитанного материала.

1. -Что делал старик, когда встретил колхозника?

- Что сказал ему колхозник?

- Как поступил старик?

- Что он услышал в лесу?

- Как отреагировал старик?

- Кого увидел старик?

- Почему он не убил медведя?

 

2.  Выборочное чтение.

- В начале рассказа Бианки пишет, что старик очень любил музыку. Найдите и прочитайте подтверждение этим словам.

- Рассмотрите рисунок к этому произведению. Кто на нем изображен?

- Вспомните и прочитайте, как медведь играл на щепке, как он слушал музыку. По вашим словам, это – самый интересный отрывок в рассказе. Попробуйте прочитать так, чтобы заинтересовать людей, слушающих вас.

- Теперь вы можете сказать, почему  автор назвал свое произведение «Музыкант»?

3. Работа с пословицей.

 - Соберите из слов пословицу.

На доске слова, записанные на карточках:

 тот,  красиво красив поступает кто

 -  Как вы понимаете эту пословицу?

-  К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

-  Чему учит этот рассказ?

-  Хочу закончить  наш урок словами М.Пришвина  

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, - и их надо открывать и показывать. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И сохранять природу – значит охранять родину.»

                                                       М.Пришвин

- Действительно, посмотрите на этого могучего красивого зверя.   Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь будут приходить в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Зачитывают отрывки из текста.

Дети собирают пословицу

Красив тот, кто красиво поступает.

Высказывания детей.

IX. Итог урока.

  1. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы заканчиваете наш урок? Покажите.

  1. Самооценка учащихся.

- Поднимите руку, кому удалось на уроке читать правильно, выразительно.

- Поднимите руку те, кто отвечал сегодня на уроке полными ответами.

  1. Оценивание учащихся учителем.

Мне очень понравилось  с вами работать. Вы хорошо читали, правильно отвечали на вопросы.

Выставление оценок с комментированием

У каждого на парте 3 круга с изображением настроения: радостное, грустное, равнодушное.

X.Домашнее задание.

.- Выбрать одно из предложенных.

обязательное

-  Выразительное чтение произведения. (или)

-  Подготовить пересказ.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ( по желанию)

- Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из текста.

-  Подготовить интересные факты из жизни животных.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...