"Сопровождение развития исследовательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения"
статья (4 класс) по теме

Артамонова Галина Владимировна

Представляю материалы выступления на МО учителей начальных классов "Сопровождение развития исследовательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

- Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

- Я рада видеть вас сегодня на мастер - классе, тема которого «СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ».

         Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект "Образование". В условиях модернизации образования происходит изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.

        Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала учащихся, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.

        Выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.

        Акцентировать внимание педагогов на формировании конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся позволяет переориентация образования на компетентностный подход. Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", "умения", "знания" на понятия "компетенция", "компетентность".

        Компетентность является "ключевым" термином современного образования, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определённой области. Компетентность - результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества (совокупность компетенций).

        Понятие "образовательной компетенции" трактуется как "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".

Ряд авторов предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося.

Из модели формирования исследовательской компетентности обучающихся видно, что сформировать составляющие всех компонентов указанной компетентности и компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.

И решение данной проблемы видится в системном использовании технологий в образовательном процессе. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.

Знания в курсе литературного чтения я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности. Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Исследовательское и проектное обучение

Формирование творческой активности, развитие самостоятельности, обучение приемам исследовательской деятельности

Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Поисковые и проблемные методы; постановка исследовательских задач

        Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по литературному чтению через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.

Говорю об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетентности выпускник начальной школы будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

        Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетентности:

1) повышение качества обучения за счёт:

- увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5";

- увеличения количества победителей олимпиад;

- увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов;

- увеличения количества членов школьного научного общества;

2) создание положительной мотивации обучения;

3) формирование культуры мышления, исследовательских умений;

4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества;

5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

- в сознательном владении основами библиотечной грамотности;

- в активном применении новых информационных технологий.

6) самореализация личности обучающихся.

В формировании исследовательской компетентности можно выделить три этапа:

Подготовительный

2 – 6 классы

Формирование основ практических навыков научной организации труда

Развивающий

7 – 9 классы

Развитие творческих способностей.

Формирование основ исследовательской деятельности

Завершающий

10 – 11 классы

Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Модель формирования исследовательской компетентности обучающихся

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность.

Рассмотрим реализацию указанных методов в системе урочной формы организации образовательного процесса в рамках школьного предмета "Литературное чтение".

Подготовительный этап «Формирование основ практических навыков научной организации труда».

1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать сообщения, рефераты.

2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.

3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия.

4. Метод «Описание литературного  объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия.

5. При изучении литературных произведений от школьников требуется умение анализировать.

6. Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

        Высший уровень проблемности, когда я преднамеренно создаю проблемную ситуацию и организую поисковую деятельность обучающихся по самостоятельной подготовке учебных проблем и их решению.

        Низший уровень проблемности основан на максимальной функции учителя, который сам ставит проблему и решает ее, показывая обучающимся логику движения мысли в поисковой ситуации.

        Проблемный метод может использоваться на одном из этапов урока: мотивационном, основном (изучение нового материала), или составлять основу всему занятию.

         Таким образом, в результате проведённой работы мною были отобраны и внедрены в практическую деятельность задания и упражнения, способствующие развитию исследовательских умений и развивающие личностные компетенции учащихся.

        Наблюдая за ребятами во время решения данных исследовательских задач, я видела, что они выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, умозаключения, выводы и обобщения.

        Например, на одном из уроков литературного чтения ученикам было предложено задание исследовательского характера:

«…Сравним характеры героев из разных сказок. Для этого предлагаю разбиться на группы и исследовать характер зайца из определенной сказки:

  1. Хвастун
  2. Обманщик
  3. Смельчак
  4. Глупец
  5. Мечтатель
  6. Трусишка

        После непродолжительной работы в группах, ребята делают вывод о том, что: «… в народной сказке традиционно заяц всего боится, он трусишка. Авторы, в своих сказках сохраняют этот образ, но оставляют за собой право изменять его в процессе сюжета».

        В ходе исследовательского обучения дети приобретают уникальный опыт работы с информацией, направленный на её поиск, преобразование и представление в ином виде. Поэтому если учащиеся не освоят это направление деятельности на самом раннем этапе школьного обучения вместе с навыками чтения, говорить об успешности дальнейшей учебы нельзя.

        Перед использованием метода проектов на практике были проанализированы программы и учебники нового поколения УМК «Школа России», выбраны проекты, которые будут реализованы на уроках литературного чтения. Выбор предмета был связан с тем, что дети данного класса имеют хороший уровень читательского кругозора, любознательны, многие хорошо умеют читать. Было проанализировано содержание учебника «Литературное чтение» автора Климановой Л.Ф. и определена тематика проектов.


        Планирование проектной деятельности школьников на уроках литературного чтения
1 класс: 

1.Как хорошо уметь читать. Живая азбука.
(творческий проект)

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять работу в группе;
Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию;
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели, анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть задания в соответствии с выполненным исследованием. индивидуально-групповая январь
2 Жили-были буквы. Музей «Город букв» индивидуально-групповая февраль
3 Сказки, загадки, небылицы «Конструирование модели теремка»
(творческий, исследовательский проект)

Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию на научно-исследовательной конференции (шк. уровень);
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели, анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть задания в соответствии с выполненным исследованием. индивидуальная Февраль, март

        Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который являлся завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребенок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались стихотворения, тематические группы слов, придумывались рассказы и сказки, сценарии. Представление проектов прошло в форме презентации. Буква «К» превратилась в королеву «кокетливую, капризную и все-таки классную», потому что любит то, что любят и другие дети: куклы, конфеты, конфетти и многое другое. Сценка про «королевскую особу» всем очень понравилась. Буква «Б» превратилась в красивую бабочку с таким же легким и воздушным характером. Про букву «О» была сочинена целая «поэма», в которой все слова начинались на эту букву. Дети не только рассказывали про свои любимые буквы, но и отвечали на вопросы одноклассников по теме проекта. Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно. Дети смогли проанализировать степень своего участия при подготовке проекта: выбор букв, поиск информации по теме – все это делали дети самостоятельно, но оформлять сам проект помогали многим детям родители.
Проект «Создание музея «Город букв» стал логическим продолжением первого проекта. «Герои» проекта «Город букв» были уже придуманы и сделаны в виде поделок из бумаги, пластилина и других материалов. Теперь нужно было придумать для жителей города дома, магазины, школы и т.д. Эта часть проекта выполнялась в группах. Затем каждая группа представила свой «город» одноклассникам, экскурсовод провел нас по улицам города, представил его достопримечательности. При обсуждении результатов работы акцент делался на групповой работе: как дети смогли распределить работу внутри группы, как помогали друг другу на каждом этапе работы.

        Основой творческого проекта может стать содержание не только всего раздела, но и отдельное литературное произведение. 

        Так анализ сказки «Теремок» позволил увидеть проблему: теремок был разрушен, потому что он не подходил для проживания в нем животных, о которых говорится в сказке. Данная проблема стала основой для организации творческого исследовательского проекта на тему: «Конструирование модели теремка». Для решения данной проблемы изучались особенности образа жизни животных, о которых говорится в сказке, по иллюстрациям книг изучался внешний вид теремка, площадь определили в «зайцах» (новая единица площади, которая равна тому месту, которое занимает в теремке заяц). Оказалось, что многие животные – антагонисты, поэтому жить в одном теремке не могут. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо было определить модель отношений между животными. И конечно победила дружба! Заключительным этапом работы стал этап создания модели теремка. В результате ребенок был включен в следующие виды деятельности: поисковая (поиск различных вариантов сказки), художественно-прикладная (конструирование модели теремка), литературная (придумывании сказки, в которой конструировались отношения между животными на основе дружбы). Презентация проекта осуществлялась в форме выступления перед одноклассниками с демонстрацией модели теремка и участия в научной конференции с проектом «Знакомьтесь:лягушка» Мечникова Ульяна (2011 – 2012 уч. год).

        Проекты на уроках литературного чтения могут объединять сразу несколько разделов. Так в теме «Сказки, загадки, небылицы» дети узнали загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к кошкам, и произведение - энциклопедическая статья. В этих произведениях о кошке рассказывается по-разному. Темой группового исследования становится «кошки в жизни и творчестве человека». В первой (исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика тема: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях). Данный пример показывает, что в проектной деятельности образ литературного героя может быть представлен детьми различными способами. В результате проектная деятельность позволяет расширить понятие образа в представлении ребенка, раскрыть его творческие способности при создании своего художественного образа.
        Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты.

        Использование информационных технологий позволило усилить интерес учащихся к исследовательской работе. Ими под руководством учителя разработаны информационные и исследовательские проекты. И проекты, и исследовательские работы  школьники представляют в качестве домашнего задания на уроках, на  школьной научно – исследовательской конференции, на научно – практических конференциях различного уровня. Для меня важен не столько итог работы (выступление, создание презентации проекта), сколько  сам процесс подготовки проекта: работа со справочной, дополнительной литературой, проведение мониторинга среди одноклассников, встречи с интересными людьми, самостоятельное «добывание» нужного материала. В ходе подготовки материала ребята.

        Уроки литературного чтения  часто проводим, используя общественно признанные «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия», а ученики, которые, безусловно, проявляют интерес к работе с техникой, работе нередко готовят домашнюю работу в форме презентации, будь то сообщение, доклад, мини-исследование или просто составление теста по изученной теме. Так был подготовлен и проведён урок внеклассного чтения в форме ток-шоу «Пусть говорят» «Встреча с современными писателями». Ученики класса были поделены на творческие и исследовательские группы. Первая изучала творчество художника Билибина, вторая – Васнецова, третья – русский народный костюм. Ещё одна группа составляла вопросы, возникшие при прочтении произведений в разделе «Устное народное творчество», и, наконец, четвёртая подготовила презентацию по заданной теме.         Третьеклассниками созданы исследовательские проекты «История или современность», «Устное народное творчество» и т.д. Создание компьютерных презентаций к урокам литературного чтения  также способствует формированию исследовательской компетентности. В ходе совместной творческой работы с учащимися появились  исследовательские и информационные проекты, представленные в форме презентаций:  «Народные промыслы», «Книга и её создатели», «Художники-иллюстраторы» и др.

         Исследовательская компетентность никогда не будет сформирована, если сам учитель равнодушен к исследовательской деятельности и не занимается ею. К счастью, в нашей школе  она приветствуется.

        В прошлом учебном году мы с ребятами активно участвовали в различных олимпиадах. (ПРИМЕРЫ)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утром ранним кто–то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось Ярко рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом. Поздоровалось со мной!

Слайд 3

МАСТЕР-КЛАСС Артамоновой Галины Владимировны ГБОУ СОШ № 2005 г. Москвы «СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Слайд 4

Что такое компетенция и компетентность? Что включает в себя исследовательская компетенция? Как Вы считаете, средствами каких педагогических технологий идет формирование исследовательской компетентности? 4. Ожидаемые результаты.

Слайд 5

Компетентность – результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества ( совокупность компетенций)

Слайд 6

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области

Слайд 7

Задачи моей педагогической деятельности на сегодняшнем этапе – обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по литературному чтению через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию.

Слайд 8

ВЫПУСКНИК начальной школы должен уметь 1) самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Слайд 9

Самое главное знание – это знание того, как получать знания

Слайд 10

В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа Подготовительный 2 – 6 классы Формирование основ практических навыков научной организации труда Развивающий 7 – 9 классы Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности Завершающий 10 – 11 классы Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Слайд 12

Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.

Слайд 13

Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания… В. Ф. Шаталов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...