Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_chtenie_2_kl_shr.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10. 2009 г., в ред. приказов № 1241 от 26.11.2010 г., № 2357 от 22.09.2011 г.;
- Основной образовательной программы начального общего образования школы, утвержденной приказом № 214 от 26.12.2014г.;
- годового календарного учебного графика школы на 2017-2018 учебный год;
- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.;
- авторской программы (Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014).
- Положения о Рабочей программе школы, утвержденного приказом № 72 от 26.04.2014 года;
Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций ПМПК.
Цели и задачи курса
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами курса являются:
-развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
-формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
-обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Тематический план учебного курса
(по разделам курса литературного чтения во 2 классе)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | |
Рабочая программа | Авторская программа | ||
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. | 4 | 4 |
3 | Устное народное творчество Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки. | 15 | 15 |
4 | Люблю природу русскую. Осень Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др. | 8 | 8 |
5 | Русские писатели А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого. | 14 | 14 |
6 | О братьях наших меньших Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. | 12 | 12 |
7 | Из детских журналов Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал» | 9 | 9 |
8 | Люблю природу русскую. Зима Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев, С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. | 9 | 9 |
9 | Писатели детям К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы. | 17 | 17 |
10 | Я и мои друзья Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. | 10 | 10 |
11 | Люблю природу русскую. Весна Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. | 9 | 9 |
12 | И в шутку и всерьез Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского. | 14 | 14 |
13 | Литература зарубежных стран Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель-сказочник». | 14 | 14 |
Итого: | 136 | 136 |
Содержание программы
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Календарно – тематическое планирование предметной линии
«Литературное чтение»
в рамках УМК «Школа России»
во 2 классе 4 часа в неделю - 136 часов в год
№ п/п | Тема | Дата |
Вводный урок по курсу «Литературное чтение» - 1 час | ||
1 | Введение. Знакомство с учебником | |
Самое великое чудо на свете – 4 часа | ||
2 | Игра «Крестики-нолики» | |
3 | Герои любимых книг | |
4 | Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю» | |
5 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | |
Устное народное творчество – 15 часов | ||
6 | Русские народные песни | |
7 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы | |
8 | Загадки, пословицы и поговорки | |
9 | Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | |
10 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | |
11 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | |
12 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | |
13 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | |
14 | Русская народная сказка «Каша из топора» | |
15 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | |
16 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | |
17 | Разноцветные страницы | |
18 | Викторина по сказкам | |
19 | КВН «В гостях у сказки» | |
20 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | |
Люблю природу русскую. Осень- 8 часов | ||
21 | Люблю природу русскую. Осень. | |
22 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» | |
23 | К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень» | |
24 | А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень» | |
25 | С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник» | |
26 | В. Берестов «Хитрые грибы» | |
27 | М. Пришвин «Осеннее утро» | |
28 | Разноцветные страницы Обобщающий урок | |
Русские писатели – 14 часов | ||
29 | А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта | |
30 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | |
31 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | |
32 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
33 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
34 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
35 | И. А. Крылов | |
36 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | |
37 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | |
38 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | |
39 | Л. Н. Толстой «Филипок» | |
40 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | |
41 | Л. Н. Толстой «Котенок» | |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщающий урок. | |
О братьях наших меньших – 12 часов | ||
43 | О братьях наших меньших | |
44 | Б. Заходер «Кискино горе», И. Пивоварова «Жила-была собака …» | |
45 | В. Берестов «Кошкин щенок» | |
46 | М. Пришвин «Ребята и утята» | |
47 | М. Пришвин «Ребята и утята» | |
48 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | |
49 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | |
50 | Б. Житков «Храбрый утенок» | |
51 | В. Бианки «Музыкант» | |
52 | В. Бианки «Сова» | |
53 | В. Бианки «Сова» | |
54 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщающий урок | |
Из детских журналов – 9 часов | ||
55 | Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проектной деятельности «Мой любимый детский журнал» | |
56 | Д. Хармс «Игра» | |
57 | Д. Хармс «А вы зна- ете?..» | |
58 | Д. Хармс «Веселые чижи» | |
59 | Д. Хармс «Что это было?» | |
60 | Н. Гернет «Очень- очень вкусный пирог» | |
61 | Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя» | |
62 | А. Введенский «Лошадка», Д. Хармс «Веселый старичок» | |
63 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. Защита проектов «Мой любимый детский журнал» | |
Люблю природу русскую. Зима – 9 часов | ||
64 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки | |
65 | И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка» | |
66 | Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | |
67 | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» | |
68 | Русская народная сказка «Два Мороза» | |
69 | С. Михалков «Новогодняя быль» | |
70 | А. Барто «Дело было в январе…», | |
71 | С. Дрожжин «Улицей гуляет …» | |
72 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | |
Писатели детям – 17 часов | ||
73 | Писатели детям | |
74 | К.И. Чуковский «Путаница» | |
75 | К. Чуковский «Радость» | |
76 | К. Чуковский «Федорино горе» | |
77 | К. Чуковский «Федорино горе» | |
78 | С. Маршак «Кот и лодыри» | |
79 | С. Я. Маршак «Мой секрет», «Сила воли» | |
80 | С. В. Михалков «Мой щенок» | |
81 | А. Барто «Веревочка» | |
82 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | |
83 | А. Барто «Вовка – добрая душа» | |
84 | Н. Носов «Затейники» | |
85 | Н. Носов «Живая шляпа» | |
86 | Н. Носов «Живая шляпа» | |
87 | Н. Носов «На горке» | |
88 | Н. Носов «На горке» | |
89 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | |
Я и мои друзья-10 часов | ||
90 | Я и мои друзья. | |
91 | Стихи о дружбе и обидах. | |
92 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | |
93 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | |
94 | В. Осеева «Волшебное слово» | |
95 | В. Осеева «Волшебное слово» | |
96 | В. Осеева «Хорошее» | |
97 | В. Осеева «Почему» | |
98 | В. Осеева «Почему» | |
99 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщающий урок. | |
Люблю природу русскую. Весна- 9 часов | ||
100 | Люблю природу русскую. Весна. | |
101 | Стихи Ф. Тютчева о весне | |
102 | Стихи А. Плещеева о весне | |
103 | А. Блок «На лугу» | |
104 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот» | |
105 | И.Бунин «Матери», | |
106 | А. Плещеев «В бурю» | |
107 | Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | |
108 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщающий урок. Проект «Создание газеты: 9 мая- День Победы» | |
И в шутку, и всерьёз – 14 часов | ||
109 | И в шутку, и всерьёз | |
110 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | |
111 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха | |
112 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха | |
113 | Э. Успенский «Чебурашка» | |
114 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» | |
115 | Э. Успенский «Над нашей квартирой…», «Память» | |
116 | В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | |
117 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | |
118 | Г. Остер «Будем знакомы» | |
119 | Г. Остер «Будем знакомы» | |
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | |
121 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | |
122 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | |
Литература зарубежных стран -14 часов | ||
123 | Литература зарубежных стран | |
124 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» | |
125 | Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы» | |
126 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» | |
127 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | |
128 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | |
129 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | |
130 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | |
131 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | |
133 | Проверим себя и оценим свои достижения.. | |
134 | Создание справочника «Зарубежные писатели – детям» | |
135 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник» | |
136 | Урок-викторина «Страна Литературия» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу изучения курса «Литературное чтение» во втором классе будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Личностные
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение,
сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых
текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
-самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного
произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе
или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление
к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой
(парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре)
критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?
Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
(с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок
на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией
картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство
своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем
(при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения,
иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
-понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы,
исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,
-выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),
фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
- находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или
малой группы (пары), участвовать в распределении функций и
ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения
того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать
достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические
схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить
сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-понимать смысл традиций и праздников русского народа,
сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
-при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение
строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Лист внесения изменений в Рабочую программу
Дата, № урока | Указывается тема, которая изучается на данном уроке и тема, которая корректируется или заменяется(если материал уплотняется, указываются темы, которые изучаются на данном уроке) | Основание для корректировки ( № приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....