Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 (начальное образование));
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеломовская СОШ»;
- примерной программы по предмету «Литературное чтение» (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях, Часть 1, Москва «Просвещение» 2011);
- авторской программы Л.Ф.Климановой,М.В.Бойкиной,«Литературное чтение. 1 – 4 классы»;(«Школа России». Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011);
- федерального перечня учебников;
- локального акта (Положение о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения);
-- учебного плана МБОУ «Шеломовская СОШ», утвержденного приказом № 58 от 01.09.2017г.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи предмета «литературное чтение»:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
Углублять читательский опыт детей.
Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «филология».
Как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся-сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно про изведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Успешность изучения предмета литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение предмета литературное чтение в 3 классе отводится 136 ч. (4 часов в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «литературное чтение»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, освоения предмета,заложенных в ФГОС НОО
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее, поисковое, выборочное, смысловое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирования умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников: умение читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста;
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие;
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
-умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпа, ритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов рабочей программы | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Вводный урок по курсу литературное чтение
| 1ч | 1ч | Ориентироваться в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
2. | Самое великое чудо на свете.
| 4ч | 4 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Читать возможные аннотации на книге. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя разные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. |
3. | Устное народное творчество
Шуточные народные песни.
| 14 ч | 14 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Oтличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
4. | Поэтическая тетрадь 1
| 11 ч | 11 ч | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
5. | Великие русские писатели
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Великие русские писатели» | 24 ч | 24 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу нa уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать споё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
6. | Поэтическая тетрадь 2
| 6 ч | 6 ч | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
7. | Литературные сказки
| 8 ч | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать. приёмы выразительного чтения при перечитывании, сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. |
8. | Были – небылицы
| 10 ч | 10 ч | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой нa текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
9. | Поэтическая тетрадь 1
| 6 ч | 6 ч | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения |
10. | Люби живое
| 16 ч | 16 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
11. | Поэтическая тетрадь 2
| 8 ч | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения |
12. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
| 12 ч | 12 ч | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
13. | По страницам детских журналов
| 8 ч | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение В темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
14. | Зарубежная литература
| 8 ч | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
ИТОГО: | 136 ч | 136 ч |
В том числе на:
- проекты- 3 ч;
- сочинения – 3 ч;
- подготовка сообщений – 5 ч;
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Вводный урок по предмету литературного чтения (1ч) | |||
Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | ||
Самое великое чудо на свете ( 4 ч) | |||
Знакомство с названием раздела: «Самое великое чудо на свете». | 1 | ||
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 1 | ||
Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Самое великое чудо на свете». | 1 | ||
Устное народное творчество (14 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Устное народное творчество» | 1 | ||
Русские народные песни. Обращение к силам природы. | 1 | ||
Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | ||
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | ||
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | ||
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. | 1 | ||
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Иллюстрации И. Билибина к сказке | 1 | ||
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1 | ||
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | ||
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Характеристика героев сказки. | 1 | ||
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Деление текста на части. Составление плана сказки. | 1 | ||
Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Характеристика героев сказки. | 1 | ||
Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Устное народное творчество» | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь1». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | ||
Русские поэты ХΙХ-ХХ века. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | ||
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | 1 | ||
Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 | ||
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. | 1 | ||
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». Подвижные картины природы. | 1 | ||
И.С. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. | 1 | ||
И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы. | 1 | ||
И.З.Суриков «Зима». | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь1». | 1 | ||
Великие русские писатели ( 24 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Великие русские писатели». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». | 1 | ||
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Отрывки из романа «Евгений Онегин». | 1 | ||
А.С. Пушкин «Зимнее утро».Настроение стихотворения. | 1 | ||
А.С.Пушкин «Зимний вечер». Приём контраста как средство создания картин. | 1 | ||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. События сказочного текста. | 1 | ||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Сравнение народной и литературной сказок | 1 | ||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 | ||
Рисунки И. Билибина к сказке А.С. Пушкина. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | ||
И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника и книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А. Крылову. | 1 | ||
Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки». Мораль басни. | 1 | ||
И.А. Крылов «Мартышка и очки». Нравственный урок читателю. Герои басни. | 1 | ||
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | ||
И.А.Крылов «Ворона и лисица». Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | ||
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | ||
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Лирические стихотворения. | 1 | ||
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».Настрое-ние стихотворения. Сравнения лирического текста и произведения живописи. | 1 | ||
Л.Н.Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | ||
Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | 1 | ||
Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана. | 1 | ||
Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. | 1 | ||
Л.Н. Толстой. Сравнение рассказов «Акула», «Прыжок». | 1 | ||
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Великие русские писатели» | 1 | ||
Поэтическая тетрадь2 ( 6 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь 2». Н.А.Некрасов Стихотворения о природе | 1 | ||
Н.А.Некрасов Стихотворения о природе. Средства художественной выразительности. | 1 | ||
Н.А. Некрасов. Повествовальное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | ||
К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворения. | 1 | ||
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы». Выразительное чтение стихотворений. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь2». | 1 | ||
Литературные сказки (8 ч) | |||
Знакомство с названием раздела: «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. | 1 | ||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | ||
В.М.Гаршин «Лягушка-Путешественница». Характеристика героев сказки. | 1 | ||
В.М.Гаршин «Лягушка-Путешественница». Нравственный смысл сказки. | 1 | ||
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Составление плана сказки. | 1 | ||
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный пересказ сказки. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Литературные сказки» | 1 | ||
Были-небылицы (10 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | ||
М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | 1 | ||
М.Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | ||
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | ||
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | ||
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | ||
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 | ||
А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Были - небылицы». | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 ( 6 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь 1». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
Саша Чёрный. Стихи о животных Средства художественной выразительности.. | 1 | ||
А.А. Блок «Ветхая избушка». «Сны». Картины зимних забав. | 1 | ||
А.А. Блок «Ворона». Средства художественной выразительности для создания образа. | 1 | ||
С.А. Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | ||
Люби живое (16 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Люби живое». Прогнозирование содержания раздела. М.Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. | 1 | ||
М.Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 | ||
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 1 | ||
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек – главный герой произведения. | 1 | ||
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | ||
В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа. | 1 | ||
В.И.Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. | 1 | ||
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе глав. | 1 | ||
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 | ||
Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1 | ||
Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. | 1 | ||
В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | ||
В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | ||
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | ||
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Люби живое». | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь2». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
С.Я.Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения. | 1 | ||
С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение. | 1 | ||
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. | 1 | ||
С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. | 1 | ||
Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. | 1 | ||
Наши проекты. Проект: «Праздник поэзии». | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | ||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок ( 12 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 1 | ||
А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. | 1 | ||
А.П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 | ||
А.П. Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 | ||
М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. | 1 | ||
М.М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | 1 | ||
М.М. Зощенко «Великие путешественники».Главная мысль произведения. | 1 | ||
М.М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | 1 | ||
Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | 1 | ||
Н.Носов «Телефон». Анализ заголовка. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». | 1 | ||
По страницам детских журналов ( 8 ч) | |||
Знакомство с названием раздела: «По страницам детских журналов». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. | 1 | ||
По страницам журналов для детей. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | ||
Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. | 1 | ||
Г.Остер «Вредные советы».Создание собственного сборника добрых советов. | 1 | ||
Г.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | 1 | ||
Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | 1 | ||
Проверим и оценим свои достижения по разделу: «По страницам детских журналов». | 1 | ||
Зарубежная литература (8 ч ) | |||
Знакомство с названием раздела: «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | ||
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. | 1 | ||
«Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | ||
Итоговая комплексная контрольная работа за учебный год. | 1 | ||
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 | ||
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 | ||
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Зарубежная литература». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....