КТП Литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
КТП Литературное чтение 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie.docx | 123.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (102 ч)
№ п/п |
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Форма органи зации образ-ого процесса | Планируемые результаты | МТО | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 четверть – 27 ч | |||||||||
Летописи, былины, жития (11 ч) | |||||||||
1 | 02.09 | Введение. Знакомство с учебником, с названием раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; - самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу. Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; - анализ научно-познавательного текста, выделение основной мысли; - устанавливать причинно-следствен- ные связи в изучаемом круге явлений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творчес- кого характера; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - умения устанавли- вать логическую причинно-следствен- ную последователь- ность событий и действий героев произведения; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД - умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; - нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; | Учебник, мульти- медиапро ектор, выставка книг по теме урока, карточки с речевой разминкой. | |
2 | 04.09 | События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание произведения. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапро ектор, карточки с речевой разминкой. | ||||
3 | 05.09 | Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапро ектор, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» | |||||
4 | 09.09 | Летопись — источник исторических фактов. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | Учебное занятие | Текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукции иллюстраций В.М. Васнецова. | ||||
5 | 11.09 | «Ильины три поездочки». Поэтический и прозаический текст былины Н. Карнауховой. Сказочный характер былины. | Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание произведения. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. | Учебное занятие | Распечатка начала текста былины «Три поездки Ильи Муромца» И. Карнаухо Вой, выставка книг по теме урока. | ||||
6 | 12.09 | Стартовая диагностическая работа. | Выполнять диагностическую работу. | Диагнос тическая работа | Текст работы | ||||
7 | 16.09 | Анализ диагностической работы. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». | Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. | Учебное занятие | Мульти- медиапро- ектор, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» | ||||
8 | 18.09 | Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. | Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание произведения. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. | Учебное занятие | Мульти- медиапро- ектор, фотографии памятника сергию Радонежско му, аудиоза пись колокольного звона. | ||||
9 | 19.09 | Детство и юность Варфоломея. Битва на Куликовом поле. | Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Учебное занятие | Мульти- медиапро- ектор, учебник, репродукции картин битвы | ||||
10 | 23.09 | Проект: «Создание календаря исторических событий». | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). | Проект | Альбомные листы, сообше ния, картинки по теме. | ||||
11 | 25.09 | Обобщающий урок-игра. Оценка достижений. Тест № 1 | Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника и теста. | Урок- игра. Тест | Мульти- медиапро- ектор, КИМы | ||||
Чудесный мир классики (16 ч) | |||||||||
12 | 26.09 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать начало и конец сказки. Наблюдать за развитием событий в сказке. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию; ·использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; - читать по ролям литературное произведение; Обучающийся получит возможность научиться: - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - создавать иллюстрации по содержанию произведения; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению; - ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - поиск необходимой информации в книге, ориентация в учебной и художественной книге, самостоятельный выбор книги; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; - умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные УУД - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; - формулировать собственное мнение и позицию; - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; | смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Учебник, мульти- медиапроек- тор, выставка книг по теме урока, карточки с речевой разминкой, портрет П.П. Ершова, аудиоприло- жение к учебнику, текст народной сказки. | |
13 | 30.09 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать литературную и народную сказки. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. | Учебное занятие | |||||
14 | 02.10 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. | Планировать работу на уроке. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. | Учебное занятие | |||||
15 | 03.10 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! очей очарованье...». Интонация стихотворения. | Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; выразительно читать произведение, осмысливая его содержание. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Читать стихотворения наизусть. | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапроек- тор, выставка книг по теме урока, карточки с речевой разминкой, портрет А.С. Пушкина, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||
16 | 07.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Характеристика героев. | Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапроек- тор, выставка книг по теме урока, портрет А.С. Пушкина, аудиоприло- жение к учебнику, видеозапись мультиплика ционного фильма по сказке А.С. Пушкина. | ||||
17 | 09.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Деление на части, составление плана. | Учебное занятие | ||||||
18 | 10.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Пересказ основных эпизодов сказки. | Учебное занятие | ||||||
19 | 14.09 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. | Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; выразительно читать произведение, осмысливая его содержание. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапроек- тор, выставка книг по теме урока, портрет М.Ю. Лермонтова, географическая карта Турции. | ||||
20 | 16.09 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Сравнивать мотивы русской и турецкой сказки. Характеризовать героев. | Учебное занятие | Учебник, мульти- медиапроек- тор, выставка книг по теме урока, портрет М.Ю. Лермонтова, географическая карта Турции, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||
21 | 17.09 | «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Характеристика героев. | Учебное занятие | ||||||
22 | 21.09 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | Планировать работу на уроке.Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев. | Учебное занятие | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, текст речевой разминки, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||
23 | 23.10 | Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. | Учебное занятие | ||||||
24 | 24.10 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. | Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение; выразительно читать произведение, осмысливая его содержание. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев. Выделять главную мысль. | Учебное занятие | Портрет Л.Н. Толстого, текст речевой разминки, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||
25 | 28.10 | А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение; выразительно читать произведение, осмысливая его содержание. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Характеризовать героев. Выделять главную мысль. | Учебное занятие | Портрет А.П. Чехова, книги писателя, текст речевой разминки, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||
26 | 30.10 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего времени. | Учебное занятие | ||||||
27 | 31.10 | Обобщающий урок-КВН. Оценка достиже ний. Тест № 2 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Урок-КВН. Тест | мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||
2 четверть – 21 ч | |||||||||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||||||||
28 | Знакомство с названием разде ла. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко...» Средства художественной выразительности
| Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста лирические стихотворения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; Обучающийся получит возможность научиться: - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос. | Познавательные УУД - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни кативных задач, строить монологичес кое высказывание, владеть диалогичес кой формой речи; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. | самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | Портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, мульти- медиапроек- тор, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||
29 | А. А. Фет «Весен ний дождь». «Бабочка». Карти ны природы в стихотворении. Ритм, интонация | Учебное занятие | Портрет и выставка книг А.А.Фета, мульти- медиапроек- тор, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
30 | Е. А. Баратын- ский. «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихотворении. | Учебное занятие | Портрет и выставка книг Е.А. Баратынского, мульти- медиапроек- тор, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
31 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Учебное занятие | Портрет и выставка книг А.Н. Плещеева, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
32 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. | Учебное занятие | Портрет И.С. Никитина, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
33 | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки...» Выразитель ное чтение. | Учебное занятие | Портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
34 | И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах. И. А. Бунина. Сравне- ния, эпитеты. | Учебное занятие | Портрет и выставка книг И.А. Бунина, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
35 | Обобщающий урок-игра. Оценка достижений. Тест № 3 | Урок-игра. Тест | мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Литературные сказки (13 ч) | |||||||||
36 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; Обучающийся получит возможность научиться: - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - создавать иллюстрации по содержанию произведения; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; | Познавательные УУД - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - поиск необходимой информации в книге, ориентация в учебной и художественной книге, - самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - умения устанавли- вать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные УУД - использование средств языка и речи для получения и передачи информа ции, участие в продуктивном диалоге; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни- кативных задач, строить монологичес кое высказывание, владеть диалогичес- кой формой речи; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Аудиоприло- жение к учебнику, портрет писателя, видеозапись мультипликации оного фильма. | ||
37 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. | Учебное занятие | |||||||
38 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | Учебное занятие | |||||||
39 | М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о героях с опорой на текст сказки. Характеризовать, сравнивать героев. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Определять количество сюжетных линий в произведении. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. | Учебное занятие | Портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику, карточки с заданиями. | |||||
40 | М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | Учебное занятие | |||||||
41 | М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | Учебное занятие | |||||||
42 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Моти вы народных сказок в авторском тексте. | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Характеризовать, сравнивать героев с опорой на текст. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Читать произведение по ролям. | Учебное занятие | Портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, аудиоприло- жение к учебнику, карточки с заданиями, видеозапись мультипликации оного фильма по сказу П.П. Бажова. | |||||
43 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | Учебное занятие | |||||||
44 | Промежуточная диагностическая работа. | Выполнять диагностическую работу. | Диагности ческая работа | Текст работы. | |||||
45 | Анализ диагностической работы. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о героях с опорой на текст сказки. Характеризовать героев. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. | Учебное занятие | Портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, аудиоприло- жение к учебнику, карточки с заданиями, видеозапись мультипликации оного фильма по сказке «Аленький цветочек». | |||||
46 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | Учебное занятие | |||||||
47 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. | Учебное занятие | |||||||
48 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 4 | Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Круглый стол. Тест | мульти- медиапроек- тор, КИМы | |||||
3 четверть – 30 ч | |||||||||
Делу время – потехе час (7ч) | |||||||||
49 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Г. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; - читать по ролям литературное произведение; Обучающийся получит возможность научиться: - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению. | Познавательные УУД - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - умения устанавли- вать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные УУД - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - самовыражение: монологические высказывания разного типа; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. | смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Портрет писателя, мульти- медиапроек- тор. | ||
50 | Г. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | Учебное занятие | |||||||
51 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | Учебное занятие | Портрет писателя, мульти- медиапроек- тор. | ||||||
52 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. | Учебное занятие | |||||||
53 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | Учебное занятие | Выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями. | ||||||
54 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | Учебное занятие | |||||||
55 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 5 | Открытый микрофон. Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Страна детства (6 ч) | |||||||||
56 | Знакомство с названием раздела, прогно зирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Учебное занятие | Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев); - читать по ролям литературное произведение; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; Обучающийся получит возможность научиться: - подробно или выборочно пересказывать текст; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам | Познавательные УУД - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогичес кой формой речи; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. | самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями, аудиоприло- жение к учебнику. | ||
57 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. | Учебное занятие | |||||||
58 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особеннос ти развития событий: выстра ивание их в тексте. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя. | ||||||
59 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя. Музыкальное сопровождение произведения. | ||||||
60 | М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
61 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 6. | Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | |||||||||
62 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | Учебное занятие | Обучающийся научится: - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста лирические стихотворения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; Обучающийся получит возможность научиться: - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос. | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД - самовыражение: монологические высказывания разного типа; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Выставка книг, портрет писателя, репродукции картин по теме урока, карточки с текстом речевой разминки. | ||
63 | С.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет С.Есенина, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
64 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...». «Наши царства». Тема детства в произведениях. Конкурс чтецов. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет М.Цветаевой, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
65 | Устный журнал. Оценка достижений. Тест № 7. | Устный журнал. Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Природа и мы (9 ч) | |||||||||
66 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Объяснять нравственный смысл рассказа. Выборочно пересказывать текст. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев); - читать по ролям литературное произведение; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; Обучающийся получит возможность научиться: - подробно или выборочно пересказывать текст; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам | Познавательные УУД - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогичес кой формой речи; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. | - самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику, мульти- медиапроек- тор. | ||
67 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | Учебное занятие | Портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику, мульти- медиапроек- тор. | ||||||
68 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | Планировать работу на уроке. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Делить текст на части, составлять план. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | |||||
69 | М. М. Пришвин «Выскочка». Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | Планировать работу на уроке. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Выборочно пересказывать текст. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, карточки с заданиями. | |||||
70 | Е. И. Чарушин «Кабан». Харарактеристи ка героев на основе их поступков. | Планировать работу на уроке. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. | Учебное занятие | Выставка книг Е.И. Чарушина, портрет писателя, карточки с заданиями. | |||||
71 | В. П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Планировать работу на уроке. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Делить текст на части, составлять план. Выборочно пересказывать текст. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | |||||
72 | В. П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Выборочный пересказ. | Учебное занятие | |||||||
73 | Проект «Природа и мы». | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. | Проект | Дополнительная литература, альбомные листы | |||||
74 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 8. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | |||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||||||||
75 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста лирические стихотворения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Выставка книг, портрет писателя, карточки с заданиями. | ||
76 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Средства художественной выразительности. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
77 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в произведениях. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, карточки с заданиями. | ||||||
78 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
4 четверть – 24 ч | |||||||||
79 | С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Учебное занятие | Обучающийся получит возможность научиться: - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос. | Коммуникативные УУД - самовыражение: монологические высказывания разного типа; - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику, карточки с заданиями. | |||
80 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 9. | Круглый стол. Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Родина (5 ч) | |||||||||
81 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Учебное занятие | Обучающийся научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; - прогнозировать содержание произведений; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста лирические стихотворения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; Обучающийся получит возможность научиться: - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос. | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД -умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгорит- мизация действий); вносить необходи- мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | - эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||
82 | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
83 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, аудиоприло- жение к учебнику. | ||||||
84 | Проект: «Они защищали Родину». | Проект | Проектные работы. | ||||||
85 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 10. | Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Страна Фантазия (5 ч) | |||||||||
86 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Учебное занятие | Обучающийся научится: - прогнозировать содержание произведений; - ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; - ·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использо ванием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электрон ные, цифровые), в том числе контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД - самовыражение: монологические высказывания разного типа; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников | самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Выставка книг, портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, видеозапись отрывка из художествен- ного фильма «Приключения Электроника». | ||
87 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | Учебное занятие | |||||||
88 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Учебное занятие | Мульти- медиапроек- тор, карточки с текстом речевой разминки, портрет писателя, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты» | ||||||
89 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | Учебное занятие | |||||||
90 | Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. Тест № 11. | Путешествие по стране Фантазии. Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | ||||||
Зарубежная литература (12 ч) | |||||||||
91 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - прогнозировать содержание произведений; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев); - читать по ролям литературное произведение; Обучающийся получит возможность научиться: - подробно или выборочно пересказывать текст от лица героев произведений; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам | Познавательные УУД - смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД -умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгорит- мизация действий); вносить необходи- мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные УУД - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | - самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности; | Выставка книг, портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, видеофрагмент мультфильма «Путешествие Гулливера».
| ||
92 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | Учебное занятие | |||||||
93 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, видеофрагмент мультфильма «Русалочка». | |||||
94 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | Учебное занятие | |||||||
95 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | Учебное занятие | |||||||
96 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | Планировать работу на уроке.Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразитель но. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитан ном произведении. Характеризовать поступки героев произведения | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, видеозапись отрывка из художествен- ного фильма по одноименному произведению. | |||||
97 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Учебное занятие | |||||||
98 | Итоговая диагностическая работа. | Выполнять диагностическую работу. | Учебное занятие | Текст работы. | |||||
99 | Анализ диагностической работы. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. | Планировать работу на уроке.Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения | Учебное занятие | Выставка книг, портрет писателя, мульти- медиапроек- тор, видеозапись (отрывок) мультипликации оного фильма об Иисусе. | |||||
100 | Сельма Лагерлёф. Иисус и Иуда. | Учебное занятие | |||||||
101 | Обобщающий урок. Оценка достижений. Тест № 12. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест | Мульти- медиапроек- тор, КИМы | |||||
102 | Урок – игра «Литературные тайны» | Принимать участие в игре, выполнять правила игры. | Урок-игра | Мульти- медиапроек- тор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....