Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_7_vid_li-ra.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К адаптированной рабочей программе на 2017-2018 учебный год учителя 3 класса Гонебной Валентины Александровны, осуществляющей обучение учащихся с задержкой психического развития.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании сле дующих нормативно- правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 года № 1089.
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития) под редакцией Л.А. Вохмяниной;
- Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «ОШ № 9»
- Авторской программы, разработанной в соответствии с программой к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Кубасова О.В. 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 год и обеспеченная учебником Кубасовой О.В. «Литературное чтение» Учебники /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011 и рабочие тетради Кубасова О.В /Смоленск: «Ассоциация XXI век», (учебно-методический комплект «Гармония»).
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). У детей с задержкой психического развития при потенциально сохранившихся возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Важно обеспечить коррекцию их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизировать познавательную деятельность, формирование навыков и умений учебной деятельности.
Цели и задачи адаптированного обучения и воспитания детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные. Для детей, имеющих задержку психического развития, необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения.
Формы опроса учащихся:
письменный;
устные ответы;
разнообразные творческие задания;
работа по индивидуальным карточкам и т.д.
Оценка знаний учащихся проводится в щадящем режиме, на более низком уровне.
Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционно-развивающие задачи:
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
– развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
– преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
– развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
– привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Поэтому приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий программу курса подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Формированию читательской самостоятельности учащихся в 3 классе посвящен специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов. 1 класс – 40 часов; 2 класс – 136 часов; 3 класс– 136 часов; 4 класс – 136 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью обучения литературному чтению является формирование
- всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
- готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТЫ:
- Чтение осмысленное и выразительное
- Словарная работа (правильное прочтение, объяснение значения слова с помощью толкового словаря, использование слов-синонимов)
- Составление плана
- Пересказ на основе составленного плана
- Обучение пересказу
- Заучивание стихотворений
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
- Чтение наизусть
- Творческие работы
- Работы по развитию речи
- Проверка навыков чтения
Для успешной реализации модели общения «АВТОР – ТЕКСТ – ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные задачи/результаты
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.
- Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
- Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
- Формирование привычки к рефлексии.
- Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
- Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
- Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
- Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
- Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1.
- Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи (результаты)
- Формирование положительной мотивации к чтению. Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской.
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
- Развитие воссоздающего воображения.
- Обучение адекватному восприятию читаемого.
- Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
- Совершенствование всех сторон навыка чтения.
- Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.
- Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
- Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
- Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
- Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
- Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.
- Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
- Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и
- энциклопедиях, в Интернете.
- Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
- Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
- Развитие литературных способностей. С целью достижения названных результатов (более подробно изложенных далее, после основной части программы «Содержание курса «Литературное чтение») были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» на конец 4 класса
Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1., выполнять различные мыслительные действия – П-2.); К. – коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.
Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.)1; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем (П-2.).
Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Планируемые результаты освоения программы
К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Выпускники начальной школы научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- знанию основных моральных норм;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- характеризовать героев;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;
- находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
Планируемые результаты освоения программы
- выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
- владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- цитировать (устно);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
- составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- пользоваться алфавитным каталогом;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
- пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- соотносить литературу с другими видами искусства;
- испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
- находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
- понимать особенности изучаемых типов композиции;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- цитировать (письменно);
- осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
- писать изложения;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание курса «Литературное чтение»
1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо-жанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно- ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного. Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению, изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.
Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения, 3 класс
№ | Дата | Тема урока | Планируемые предметные результаты (основные виды деятельности учащихся на языке учебных действий) | Универсальные учебные действия | Примечание |
Раздел 1. Труд человека кормит, а лень портит (13 ч) | |||||
1 | Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта». | Находить в тексте главную мысль произведения; разыгрывать произведение по ролям. | Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное. | ||
2 | К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». | Читать выборочно, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное. | Выразительно читать литературные произведения, используя интонационные средства выразительности, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
3 | Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться». С. Баруздин «Бревно». | Самостоятельно читать, выражать свое отношение к поступкам героев; рисовать словесную картину. | Читать «про себя», понимая содержание текста, определять эмоциональный характер текста, оценивать поступки героев, обсуждать их с одноклассниками. | ||
4 | Русская народная сказка «Кому горшок мыть» С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». | Самостоятельное чтение; находить в тексте ответы на вопросы; участвовать в игре «Радиотеатр». | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать по ролям, оценивать своё чтение и чтение одноклассников по критериям. | ||
5-6 | Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Читать «про себя», понимая содержание текста, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. | ||
7 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*. | Читать басню, осознавать её подтекст, выражать своё отношение к героям и их поступкам. | Развивать воссоздающее и творческое воображение, читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. | ||
8 | Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб». | Определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | ||
9 | Африканская сказка «Лентяйка». | Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану. | Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
10 | Грузинская сказка «Голубой ковёр». | Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану. | Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
11 | Р. Сеф «Странное дело». | Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения. | Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
12 | Обобщающий урок. | Воспроизводить правила систематизации книг. Систематизировать книги; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. | ||
13 | Тест №1. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 2. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (11 ч) | |||||
14 | Итальянская сказка «Новая юбка». С. Маршак «Не так». | Давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
15 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил». | Читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
16 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | Читать выразительно, артистично текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); оценивать поступки героев сказки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. | ||
17-18 | Русские народные сказки. «Морской царь и Василиса Премудрая». | Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | ||
19 | Армянская сказка «Золотое яблоко». | Знание понятий «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | ||
20-22 | Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». | Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
23 | Обобщающий урок. | Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | ||
24 | Тест №2. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 3. «Унылая пора! Очей очарованье!..» (7 ч) | |||||
25 | К. Бальмонт «Осень»*. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Рассказывать правила заучивания стихотворений. Выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). | ||
26 | Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...». | Понимать значение термина «рифма». Находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | ||
27-28 | К. Паустовский «Барсучий нос». | Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать «про себя», осознавая содержание текста, пересказывать. | ||
29 | А.С. Пушкин «Осень»*. М. Лермонтов «Осень». | Прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
30 | А.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...» Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...» А. Майков «Осень». | Выразительно декламировать литературные произведения, определять отношение автора к явлениям природы. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
31 | Контрольное чтение №1. | Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию. | Контролировать, анализировать, оценивать свои действия. | ||
Раздел 4. Много хватать – своё потерять (5 ч) | |||||
32 | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
33 | Я. Аким «Жадина». | Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. | ||
34 | В. Зотов «Бабушкин халат». | Составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | ||
35 | Дж. Родари «Солнце и туча». | Читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | Составлять рассказ по иллюстрации, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения. | ||
36 | Обобщающий урок. | Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | ||
Раздел 5. Тайное всегда становится явным (7 ч) | |||||
37 | B. Драгунский «Тайное всегда становится явным». | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
38 | Н. Носов «Огурцы». | Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
39 | В. Осеева «Почему?». | Описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | ||
40-41 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». | Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
42 | Л. Пантелеев «Честное слово». | Составлять цитатный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | ||
43 | Тест № 3. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 6. Ежели вы вежливы… (4 ч) | |||||
44 45 | Маршак «Урок вежливости». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Б. Заходер «Очень вежливый Индюк». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
46 | В. Осеева «Волшебное слово». Тест №4. | Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 7. «Снег летает и сверкает…» (10 ч) | |||||
47 | С. Есенин «Берёза»*. М. Пришвин «Деревья в лесу». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное. | ||
47 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом" А.С. Пушкин «Зимний вечер | Читать текст выразительно, передавая эмоциональное состояние автора; отвечать на вопросы. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать эмоциональное состояние автора. Выполнять словесное рисование. | ||
48 | X.К. Андерсен «Девочка со спичками». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; преодолевать трудности. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
49 | А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство». | Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный характер текста. Составлять монологические высказывания. | ||
50 | З. Александрова «Снежок»*. Саша Чёрный «На коньках». | Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения. | Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
51-52 | B. Драгунский «Кот в сапогах». | Пересказывать текст; составлять план; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль. | Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
53-54 | Н. Носов «Бенгальские огни». | Читать выразительно, передавая эмоциональное состояние героя; отвечать на вопросы. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать литературного героя, составлять небольшой рассказ о герое. | ||
55 | Контрольное чтение №2. | Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию. | Контролировать, анализировать, оценивать свои действия. | ||
56 | С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*. К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает...». | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
Раздел 8. Каждый свое получил (18 ч) | |||||
57 | Эстонская сказка «Каждый своё получил. Латышская сказка «Два брата». | Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей. | Составлять сказку по схеме, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения. | ||
58 | Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро». | Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать авторскую и народную сказку. | Читать вслух плавно по слогам или целыми словами, определять эмоциональный характер текста, высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
59-60 | Узбекская сказка «Черепаха и скорпион». | Различать сказки бытовые и волшебные, о животных, обосновывать своё мнение; выразительно читать; пересказывать близко к тексту. | Обобщать прочитанное, сравнивать произведения схожей тематики, соотносить иллюстрации с фрагментами текста. | ||
61 | И. Крылов «Чиж и Голубь»*. | Объяснять, какая мудрая мысль высказана в басне. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
62 | Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев». | Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям басни. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | ||
63 | Г. Ладонщиков «В старой сказке». | Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста. | ||
64 | Русская народная сказка «Баба-Яга». | Определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | ||
65 | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». | Понимать значение терминов «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | ||
66-67 | Б. Заходер «Серая Звёздочка». | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
68 | Английская сказка «Хромая Молли». | Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
69-70 | Чешская сказка «Златовласка». | Определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | ||
71-72 | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». | Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке к Радиотеатру. | ||
73 | Л. Чарская «Живая перчатка». | Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста. | ||
74 | Ю. Мориц «Песенка про сказку». | Анализировать языковые средства выразительности. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | ||
75 | Тест №5. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 9. Жизнь дана на добрые дела (7 ч) | |||||
76 | . | Ю. Мориц «Разговаривали вещи». | Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения. | |
77-79 | X.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель». | Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста. | ||
80-81 | Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». | Читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радио-театр». | ||
82 | Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша». | Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | ||
Раздел 10. За доброе дело стой смело (7 ч) | |||||
83 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | Объяснять значение термина «диалог». Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану. | Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. | ||
84-85 | Н. Артюхова «Трусиха». Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк». | Определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. | ||
86 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | Определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Определять эмоциональный характер текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: воспитание нравственных принципов. | ||
87 | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя». C. Баруздин «Страшный клад». | Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
88 | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
89 | Тест №6. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 11. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (17 ч) | |||||
90 | В. Осеева «Печенье», «Лекарство». | Понимать значение термина «логическое ударение». Определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
91 | Б. Емельянов «Мамины руки». | Устанавливать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. | ||
92 | Л. Яковлев «Альбом фотографий». Л. Квитко «Бабушкины руки». О. Дриз «Книга». | Соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Составлять монологические высказывания. | ||
93 | Г. Фаллада «История про мамину сказку». | Объяснять значение понятия «драматизация». Инсценировать, читать по ролям сказку; сравнивать рассказ со сказкой; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения. | Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Сотрудничать с одноклассниками в игре «Радиотеатр». | ||
94 | В. Драгунский «...Бы». | Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | ||
95 | Тест №7. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
96 | Н. Артюхова «Трудный вечер». | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
97 | М. Зощенко «Золотые слова». | Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать произведение. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
98 | Черногорская сказка «Милош находит мать». | Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | . | |
99 | Контрольное чтение №3. | Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию. | Способность контролировать, анализировать, оценивать свои действия. | ||
100 | Адыгейская сказка «Девочка-птичка». | Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора. | Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. | ||
101-102 | Испанская сказка «Птица-Правда». | Редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные. | Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. | ||
103 | A. Платонов «Разноцветная бабочка». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | ||
104 | Л. Петрушевская «Сказка о часах». | Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста. | ||
105 | Русская народная сказка «Подземные царства». | Понимать значение термина «троекратное повторение». Находить троекратное повторение в тексте; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения. | Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное. | ||
106 | Г. Виеру «Мамин день». | Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения. | ||
Раздел 12. Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч) | |||||
107 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*. М. Пришвин «Капля и камень». В. Железников «Три ветки мимозы». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное. | ||
108 | И. Северянин «Отчего?». Г. Новицкая «Подснежник». B. Берестов «Мать-и-мачеха». | Объяснять значение терминов «языковые средства выразительности», «рифма». Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | ||
109 | Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»). | Определять эмоциональный характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
110 | К. Паустовский «Стальное колечко». | Пересказывать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею произведения; характеризовать героев. | Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. | ||
111 | А. Майков «Ласточка примчалась...». А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...». А. Чехов «Весной». | Анализировать стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Иллюстрировать прочитанное. Выявлять логические паузы и ударения. Обосновывать своё мнение. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | ||
112 | Н. Сладков «Ивовый пир». Я. Аким «Апрель». | Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
113 | А. Блок «Вербочки. Л. Чарская «Дивные звуки».Е. Благинина «Черёмуха». | Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения. | ||
114 | Тест №8. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль. | ||
Раздел 13. Любовь – волшебная страна (10 ч) | |||||
115-116 | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...». Н. Вагнер «Сказка». | Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ; отличать рассказ от сказки; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. | ||
117 | Братья Гримм «Рапунцель». | Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | ||
118 | Французская сказка «Красавица и чудовище». | Прогнозировать; соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения; соотносить данную характеристику с конкретным персонажем. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
119 | X.К. Андерсен «Ромашка». | Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное. | ||
120 | Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево». | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | ||
121-122 | Русская народная сказка «Пёрышко Финиста – ясна сокола». | Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. | ||
123 | Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | ||
124 | А. Фет «Облаком волнистым...»*. Я. Полонский «Песня». И. Тургенев «Воробей». | Определять лирическое стихотворение. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
Раздел 14. «Чудесное – рядом» (10 ч) | |||||
125 | Р. Сеф «Чудо». А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую...» К. Паустовский «Заботливый цветок». | Характеризовать понятие «психологическая пауза». Читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Составлять краткие монологические высказывания на основе литературного текста. | ||
126 | В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*. С. Маршак «О том, как хороша природа».Н. Абрам-цева «Радуга». | Давать определение лирического стихотворения. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
127 | Контрольное чтение №4. | Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию. | Контролировать, анализировать, оценивать свои действия. | ||
128 | Ю. Могутин «Берег бродячих камешков». М. Пришвин «Дятел». | Самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; объяснять значение словосочетаний. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | ||
129 | В. Астафьев «Стрижонок Скрип». | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | ||
130 | О. Дриз «Счастье». Б. Заходер «Что красивей всего?». | Объяснять значение понятия «лирическое стихотворение». Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
131 | В. Бианки «Музыкант». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; преодолевать трудности. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать план. | ||
132 | Белорусская сказка «Музыка-чародейник». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | ||
133 | Итальянская сказка «Тайна Флорио». | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; сравнивать, наблюдать, делать выводы. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Пересказывать прочитанное. Выразительно читать литературные произведения, разыгрывать сценки. | ||
134 | И. Мазнин «Давайте дружить», Ю.Ким «Летучий ковёр». | Выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||
135-136 | Резервные уроки. |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса
Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.
Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий.
Учебники и учебные пособия для учащихся (Издательство: «Ассоциация ХХI век», Смоленск)
- Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. – 2012 и послед.
- Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. – 2012 и послед.
- Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 3 класс. – 2007 и послед.
- Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 3 класса. – 2009 и послед.
- Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013 и послед.
Пособия для учителя
- Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.
- Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.
- Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 и послед.
- Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013 и послед.
- Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия, 1998 и послед.
- Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям
- Материалы для учащихся
- Материалы для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по предмету литературное чтение 3 класс
Чтение 3 класс...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (литературное чтение)
Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (литературное чтение)...
Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с РАС (литературное чтение)
Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с РАС (литературное чтение)...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....