Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"
проект по чтению
Читательская компетенция –
это система умений, отражающих приоритет понятия текста
над его воспроизведением.
(учебно-методическом комплекте «Школа России»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_zadachi.pptx | 529.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы предположили , ч то уровень сформированности читательской компетенции возможно повысить, если целенаправленно использовать систему заданий на уроках литературного чтения. Методы исследования: изучение теоретической и методической литературы по теме; анализ учебников по литературному чтению; анализ практической работы по формированию читательской компетенции в начальных классах; статистический анализ результатов эксперимента.
Задачи: дать характеристику читательской компетенции; проанализировать программы и учебники по литературному чтению с целью выявления возможностей формирования читательской компетенции; выявить сформированность читательской компетенции у младших школьников; дать методические рекомендации по формированию читательской компетенции в начальной школе.
Читательская компетенция – это система умений, отражающих приоритет понятия текста над его воспроизведением. (учебно-методическом комплекте «Школа России») Читательская компетенция – владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. (образовательной модели «Школа 2100»)
Показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать») ; заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги») ; увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги») ; стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали») .
Подготовительный этап (1 класс) обучение детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаются выделять важнейшие надписи на обложке и т. д. Начальный этап (2 класс) накопление уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Третий, основной этап (3 класс) непосредственное формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Заключительный этап (4 класс) формирование у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
Результаты исследования Умение читать, как известно, складывается из владения техникой чтения вслух и про себя и системы приемов понимания прочитанного. Поэтому наше исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап определение качества чтения второклассников вслух незнакомого текста и понимание прочитанного; 2 этап знание учащимися содержания прочитанных книг. Анализируя первый этап , можно сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности техники чтения у младших школьников наблюдается у 50 % учащихся класса. Средний уровень сформированности составляет 40 % учащихся. Низкий уровень наблюдается у 10 % учащихся. Анализируя второй этап нашего эксперимента, можно сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности читательской компетенции у младших школьников наблюдается лишь у 30 % учащихся класса. Средний уровень сформированности составляет 40 % учащихся. Низкий уровень наблюдается у 30 % учащихся.
Техника чтения вслух незнакомого текста Фамилия, имя ученика Кол-во слов в мин. Способ чтения Правиль ность Осмыслен ность Кирилл А. 43 по слогам - 30 % Алина А. 71 целыми словами + 70 % Кирилл Б. 50 по слогам - 70 % Илья Д. 79 целыми словами + 90 % Иван Е. 55 чтение по догадке + 50 % Евгений Е. 64 по слогам - 70 % Анастасия К. 112 целыми словами + 100 % Дарья Л. 98 целыми словами + 90 % Самира М. 106 целыми словами + 100 % Алина М. 92 целыми словами - 90 % Настя П. 49 чтение по догадке - 30 % Эльмира Р. 114 целыми словами + 100 % Марина С. 69 по слогам - 50 % Демури Г. 90 целыми словами - 90% Варвара Ф. 55 целыми словами + 70% Роман Ж. 120 целыми словами - 100% Павел Я. 42 чтение по догадке - 30% Милана К. 51 по слогам - 40% Владистав О. 66 по слогам + 50% Максим Н. 110 целыми словами + 100% Алёна М. 89 целыми словами + 80%
Оценка результатов контрольной работы по литературному чтению учащихся 3 класса Фамилия, имя ученика 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла Алина А. + Кирилл Б. + Илья Д. + Иван Е. + Евгений Е. + Анастасия К. + Дарья Л. + Самира М. + Алина М. + Настя П. + Эльмира Р. + Марина С. + Екатерина С. + Эвелина С. + Демури Г. + Варвара Ф. + Павел Я. + Милана К. + Владистав О. + Максим Н. Алёна М. + Итого : 7(30 %) 8 (40 %) 5 (20 %) 2 (10 %)
Проанализировав программу и учебники по Образовательной модели «Школа России» под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. можно сделать вывод о том , что на уроках литературного чтения, действительно, формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования, но они в недостаточном объеме. Рисунок 1 - Количество заданий по формированию читательской компетенции младших школьников, выполняемых в начальных классах ( УМК «Школа России»)
Обоснование применения, связь с основной гипотезой работы В результате кропотливой, систематической урочной работы у учащихся может формироваться устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Выдвинутая нами гипотеза - уровень сформированности читательской компетенции возможно повысить, если целенаправленно использовать систему заданий на уроках литературного чтения – подтверждена. Мы считаем, что работа имеет практическую значимость , нами разработаны научно-обоснованные методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» УМК «Школа России» , которые могут быть использованы в практике учителями начальных классов при обучении младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...
Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе
На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...