Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chtenie_4_klass.docx | 60.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ФГОС НОО УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5 |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Каурова Елена Витальевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576),
- основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 64/4 от 30.08 2017 года,
- авторской программой для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), под ред. Л.Ф.Климановой, Горецкого В.Г., М.В.Головановой - М.:Просвещение, 2013г., с незначительными изменениями,
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Литературное чтение» М.В.Головановой., Горецкого В.Г., Л.Ф.Климановой Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2015 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «литературное чтение» в 4 классе отводится 102 ч в год (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
В связи с учебным планом МОУ «СОШ №9» на 2017 – 2018 учебный год количество часов в рабочей программе изменено.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Авторская программа (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) | Рабочая программа (КауроваЕ.В.) | Номера уроков |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения. | 1 ч. | 1 ч. | 1 |
2. | Летописи¸ былины, жития. | 11 ч. | 10 ч. | 2-10 |
3. | Чудесный мир классики. | 22 ч. | 16 ч. | 11-26 |
4. | Поэтическая тетрадь. | 12ч. | 8 ч. | 27-34 |
5. | Литературные сказки. | 16 ч. | 14 ч. | 35-48 |
6. | Делу время – потехе час. | 9 ч. | 7 ч. | 49-55 |
7. | Страна детства. | 8 ч. | 6 ч. | 56-61 |
8. | Поэтическая тетрадь. | 5 ч. | 4 ч. | 62-65 |
9. | Природа и мы. | 12 ч. | 10 ч. | 66-75 |
10. | Поэтическая тетрадь. | 8 ч. | 6 ч. | 76-81 |
11. | Родина. | 8 ч. | 4 ч. | 82-85 |
12. | Страна Фантазия. | 7 ч. | 5 ч. | 86-90 |
13. | Зарубежная литература | 16 ч. | 12 ч. | 91-102 |
14. | Резервный час | 1ч. | - | - |
15. | Итого: | 136ч. | 102ч. |
Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч.)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Летописи¸ былины, жития. (9 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь – града». События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Подготовка к выполнению проекта «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.
Чудесный мир классики. (16 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П.Ершов «Конёк – горбунок». События литературной сказки. П.П.Ершов «Конёк – горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. П.П.Ершов «Конёк – горбунок». Характеристика героев.
А.С.Пушкин. Стихи. Интонация стихотворения. Заучивание наизусть. А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним. А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Герои турецкой сказки. М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев сказки, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь. (8 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Стихи Ф.И.Тютчева. Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Стихи А.А.Фета. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении. Стихи Н.А.Некрасова. Выразительное чтение. И.А.Бунин «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
Литературные сказки. (14 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного произведения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана сказки. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Оценка достижений.
Делу время – потехе час. (7 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Герои произведения. Обобщающий урок по теме «Делу время – потехе час». Оценка достижений.
Страна детства. (6 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Обобщающий урок по теме «Страна детства». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь. (4 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Стихи В.Я.Брюсова. Тема стихотворений. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении. Стихи М.И. Цветаевой. Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой. Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
Природа и мы. (10 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои произведения. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Подготовка к выполнению проекта «Природа и мы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь. (6 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в лирическом произведении. Д.Б. Кедрин Бабье лето». Картины лета в лирическом произведении. Н.М.Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
Родина. (4 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Подготовка к выполнению проекта «Они защищали Родину». Оценка достижений.
Страна Фантазия. (5 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия». Оценка достижений.
Зарубежная литература. (12 ч.)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. С.Лагерлёф «Святая ночь». Анализ заголовка. Герои произведения. С.Лагерлёф «Святая ночь». Деление текста на части. Составление плана.
С.Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство. С.Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда.
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений.
Проектная деятельность
№ | Тема | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 | Подготовка к выполнению проекта «Создание календаря исторических событий». | 19.-23.09 | |
2 | Подготовка к выполнению проекта «Природа и мы». Оценка достижений. | 13.-17.03 | |
3 | Подготовка к выполнению проекта «Они защищали Родину». Оценка достижений. | 03-10.04 |
Календарно - тематический план
по учебному предмету «литературное чтение» 4 класс
на 2017 – 2018 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч.) | |||||
1. | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 01.09 | ||
Летописи¸ былины, жития. (9 ч.) | |||||
2. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь – града». | 04.09-08.09 | ||
3. | 2 | События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | |||
4. | 3 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |||
5. | 4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. | 11.09.-15.09 | ||
6. | 5 | Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | |||
7. | 6 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». | |||
8. | 7 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 18.09-22.09 | ||
9. | 8 | Житие Сергия Радонежского. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | |||
10. | 9 | Подготовка к выполнению проекта «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. | |||
Чудесный мир классики. (16 ч.) | |||||
11. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П.Ершов «Конёк – горбунок». События литературной сказки. | 25.09-29.09 | ||
12. | 2 | П.П.Ершов «Конёк – горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | |||
13. | 3 | П.П.Ершов «Конёк – горбунок». Характеристика героев. | |||
14. | 4 | А.С.Пушкин. Стихи. Интонация стихотворения. Заучивание наизусть. | 02.10-06.10 | ||
15. | 5 | А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. | |||
16. | 6 | А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним. | |||
17. | 7 | А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | 09.10-13.10 | ||
18. | 8 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. | |||
19. | 9 | М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | |||
20. | 10 | М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Герои турецкой сказки. | 16.10-20.10 | ||
21. | 11 | М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев сказки, отношение к ним. | |||
22. | 12 | Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. | |||
23. | 13 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. | 23.10-27.10 | ||
24. | 14 | А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | |||
25. | 15 | А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | |||
26. | 16 | Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | 30.10-03.11 | ||
Поэтическая тетрадь. (8 ч.) | |||||
27. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Стихи Ф.И.Тютчева. Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. | |||
28. | 2 | Стихи А.А.Фета. Ритм стихотворения. Интонация стихотворения. | |||
29. | 3 | Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» Передача настроения и чувства в стихотворении. | 06.11-10.11 | ||
30. | 4 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | |||
31. | 5 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении. | |||
32. | 6 | Стихи Н.А.Некрасова. Выразительное чтение. | 13.11-17.11 | ||
33. | 7 | И.А.Бунин «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. | |||
34. | 8 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | |||
Литературные сказки. (14 ч.) | |||||
35. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. | 27.11-01.12 | ||
36. | 2 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. | |||
37. | 3 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | |||
38. | 4 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 04.12-08.12 | ||
39. | 5 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | |||
40. | 6 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | |||
41. | 7 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | 11.12-15.12 | ||
42. | 8 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | |||
43. | 9 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. | |||
44. | 10 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | 18.12-22.12 | ||
45. | 11 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного произведения. | |||
46. | 12 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана сказки. | |||
47. | 13 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | 25.12-29.12 | ||
48. | 14 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Оценка достижений. | |||
Делу время – потехе час. (7 ч.) | |||||
49. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | |||
50. | 2 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. | 09.01-12.01 | ||
51. | 3 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | |||
52. | 4 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. | |||
53. | 5 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | 15.01-19.01 | ||
54. | 6 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Герои произведения. | |||
55. | 7 | Обобщающий урок по теме «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | |||
Страна детства. (6 ч.) | |||||
56. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | 22.01-26.01 | ||
57. | 2 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | |||
58. | 3 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | |||
59. | 4 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | 29.01.-02.02 | ||
60. | 5 | М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. | |||
61. | 6 | Обобщающий урок по теме «Страна детства». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь. (4 ч.) | |||||
62. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Стихи В.Я.Брюсова. Тема стихотворений. Выразительное чтение. | 05.02-09.02 | ||
63. | 2 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении. | |||
64. | 3 | Стихи М.И. Цветаевой. Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой. | |||
65. | 4 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | 12.02-16.02 | ||
Природа и мы. (10 ч.) | |||||
66. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. | |||
67. | 2 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | |||
68. | 3 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | 19.02-23.02 | ||
69. | 4 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | |||
70. | 5 | М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | |||
71. | 6 | М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 26.02-02.03 | ||
72. | 7 | Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. | |||
73. | 8 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои произведения. | |||
74. | 9 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. | 05.03-09.03 | ||
75. | 10 | Подготовка к выполнению проекта «Природа и мы». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь. (6 ч.) | |||||
76. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. | |||
77. | 2 | С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в лирическом произведении. | 12.03-16.03 | ||
78. | 3 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в лирическом произведении. | |||
79. | 4 | Н.М.Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности. | |||
80. | 5 | С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | 19.03-23.03 | ||
81. | 6 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | |||
Родина. (4 ч.) | |||||
82. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | |||
83. | 2 | С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 26.03-30.03 | ||
84. | 3 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. | |||
85. | 4 | Подготовка к выполнению проекта «Они защищали Родину». Оценка достижений. | |||
Страна Фантазия. (5 ч.) | |||||
86. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | 02.04-06.04 | ||
87. | 2 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | |||
88. | 3 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | |||
89. | 4 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | 16.04-20.04 | ||
90. | 5 | Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия». Оценка достижений. | |||
Зарубежная литература. (12 ч.) | |||||
91. | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |||
92. | 2 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | 23.04-27.04 | ||
93. | 3 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | |||
94. | 4 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | |||
95. | 5 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | 03.05-11.05 | ||
96. | 6 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | |||
97. | 7 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | |||
98. | 8 | С.Лагерлёф «Святая ночь». Анализ заголовка. Герои произведения. | 14.05-18.05 | ||
99. | 9 | С.Лагерлёф «Святая ночь». Деление текста на части. Составление плана. | |||
100. | 10 | С.Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство. | 21.05-25.05 | ||
101. | 11 | С.Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда. | |||
102. | 12 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений. | |||
Итого часов | В том числе: | ||||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 102 | 0 | 0 | 0 | 0 |
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Мажирина М.В./
«29»августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению.
протокол № 1 от « 30» августа 2017г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа Учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, начального общего образования, на основе программы «Литературное чтение», а...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»,
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение»...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Рабочая программаучебного предмета «Литературное чтение» 3 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...