Доклад на тему «Формирование коммуникативных ууд на уроках литературного чтения»
статья по чтению (4 класс) на тему

Скороходова Светлана Павловна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большекуликовская средняя общеобразовательная школа

Хлыстовский филиал

Доклад на тему

«Формирование коммуникативных ууд на уроках литературного чтения»

Подготовила

 учитель начальных классов

Скороходова С. П.

        Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций учащегося. Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи.).        

 В данной статье рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формировании и развития коммуникативных УУД обучающихся на уроках литературного чтения (на примере учебника « Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий , 3 класс «», УМК «Перспектива»). 1.Приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста. « На что похож?» 2. Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста. «Вырасти дерево», «Построй улицу», «Наполни домик», «Закрытая дверь», «Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку», «Фотография». 3. «Секреты слова» - вид работы ,предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов, выделение орфограмм по изучаемой теме. 4 .Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание. (Например, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» с.12, «Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли события отражены?») 5.«Перефразирование» - это приём, предполагающий пересказ текста «своими словами». ( Например, В. Даль «Девочка Снегурочка», с.75 «Попробуйте с друзьями пересказать эту сказку так, чтобы она звучала иначе?») 6.«Активное слушание»- запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения. 7.Чтение как кооперация (чтение по ролям). Например, при работе над сказкой С. Михалкова « Упрямый козел» с.128 -134, детям можно предложить следующие вопросы и задания: Определите всех действующих лиц Как автор изображает героев? Какой самый напряженный момент в произведении? Как автор изображает героев? Дайте советы актерам. Запишите в «Творческую тетрадь» свои рекомендации»; Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно - развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Приём «З-Х-У». Благодаря этой методике ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное. Можно использовать этот прием при работе с текстом А.Чехова «Ванька»: З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. - Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; - Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки; Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Гарифулина Г. М., Минюк Т. В., Талапчук Г. И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/archive/109/26980/ (дата обращения: 28.08.2018).

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я (учитель) объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. 
В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД такие, как:

 устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);
– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);
– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);
– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)/

Приём «З-Х-У». Благодаря этой методике ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное. Можно использовать этот прием при работе с текстом А.Чехова «Ванька»: З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. - Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; - Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки; Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Гарифулина Г. М., Минюк Т. В., Талапчук Г. И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/archive/109/26980/ (дата обращения: 28.08.2018).

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группах.

.Использование каких технологий способствует формированию УУД?

В своей работе для формирования универсальных учебных действий использую современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Остановлюсь на некоторых из них.

1.Технология решения изобретательских задач.

«Лови ошибку!»

Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Например:

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»». (2 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о А.С.Пушкине с фактическими ошибками.

Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.

2.Игровые технологии.

Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

3.Технология проблемного обучения.

Метод проблемного изложения материала дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

4. Технология уровневой дифференциации.

Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке чтения дети получают задание: создать словесный портрет. Весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера.

Апробированные методы и технологии способствуют формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД,

затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения

В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...

« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

         Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....