Урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина».
Цели урока: Познакомить с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально - эстетическое восприятие, учить формировать идею произведения.
Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
Воспроизводить ранее полученные знания
Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье
Создавать коллективный продукт
Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; прививать любовь к Родине.
ХОД УРОКА
- Мотивация учебной деятельности.
Приветствие.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Добрый день – солнцу и птицам
- Добрый день – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым.
Добрый день длится до вечера!
- Сейчас у нас урок литературного чтения.
- Для чего вам уроки литературного чтения?
- Чему вы учитесь на уроках чтения?
Правильно. Это воспитание человека, эстетическое воспитание. Литература даёт нам огромный опыт жизни, даёт понимание жизни. Литература развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков.
На доске эпиграф
«Человек, много читавший, прожил три жизни». С.М.Лихачёв
- Как вы понимаете данное высказывание?
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы сейчас послушаете песню постарайтесь определить тему урока.
Звучит видеофайл Кунгуров «С чего начинается Родина»
Стихи о Родине.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков
3. Изучение новой темы
- Введение в тему.
- О чём стихотворения, которые сейчас прочитали? (О Родине)
- Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …
- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.
Тема урока будет связана со словом Родиной?
М.М. Пришвин «Моя Родина»
Постановка целей
Чему будете учиться, поставьте цель!
Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
Узнаю, определю… (жанр произведения)
Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
Выскажу … (своё отношение)
Учиться… (сотрудничать, активно работать)
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Слайд 3
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»-, считал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин- «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе»
Родился М.М, Пришвин в Орловской губернии. Близ города Ельца. Жилось семье трудно- мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к 30 годам твёрдо решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась « В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни не встречал.
Чтение с остановками рассказа -очерка «Моя Родина» учителем
-Это, ребята, очерк.
- Что же такое очерк?
Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены
Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?
3Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).
Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) Кла-до-ва-я - кладовая солнца
Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).
– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.
Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– Северная Осетия - Алания – наша с вами Родина.
– Наша республика входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?
Осетия мой дом, земля родная,
Я с гордостью скажу, где я живу.
Я у подножья гор закаты провожаю,
Люблю тебя мой дом, всю жизнь тебя храню.
Осетия, как много чувств,
И это в одном слове...
Здесь боль и радость,
Счастье, грусть...
Горжусь тобою, Родина, горжусь.
Через всю боль ты шла,
Обиды не страшась,
Со злом боролась,
Всех ты не боясь!
И вот, спустя те сотни лет,
Ты снова, в этот ясный день,
Напомнишь нам о своей силе...
Осетия моя, навеки, гордость ты России!
Моя Осетия! Прекрасный, горный край.
Ни где красивей, знаю места нет!
И если сушествует рай!
То это здесь, на Родине моей!!!
Люблю твои прекрасные черты!
Пусть для кого-то это только горы.
Люблю твои звенящие ручьи!
Несущие жизнь на равнинные просторы.
И шедрости тебе не занимать!
Любому путнику всегда ты рада.
Три пирога поставишь ты на стол!
И пива чашу - путнику услада!
Люблю прохладу твоих пышных рощь
Садов красу! Чудесного цветенья!
И рек твоих, стремительный разбег!
Всем естеством люблю, до поклоненья!!!
И поклоняясь я молюсь!
Небесным силам, всем Всевышним!
Хранить тебя прошу во век!
Моя Осетия, любимая Алания!!!
Вершины гор и солнце золотое,
Шум звонких рек и старые дома..
Всё самое любимое, родное
Живёт в тебе, Осетия моя!
Мы дети гор, земля твоя нам свята,
Мы всем своим обычаям верны.
Ты красотою сказочной обьята,
В Осетии сбываются мечты!
Мы любим младших, старших уважаем,
Горды за юношей и знаем,что они
Гордятся нами... даже там,за краем,
Где все чужие, только не свои..
Живёшь в душе ты каждого из нас,
Мы все едины, пока сердце бьётся
И не сдаётся Осетинский барс...
И Осетин, сын горца не сдаётся!
– За что же мы любим нашу Родину?
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?
Чтобы попить с мамой вкусный чай.
- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?
-Что Пришвин называет сокровищами?
- Что нужно делать с сокровищами?
-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?((Призыв)
-Как их нужно читать?
- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.
Повторное чтение учащимися
Работа с пословицей. (работа в парах)
-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
Человек без Родины, что птица без крыльев
На чужой сторонушке рад своей воронушке
Своя земля в горсти мила
Тот герой. Кто за Родину стоит горой.
- Почему вы так думаете?
(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? : род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)
Работа в гуппах. Синквейн. Тема «Родина»
А теперь ответьте на вопросы
-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)
- И тогда и теперь в находках бала моя (охота)
- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)
-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)
-Охранять природу- значит охранять (Родину)
-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)
Рефлексия.
– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?
VI. Домашнее задание. Придумать свой рассказ о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
урок был открытым в рамках школы....
Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»
Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная школа ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.) ...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"
Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....
Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...
Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов
Интегрированный урок, презентация к уроку...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.
Аннотация. Урок литературного чтения в 4 классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...