- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Береза». (в парах: слушают друг друга и оценивают) - Чье чтение вы хотели бы сейчас услышать перед всем классом? (1-2 ученика)
- Тема урока.
Н.М. Рубцову было 5 лет, когда началась Великая отечественная война. Отец ушел на фронт, мать умерла. И остался он сиротой. О той поре своей жизни он написал в стихотворении «Детство» (слушание стихотворения). Из стихотворения мы понимаем, что нашлись люди, согревшие детей-сирот. Единственной матерью стала для них Родина. Ей посвятил Н. Рубцов лучшие свои стихи. У каждого человека кроме страны, в которой он живет, есть и своя малая родина. Для кого-то это его родной город, для кого-то деревня. Малой родиной Рубцова была Вологодчина, потому что его детство прошло в Вологодской области, а потом он жил и умер в Вологде. Мы будем знакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».
- Постановка учебной задачи.
Прежде, чем читать, посмотрите на иллюстрации к этому стихотворению и предположите: о чем оно? Откройте учебник, не читая, просмотрите текст стихотворения. На что обратили внимание? (много разных знаков препирания) Для чего нужны знаки препинания? (передать интонацию) Что передает интонация? (чувства) Попробуйте поставить цель сегодняшнего урока. (научиться читать стихотворение выразительно, передавая чувства автора) Я тоже поставила перед собой цель: учить внимательному отношению к авторскому слову, понимать авторскую позицию. Как вам кажется, наши цели совпадают? Что для этого нужно сделать? (прочитать стихотворение, составить партитуру чтения: расставить паузы, логические ударения; определить темп, интонацию, какими художественно-выразительными средствами пользуется автор, определить построение произведения)
- Словарная работа.
Как можно узнать толкование незнакомых слов? (в словаре, в интернете, спросить у учителя, у родителей) 3 ученика по словарю находят значение слов, остальные делают предположения. Погост — сельское кладбище (в старину — церковь с прилегающим участком и кладбище). Обоз — группа повозок, перевозящих грузы. Обитель — то же, что и монастырь.
- Слушание стихотворения и беседа по первичному восприятию.
Понравилось стихотворение? Почему? Какие чувства вызвало у вас? Почему?
6. Работа с текстом стихотворения. О какой родине написал Рубцов стихотворение? О какой поре жизни вспоминает поэт? Поэт живет здесь или приехал навестить родные места? Как давно он здесь не был? Какие слова повторяются в стихотворении? (тихо, тихая) Почему так поразила поэта тишина? (он приехал из шумного города) Что может нарушить тишину в деревне? Ответ в третьей строфе. (люди, транспорт, колокола) Почему жители ответили тихо? (они деликатны: о кладбище не говорят громко, скромны) Почему молчит церковный колокол? (церковь закрыта, службы нет, купол зарос травою) Почему тихо едет обоз? (лошади не производят много шума)
И все это нравится поэту, иначе он не назвал бы свою родину тихой. Но я думаю, что в словах тихая родина есть и иной смысл — незлобливая, добрая родина, жизнь здесь размеренная и неспешная. Видимо автор сохранил добрую память о людях, которых знал в детстве. Наверное, об этом строка: Тихая моя родина, я ничего не забыл.
Можно ли, читая стихотворение, догадаться, что нравилось поэту в детстве? (школа, он любил сидеть на заборе, словно ворона веселая, купаться, ловить рыбу) Что изменилось со времен детства? (школьный забор, негде ловить рыбу и купаться) Нравится это поэту? (нет, но он не возмущается, он все принимает тихо, как местные жители, он похож на них) В какой строфе Рубцов выразил главную мысль стихотворения? (в последней) Я попробую заменить в этой строфе одно слово — изба, а вы скажите, можно ли было так написать: С каждой травинкой и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Складно? (да) А ту же мысль передают эти слова? Почему Рубцов выбрал слово изба? (он рассказал о нерасторжимой связи не только с природой, но и с людьми, живущими в избах)
- Работа над выразительным чтением. (по группам)
Будем учиться читать выразительно это стихотворение. Попробуйте проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приемов показано. Задание для работы по группам (разноуровневые): - Строфы
- Рифмы
- Художественно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, повторы)
- Партитура чтения (паузы, логические ударения, темп, интонация)
Проверка работы в группах. Как называются строфы этого стихотворения? (четверостишья) Какие рифмы использует поэт? (перекрестные) Какие художественно-выразительные средства использовал автор? (эпитеты — жгучую, смертную связь; туманная речка; церковная обитель; метафоры, сравнения — как ворона веселая, олицетворение — речка за мною туманная будет бежать и бежать, жизнь сравнивается с рекой, туманная – неясная легкая или тяжелая; повторы — бежать и бежать –быстротечность жизни; тихо, тихая) Интонация: воскл. знак — передать восторг, любовь, восхищение (1 строфа, 6 и 7) многоточие — автор размышляет, заставляет нас задуматься — читаем не спеша, с паузами (1 , 5, 7 строфы)
Автор делится своими воспоминаниями о родных местах, ему хочется передать нежность и печаль о прошлом, он хочет донести до нас, что воспоминания эти были светлыми и радостными. А вы испытывали чувство тоски по своему дому, скучали, уезжая надолго? Вспомните, что вы чувствовали, возвращаясь домой? Не казалось ли вам, что в родных местах трава зеленее, птицы громче поют, люди приветливее? Почему?
- Слушание и оценивание выразительного чтения детей.
- Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина» и стихотворения И. Никитина «Русь».
Чтение стихотворения С. Никитина хорошо подготовленным учеником.
Автор | Заголовок | Тема | Чувства | Рифма | Строфа | Н.М. Рубцов | Тихая моя родина | О малой родине | грусть, тоска | перекрестная | четверостишья | И.С. Никитин | Русь | О Родине | гордость, восторг | нет | Четверостишья |
Вывод: чем похожи и чем отличаются стихотворения? Авторы написали стихи, выбрав четверостишья для построения своих произведений, темы схожи, но стихи разные, т.к. чувства испытывают разные, разные ставили перед собой задачи (для чего пишу?).
- Рефлексия. Вернемся к целям, которые мы поставили на урок.
Удалось нам достичь этих целей? Что запомнилось из урока?
- Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
- Найти и прочитать другие стихи Н. Рубцова, песни, написанные на его стихи. (Где можно найти эту информацию?)
| Коммуникативные: умение слушать, взаимодействовать в паре Регулятивные: оценивать партнера Предметные: выразительное чтение стихотворения
Познавательные: анализ объекта; поиск и выделение информации; прогнозирование; Регулятивные: целеполагание, планирование
Познавательные: поиск информации; толкование значения слов
Личностные: нравственно-этическая ориентация
Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, свободная ориентация в тексте; определение главной мысли произведения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью; сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в группе учебного задания;
Личностные: самоопределение
Регулятивные: проверять выполнение задания и вносить корректировку.
Личностные: желание читать стихотворение Предметные: умение выразительно читать стихотворение с учетом рекомендаций при подготовке Регулятивные: сохранение учебной задачи; взаимооценка Коммуникативные: умение слушать
Познавательные: моделирование, анализ; проводить исследование текстов и оформление результатов в таблице Предметные: умение пользоваться литературными терминами при ответе; понимание значения литературных терминов
Регулятивные: самооценка; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные: оценивать результат собственной деятельности.
|