конспект урока и презентация Ермолаев "Два пирожных"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Технологическая карта к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-literaturnogo-chteniya-tehnologicheskaya-karta.docx | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Тип урока: изучение нового материала
Дидактические Цели урока: познакомить учащихся с биографией и рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»
Цели урока:
- Образовательная: отрабатывать умения анализировать текст , делать выводы;
формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
формировать навык осознанного, выразительного чтения;
формировать умения определять жанр литературного произведения.
- Развивающая:
развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
3) Воспитательная:
Воспитывать интерес к родному краю, к традициям,
Воспитывать уважение к старшим через анализ текста.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик познакомится с биографией Ю. Ермолаева, рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных», повторит и закрепит изученные сведения о рассказе, будет характеризовать героев рассказа с опорой на текст, анализировать произведение.
Метапредметные
Позн. Поиск и выделение необходимой информации – толкование слов нахождение ответов на вопросы с зачитыванием эпизода,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания – объяснение пословицы,
смысловое чтение как осмысление цели чтения,
анализ объектов с целью выделения признаков – хар-ка героев,
синтез – составление целого из частей – продолжить рассказ.
подведение под понятие – определение жанра.
выдвижение гипотез – характер автора, о чем говорится по названию.
Рег: целеполагание,
Прогнозирование,
Ком: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах, в группе.
Личностные
Самоопределение:
Развитие чувства сопричастности своей родине, народу и истории
формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Эмоциональное начало урока. | Эмоциональный настрой. Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. -Здравствуйте! Садитесь! |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: слушать собеседника, соблюдать простейшие нормы речевого этикета Р:уметь слушать, осуществлять самоконтроль, психологическая готовность к учебной деятельности |
2. 3. 4. 5. 6. 7 8 9. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в) игра «Волшебная шкатулка»(умение задавать вопросы) Целеполагание и мотивация Изучение нового материала Физкультминутка Вторичное чтение и анализ произведения | Исследование карты -Ребята, посмотрите, что у вас лежит на парте (карта Кировской обл.) -Найдите наш район. -Какую еще информацию можем прочесть по карте (соседние районы, сколько всего районов). -Для чего нужна карта? (для путешествий) -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дороге навстречу солнцу (листы для самооценки). Каждый будет себя оценивать на листе самооценки: цветок – все получилось, бутон – были затруднения, травка – не получилось, но обязательно получится. -Ну что отправляемся? В путь! - А вот и первое испытание. Решите анаграмму. ИКНГА. -Верно, книга. Для чего нужно читать книги? ( из книг мы получаем новые знания, учимся, как нужно поступать в тех или иных ситуациях) -Чтобы путешествие было интересным, давайте возьмем книгу с собой. -А если нас в путешествии пригласят в гости, захватим гостинец. -Что такое гостинец (подарок) -Подарок я положила в шкатулку. При помощи вопросов догадайтесь, что в шкатулке, на ваши вопросы я могу отвечать «да или нет» (дымковская игрушка) Анаграмма Исследование дымковской игрушки Организует беседу, выявляющую представления детей о родном крае. Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников -Почему мы выбрали именно этот гостинец ( Дымковская игрушка – наш Вятский народный промысел). -Назовите главные признаки дымковской игрушки (из глины, рисунок – геометрические фигуры). -Мы шагаем дальше по дорожке, освещенной солнцем. Нас в гости пригласил Ю. И. Ермолаев. -Рассмотрите слайд, какую информацию можете извлечь? ( писатель, прожил 75 лет, отца звали – Иваном, в школе к нему обращались – Юра) Знакомство с биографией, через исследование слайда. -Молодцы, читая биографию, я узнала, что любимым предметом писателя в школе была литература, он получил профессию актера, но всю жизнь мечтал стать детским писателем, потому что очень любил детей. Его мечта осуществилась. _-Как внимательный хозяин, Юрий Иванович пригласил нас к столу. -Перед вами стол с угощением. Что за блюда?(капуста квашеная, рыбный пирог, порожные) -Можно ли блюдом назвать произведение? -Попробуйте догадаться, каким блюдом назвал автор свое произведение. (пирожное, он любил детей) Учитель подводит детей к теме урока. -Сформулируйте тему урока(Ю.И. Ермолаев. Два пирожных) -Чему будем учиться на уроке. (Прочитаем рассказ, будем его анализировать) -По названию попробуйте предположить, о чем речь -Давайте прослушаем и проверим наши предположения. Прием антиципации (предположение). Знакомство с произведением. Организует работу по первичному чтению теста. -Подтвердились ли наши предположения? -В любом путешествии должен быть отдых (Физкультминутка) -Какой гостинец мы приготовили для Ю.И. Ермолаева? -Как по-другому ее можно назвать(водоноска) За студеною водицей Водоноска-молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет. На коромысле не спеша Посмотри, как хороша! (Какую воду называем студеной, что такое коромысло, почему девушка шла не спеша). - В наше путешествие мы отправились с книгой. Откройте стр. 85. Будем читать по цепочке. Организует чтение по цепочке. -Как читать (делать паузы, выделять слова голосом). -Какой эпизод вам понравился? -Оцените свою работу, цветок – вы прочитали выразительно, бутон – были неточности, трава – при чтении допускал много ошибок. -А сейчас мы с вами будем работать в писательской лаборатории – исследовать текст. Работать будем в группе. -Правила работы в группе. (Выслушивать мнение каждого, выбрать правильное, не перебивать друг друга, договариваться)
1 группа Работа в группе. Подчеркни правильный ответ
Сказка Басня рассказ
Один Два Три
Оля Маша Наташа
2. гр. Работа со словарем. В рассказе встретились непонятные слова. Некоторые я подчеркнула, если они тебе непонятны, напиши их значение. 3 гр. -Как можно охарактеризовать Олю и Наташу. Выберите подходящие слова и докажите словами из текста. 4 гр. Чтение по ролям. Прочитайте по ролям ту часть рассказа, к которой относится иллюстрация к рассказу. 5 гр. Части текста перепутаны расставьте в правильном порядке. Приготовьте пересказ одной части А меня здесь нет! Я два пирожных съела. Мамина просьба. Продолжи рассказ
Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания От каждой группы заслушивается выступление -Каждая лаборатория за свой труд получает вознаграждение, переворачивайте карточки. Работа с пословицей. (Какие труды, такие и плоды) -Почему у нас появилась эта пословица? - Почему рассказ «Два пирожных помещен в раздел «Лучший друг» -Мама – наш лучший друг. Каждый из нас живет в семье, нужно уважать и беречь друг друга. Особенно в вашей любви нуждаются самые близкие – ваши родители. Помогайте им! -Наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу в писательской лаборатории. -А теперь посчитайте: если у вас больше цветов, то вы можете себе поставить «5», если больше бутонов – «4», если травы – вы обязательно дорастете до хорошей отметки! -У какого писателя мы были в гостях? -За что бы вы его поблагодарили? -Как автор относится к героям? -А вы как относитесь? -Что бы изменилось, если действие бы происходило в вашей семье? -Дайте другое название рассказу. Объясняет сущность домашнего задания.
Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, побуждает к высказыванию своего мнения. Опора на личный опыт. Самооценка своей работы. | Дети исследуют карту, находят нужную информацию. Решают анаграмму. Исследуют дымковскую игрушку. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Учащиеся высказывают свои предположения,
Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему задачи урока. Дети формулируют тему урока, задачи урока Выдвигают гипотезу, а после прочтения проверяют Дети находят необходимую информацию на слайде. Прослушивают произведение.
Дети выполняют движения Читают по цепочке Работают в группе
Анализируют поэтическое произведение с целью определения: Жанра, характеров героев; роли и значения каждого из персонажей; находят толкование непонятных слов в толковом словаре, работа над выразительным чтением, Делают обобщающий вывод о смысле произведения
Объясняют смысл пословицы Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Опираются на свой личный опыт, при анализе. | Л:самоопределение – развитие чувства сопричастности к своей родине (карта Кировской области, вятский народный промысел) Познавательные: Выделение информации из карты. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные:
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Личностные: развитие познавательного интереса, Познавательные: расширение читательского кругозора, поиск и выделение необходимой информации, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: прогнозирование, Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: выражение своих мыслей Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: сотрудничество . Познавательные: осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Коммуниктивные: согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. В группах-четверках кооперируют усилия по решению учебной задачи Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Личностные формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки Регулятивные: контроль, оценка.
|
Самоанализ урока
Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения по теме
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Тип урока: изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является…4 уроком в разделе «Я и мои друзья».
Дидактические Цели урока: познакомить учащихся с биографией и рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»
Цели, содержание, методы, приемы на уроке направлены были на максимальное выявление индивидуального опыта ребенка, нравственных качеств и успешную деятельность ученика через рациональную учебную нагрузку, использование приемов исследовательской работы
Обучающей задачей урока было:
- Создать условия для изучения биографии Ю.Ермолаева, прочтения и анализа произведения.
отрабатывать умения анализировать текст , , делать выводы;
формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
- формировать навык осознанного, выразительного чтения;
) Развивающая
- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
- развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения
- развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная
Воспитывать интерес к родному краю, к традициям наших предков,
Воспитывать уважение к труду
3
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик познакомится с биографией Ю. Ермолаева, рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных», повторит и закрепит изученные сведения о рассказе, будет характеризовать героев рассказа с опорой на текст, анализировать произведение.
Метапредметные
Позн. Поиск и выделение необходимой информации – толкование слов нахождение ответов на вопросы с зачитыванием эпизода,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания – объяснение пословицы
смысловое чтение как осмысление цели чтения
анализ объектов с целью выделения признаков – хар-ка героев
синтез – составление целого из частей – продолжить рассказ
подведение под понятие – определение жанра
выдвижение гипотез – по слайду - писатель, о чем говорится по названию
Рег: целеполагание,
Прогнозирование,
Самооценка
Ком: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
Личностные
Самоопределение:
Развитие чувства сопричастности своей родине, народу и истории
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
Смыслообразование
2) развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Нравственно-этическая ориентация
Этапы урока были взаимосвязаны и направлены на достижение цели.
Согласно целям и задачам были выбраны этапы урока, а адекватно этапам были предложены виды деятельности.
Организационный момент настроил учащихся на предмет «литературное чтение».
В начале урока была проведена актуализация знаний у учащихся, которые
понадобились им для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация – исследование карты, дымковской игрушки.
Была создана игровая ситуация – путешествие, а также ребята побывали в гостях у писателя.
Дети сами сформулировали тему урока и задачу. Опираясь на наглядный материал Задачи урока были сформулированы с помощью слов-пдсказок, учитывая возрастные особенности детей. . Знакомство с новым материалом (текстом рассказа) проходило через прослушивание аудиозаписи, одновременно дети следили, для лучшего понимания текста – работали слуховые и зрительные анализаторы. На уроке была проведена физическая разминка, как элемент здоровьесберегающих технологий
К каждому этапу урока подобраны задания, которые логически связаны с темой
урока. На этапе отработки умений и навыков была использована групповая работа. В процессе исследования текста дети находили правильный ответ. В процессе самостоятельного поиска ответов на вопросы по анализу рассказа дети сами сформулировали основную мысль.
Материал, использованный на уроке, приемы, методы соответствует возрастным особенностям детей. Для достижения целей и задач урока использовались эмоцианальная мотивация – приемы краеведческого исследования,
Использование личного опыта ребенка, саморефлексия ученика, икт-технологии. Выбранная структура урока была рациональна для решения задач урока. Этапы урока логически связаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательская работа. Использовались различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. На уроке применялись тсо, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: рефлексивная, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества – учитель – ученик, ученик-ученик. Адекватно целям урока была организована смена видов деятельности, ч позволило сделать урок динамичным, оптимальным по темпу создать условия для активной работы детей.
На протяжении урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, анализировали, доказывали, высказывали свое отношение, не боясь неправильного ответа
При оценивании степени достижения результатов урока применялись:карты путешествия.
класса.
Были использованы приемы для мотивации учащихся игровые – «Что в волшебной шкатулке», путешествие.
- Какие приемы использованы для мотивации учащихся?
- Как реализована метапредметность урока и межпредметные связи?
- Какой этап урока считается главным?
- Как другие этапы урока "работают" на главный этап?
- Рациональность использованного времени: сколько времени отведено на каждый этап, получилось ли уложиться в срок? Если нет, то в чем возникло затруднение?
- Какие дидактические материалы, ИКТ выбраны для данного урока? Насколько они соответствуют целям урока и как работают?
Образец плана самоанализа
Практическая направленность урока
На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения школьникам
Была ли достигнута цель урока?
2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
4. Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?
7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
игровые – «Что в волшебной шкатулке», приём сравнения, «ситуация успеха», задания поискового
характера – это (формулирование темы урока, изучение нового материала,
выполнение заданий разной степени сложности), игровые (при самооценке себя и
учителя), эвристическая беседа.
В ходе урока преобладали:
Технология развивающего обучения. Это задания на развитие ассоциативных
данных, формулировку реформ из информационной справки.
Технология проблемного обучения. К каждому этапу урока были поставлены
проблемные вопросы.
Технология сотрудничества. (Работа в парах, в группах, беседа, коллективный
вывод, подведение итогов в группах).
Технология коммуникативного обучения (умение учащихся выражать свои
мысли в соответствии с поставленной задачей)
На уроке использовалась историческая терминология и символика. Работала над
развитием речи учащихся.
Для снятия физической и умственной нагрузки использовала физкультминутку.
Содержание этапов урока предусматривают смену разных видов деятельности
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, группе договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Предметные - развитие у учащихся умений:
прогнозировать содержание текста по его заглавию;
ЗАДАЧИ Личностные: ⎫ содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста; ⎫ начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. ⎫ прививать любовь к родной природе через прочитанный текст. Предметные задачи: ⎫ способствовать формированию умения определять и сравнивать разные по жанрам произведения, ⎫ расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; ⎫ формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); ⎫ учить работать с текстом; ⎫ формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения. Метапредметные: ⎫ содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться толковым словарѐм, понимать вопросы к тексту; анализировать доступные по содержанию художественные тексты (познавательные); ⎫ создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные); ⎫ развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, работать со словарем и с материалом предварительного чтения (регулятивные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией
Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....
Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...
конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"
Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...
конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе
Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...
Конспект урока: Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «Картошка»
Предмет: ТехнологияКласс: 4Тема урока: Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «Картошка»Цель урока: Познакомить с историей и технологией производства кондитерских изделийТип у...
Конспект урока Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Конспект урока Ю.Ермолаев «Два пирожных»...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...