Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Виктор Драгунский "Тайное вскгда становится явным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_dragunskiy_vsyo_taynoe_stanovitsya_yavnym.doc | 370.5 КБ |
tema_uroka_dragunskiy_vsyo_taynoe_stanovitsya_yavnym.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Автор: Фаст Эльвира Владимировна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с Усть-Кулом
Тема урока:
Виктор Юзефович Драгунский "Тайное всегда становится явным".
Цели урока:
раскрыть нравственный смысл произведения,
совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
учить четко, отвечать на поставленные вопросы;
совершенствовать библиографические навыки;
закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
развивать читательский интерес.
Оборудование:
доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет, карточки с отрывками из "Денискиных рассказов", проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, акварель ,кисти, бумага.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.
3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
На уроке используются технологии: ИКТ, проблемного обучения, коммуникативная ,здоровьесберегающая.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Вот дан долгожданный звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Стадия вызова.
Я приготовила для вас некоторые предметы. Как вы думаете, из каких они литературных произведений? Что их объединяет?
Кукла в кружевной простынке («Сестра моя Ксения»).
Сушки, консервы, макароны, яблоко, зеленый горошек («Что любит Мишка»).
Хвост («Кот в сапогах»). Елка («Заколдованная буква»).
Это произведения Виктора Драгунского.
3. Основная часть урока:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о талантливых писателе .
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. На доске написаны названия книг.
«Денискины рассказы. » , «Девочка на шаре.», «Заколдованная буква.», «Где это видано?», «Он живой и светится.», «Расскажите мне о Сингапуре.» и.д.
-Ещё раз назовите автора этих рассказов? (Виктор Драгунский).
Выбери портрет Виктора Драгунского
Назови остальных известных тебе писателей.
Работа в парах. - перед вами лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить название рассказов В. Драгунского и их героев. Соедини название рассказов В.Драгунского и их героев | |
«Девочка на шаре» | Иван Владиславович |
«Кот в сапогах» | милиционер |
«Дымка и Антон» | бабушка |
«Бы…» | Танечка Воронцова |
«Тайное становиться явным» | Мишка |
«Независимый Горбушка» | Тузик Мурашовский |
– Мы с вами на внеклассном чтении познакомились с рассказами В.Ю. Драгунского.
1.Актулизация знаний.
– Я думаю, что вы с удовольствием вспомните некоторые интересные рассказы!
– Чем вам понравились эти рассказы?
– Что у них общего? Какие они?
2. Целепологание.
- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать выявить самые интересные события и т.д.).
- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и чтобы нас было приятно слушать другим).
Итак, сегодня мы с вами познакомимся ёщё с одним произведением Виктора Драгунского. Затем поработаем в группах.
Какие цели мы поставим? (вспомним биографию В.Драгунского, прочитаем и обсудим рассказ ,попытаемся назвать главную мысль рассказа).
3. Знакомство с биографией К.Драгунской. Работа с мультимедиа презентацией.
-Внимание на 1 слайд. Это рамка от портрета писателя, который посвятил своё литературное творчество детям. Вы сможете узнать сегодняшнего писателя, если прослушаете информацию. ( Далее на слайдах ученикам предлагается следующая информация: 2 слайд «Родился я в Нью-Йорке», «Свой творческий путь я начал на театральных подмостках, потом выступал клоуном в цирке», 3 слайд «Моя первая книга называлась «Он живой и светится», «В своём сборнике «Денискины рассказы» я изобразил своего сына.», «Во втором классе вы познакомились с рассказом из этого сборника «Тайное становится явным», 4 слайд «Виктор Юзефович Драгунский, фото, название рассказа «Живой уголок».)
.4. Стадия осмысления новой информации.
– И сегодня мы познакомимся с новым его рассказом "Тайное всегда становится явным!"
Работа над заголовком.
-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ с таким названием?
– Как вы это понимаете?
Работа с текстом.
Первоначальное восприятия текста.
Приём чтение с остановками.
(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")
Приём дерево предсказаний.
– Как вы думаете, что было дальше?
(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)
5.Работа над содержанием:
– Понравился ли вам этот рассказ?
– Чему он учит? Найдите в тексте главную мысль.
– Какой приём нашла мама, чтобы её ребёнок съел полезную кашу? Найдите это в тексте.
– Как себя чувствовал Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?
– Как вы считаете, если бы каша не попала прохожему на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал бы?
– Прочитаем конец рассказа ещё раз. Как повела себя мама? А как Денис?
– Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?
– Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?
– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?
– Рос у Виктора Юзефовича младший сын . И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».
Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила, выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд ) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в рассказах Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
– Давайте вернёмся к рассказу и найдём самый интересный для вас отрывок. Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?
Чтение по ролям.
– Найдите то место, где в комнату вошёл милиционер. Давайте подготовимся и прочитаем по ролям этот отрывок (роли: автор "Денис", милиционер, мама, прохожий).
– Посмотрите, сколько книг (Презентация, слайд ) выпущено с "Денискиными" рассказами!
Физминутка:
Сначала буду маленьким,
К коленочкам пригнусь.
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
6. Выполнение творческих заданий группами :
«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»
«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»
«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»
«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»
«Я почувствовал(а)...»
«Я увидел(а)...»
«Я ощутил(а)...»
«Я улыбнулся(ась)...»
« Я вспомнил(а)...»
« Я подумал(а)...»
« Я представил(а)...»
«Я бы продолжил (а) написанное так...»
4. Итог урок
– Чем занимались на уроке?
– Вспомним название рассказа, почему его так назвал В.Драгунский? Сделаем вывод!
5. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.
- Спасибо всем за работу!
6. Оценки
7. Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение – эссе.
Начните его так: Прочитав произведение Виктора Драгунского, я понял, что…
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Автор: Фаст Эльвира Владимировна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с Усть-Кулом
Тема урока:
Виктор Юзефович Драгунский "Тайное всегда становится явным".
Цели урока:
раскрыть нравственный смысл произведения,
совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
учить четко, отвечать на поставленные вопросы;
совершенствовать библиографические навыки;
закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
развивать читательский интерес.
Оборудование:
доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет, карточки с отрывками из "Денискиных рассказов", проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, акварель ,кисти, бумага.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.
3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
На уроке используются технологии: ИКТ, проблемного обучения, коммуникативная ,здоровьесберегающая.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Вот дан долгожданный звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Стадия вызова.
Я приготовила для вас некоторые предметы. Как вы думаете, из каких они литературных произведений? Что их объединяет?
Кукла в кружевной простынке («Сестра моя Ксения»).
Сушки, консервы, макароны, яблоко, зеленый горошек («Что любит Мишка»).
Хвост («Кот в сапогах»). Елка («Заколдованная буква»).
Это произведения Виктора Драгунского.
3. Основная часть урока:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о талантливых писателе .
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. На доске написаны названия книг.
«Денискины рассказы. » , «Девочка на шаре.», «Заколдованная буква.», «Где это видано?», «Он живой и светится.», «Расскажите мне о Сингапуре.» и.д.
-Ещё раз назовите автора этих рассказов? (Виктор Драгунский).
Выбери портрет Виктора Драгунского
Назови остальных известных тебе писателей.
Работа в парах. - перед вами лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить название рассказов В. Драгунского и их героев. Соедини название рассказов В.Драгунского и их героев | |
«Девочка на шаре» | Иван Владиславович |
«Кот в сапогах» | милиционер |
«Дымка и Антон» | бабушка |
«Бы…» | Танечка Воронцова |
«Тайное становиться явным» | Мишка |
«Независимый Горбушка» | Тузик Мурашовский |
– Мы с вами на внеклассном чтении познакомились с рассказами В.Ю. Драгунского.
1.Актулизация знаний.
– Я думаю, что вы с удовольствием вспомните некоторые интересные рассказы!
– Чем вам понравились эти рассказы?
– Что у них общего? Какие они?
2. Целепологание.
- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать выявить самые интересные события и т.д.).
- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и чтобы нас было приятно слушать другим).
Итак, сегодня мы с вами познакомимся ёщё с одним произведением Виктора Драгунского. Затем поработаем в группах.
Какие цели мы поставим? (вспомним биографию В.Драгунского, прочитаем и обсудим рассказ ,попытаемся назвать главную мысль рассказа).
3. Знакомство с биографией К.Драгунской. Работа с мультимедиа презентацией.
-Внимание на 1 слайд. Это рамка от портрета писателя, который посвятил своё литературное творчество детям. Вы сможете узнать сегодняшнего писателя, если прослушаете информацию. ( Далее на слайдах ученикам предлагается следующая информация: 2 слайд «Родился я в Нью-Йорке», «Свой творческий путь я начал на театральных подмостках, потом выступал клоуном в цирке», 3 слайд «Моя первая книга называлась «Он живой и светится», «В своём сборнике «Денискины рассказы» я изобразил своего сына.», «Во втором классе вы познакомились с рассказом из этого сборника «Тайное становится явным», 4 слайд «Виктор Юзефович Драгунский, фото, название рассказа «Живой уголок».)
.4. Стадия осмысления новой информации.
– И сегодня мы познакомимся с новым его рассказом "Тайное всегда становится явным!"
Работа над заголовком.
-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ с таким названием?
– Как вы это понимаете?
Работа с текстом.
Первоначальное восприятия текста.
Приём чтение с остановками.
(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")
Приём дерево предсказаний.
– Как вы думаете, что было дальше?
(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)
5.Работа над содержанием:
– Понравился ли вам этот рассказ?
– Чему он учит? Найдите в тексте главную мысль.
– Какой приём нашла мама, чтобы её ребёнок съел полезную кашу? Найдите это в тексте.
– Как себя чувствовал Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?
– Как вы считаете, если бы каша не попала прохожему на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал бы?
– Прочитаем конец рассказа ещё раз. Как повела себя мама? А как Денис?
– Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?
– Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?
– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?
– Рос у Виктора Юзефовича младший сын . И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».
Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила, выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд ) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».
Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в рассказах Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
– Давайте вернёмся к рассказу и найдём самый интересный для вас отрывок. Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?
Чтение по ролям.
– Найдите то место, где в комнату вошёл милиционер. Давайте подготовимся и прочитаем по ролям этот отрывок (роли: автор "Денис", милиционер, мама, прохожий).
– Посмотрите, сколько книг (Презентация, слайд ) выпущено с "Денискиными" рассказами!
Физминутка:
Сначала буду маленьким,
К коленочкам пригнусь.
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
6. Выполнение творческих заданий группами :
«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»
«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»
«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»
«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»
«Я почувствовал(а)...»
«Я увидел(а)...»
«Я ощутил(а)...»
«Я улыбнулся(ась)...»
« Я вспомнил(а)...»
« Я подумал(а)...»
« Я представил(а)...»
«Я бы продолжил (а) написанное так...»
4. Итог урок
– Чем занимались на уроке?
– Вспомним название рассказа, почему его так назвал В.Драгунский? Сделаем вывод!
5. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.
- Спасибо всем за работу!
6. Оценки
7. Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение – эссе.
Начните его так: Прочитав произведение Виктора Драгунского, я понял, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Тайное становится явным"
УМК "Школа России"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: знать п...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: ...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...