Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3) 1-4 классов
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.
Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля обучающихся.
Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Внеурочная деятельность позволяет применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от урока, обучающиеся мало пишут и много говорят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6.3_uo_1-4_klassy.docx | 75.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А sk31@edu.mos.ru
Телефон: 8 (499) 374-11-31 http://schiv31.mskobr.ru
«Рассмотрено» на заседании МО _______Рузанова Л.А. Пр. №1 от « .08.2023 г.» | «Согласовано» заместитель директора Кошелева Н.В. « .08. 2023 г.» | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №31 Середкина Е.Ю. « .08. 2023 г.» |
Рабочая адаптированная
коррекционно-логопедическая программа
по внеурочной деятельности «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3)
1-4 классов
на 2023 – 2024 учебный год
Составители: коллектив учителей- логопедов ГКОУ СКОШИ №31
Москва, 2023 год
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.
Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля обучающихся.
Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Внеурочная деятельность позволяет применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от урока, обучающиеся мало пишут и много говорят.
Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие усвоения материала по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности обучающихся.
Особенностью программы является такое построение учебного процесса на логопедических занятиях внеурочной деятельности, которое ведет к качественному повышению уровня обученности детей и усвоению программного материала. Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
В разработку системы по устранению нарушений устной и письменной речи включены компьютерные технологии, нетрадиционные методы коррекционной работы и используются разнообразные виды работ: игровые элементы, логопедические игры, речевой дидактический и раздаточный материал.
Занятия в рамках внеурочной деятельности «Речевая практика» открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
1.2. Психолого-логопедическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью
У обучающихся с умственной отсталостью отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Почти у всех детей с интеллектуальными нарушениями крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного.
Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.
У всех детей с умственной отсталостью в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи.
На ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.
Отмечаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые рады. В более легких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.
Многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы).
У большинства детей отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания.
Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира.
Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию).
Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности.
Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний.
1.3. Актуальность программы
Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинно познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Речевой практике» должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития каждого обучающегося;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цель: развитие речевых навыков для максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.
Задачи:
- Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию нарушений устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня речевого развития обучающихся.
- Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движения и мелкой моторики.
Адресат программы по внеурочной деятельности «Речевая практика»: коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на обучающихся с умственной отсталостью, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи и разные интеллектуальные возможности.
Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 371-ФЗ от 24.09.2022,
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599,
- Адаптированной основной общеобразовательной программой вариант 6.3 (на 5 лет обучения),
- нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026),
- Устав образовательной организации,
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, 1996 г.)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами».
При составлении программы «Речевая практика» использованы методики Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Е.В.Новиковой, Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюковой, М.В.Ипполитовой, А.В. Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Т.П.Бессоновой, В.К. Воробьевой.
1.4. Принципы построения программы
Коррекционно-развивающая работа строится на следующих принципах:
- принцип системности – коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка.
- принцип единства – отражает целостность процесса оказания помощи.
- деятельностный принцип – определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности – заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- объем и степень разнообразия материала – во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития. Учет уровня речевого развития каждого обучающегося.
- учет эмоциональной сложности материала – чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие школы и семьи.
1.5. Планируемые результаты коррекционно-логопедического курса
В результате обучения дети должны овладеть определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, ожидается расширение и уточнение их лексикона, совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей, развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Результативность данного направления предполагает реализацию усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях в зависимости от первоначальной степени тяжести речевых нарушений и компенсаторных возможностей ребенка с целью максимальной адаптации, и дальнейшей социализации в обществе.
2. Содержательный раздел
- Принципы логопедической работы
В процессе логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
- принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
- патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
- принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
- принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
- принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы;
- принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
- онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
- общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
- Коррекционно-логопедическая работа
Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи обучающимся с умственной отсталостью в практическом использовании языка как средства общения.
Коррекционно-логопедическая работа на всех уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом и т.д.) предлагает решение следующих задач:
- развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых к сложным формам);
- развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
- формирование культуры речи;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений
- обогащение фразовой речи обучающихся.
- Методы и приемы логопедической работы
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.
Практические методы и приемы обучения:
- постановка практических и познавательных задач;
- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Двигательно-кинестетические методы:
- пассивная гимнастика.
2.4. Содержание коррекционно-логопедического курса, форма организации и основные виды деятельности
Содержание курса «Речевая практика» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Работа по развитию всех компонентов речи строится с учётом возрастных особенностей, речевого развития обучающихся и носит многоплановый характер.
Логопедическая работа включает в себя:
- Обследование уровня и качества речевого развития всех обучающихся в начале и в конце учебного года.
- Проведение групповых логопедических занятий в рамках внеурочной деятельности.
- Вовлечение родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке.
- Ведение документации и учёта посещаемости детей групповых логопедических занятий.
Логопедическая работа строится с учетом степени системного речевого недоразвития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
Занятия с учителем-логопедом проводятся 1 раза в неделю.
Форма занятий: групповая.
2.4.1 Тематическое планирование коррекционного курса
«Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов
1 (подготовительный) класс
№ | Тема | Содержание занятия | Дата |
1,2 | Обследование | Обследование | |
Формирование лексического строя речи | |||
3 | Осень | Обогащение словаря и систематизация знаний по теме: «Осень». Употребление предлогов «в», «на», «под». Составление предложений по картине из 2-3 слов | |
4 | Фрукты | Расширение представлений детей о фруктах на основе сенсорного обследования. Формирование умения описывать фрукты по цвету, форме и размеру, образовывать существительные в Р.п. | |
5 | Овощи | Расширение представлений детей об овощах на основе сенсорного обследования. Формирование умения описывать фрукты по цвету, форме и размеру. Составление предложений по картине из 2-3 слов | |
6 | Семья | Формирование умения соотносить изображения с их словесным обозначением, показывать и по возможности, называть членов своей семьи | |
7 | Игрушки | Формирование умения соотносить изображения с их словесным обозначением и понимания вопроса «Где?» | |
8 | Части тела и лица | Формирование умений детей находить и называть части тела, ориентироваться на собственном теле и теле куклы | |
9 | Туалетные принадлежности | Формирование умения правильно называть предметы туалета и действовать с ними. Обогащение словаря детей определительными местоимениями (такой же, такие же) | |
10 | Одежда | Уточнение и расширение словарь по теме: «Одежда». Формирование обобщающего понятия «одежда», правильно употреблять глагол «надеть». Формирование умения произносить простую фразу из 2-3 слов с прямым дополнением без предлога | |
11 | Обувь | Актуализация номинативного словаря по теме: «Обувь». Расширение глагольного словаря. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения договаривать за взрослым слова и словосочетания, классифицировать предметы по их назначению | |
12 | Обувь | Формирование грамматического строя речи (формы единственного и множественного числа имён существительных), и умения проводить длинные волнистые линии | |
13 | Зима | Обогащение словаря и систематизация знаний по теме: «Зима». Употребление предлогов «в», «на», «под». Составление предложений по картине из 2-3 слов | |
14 | Мебель | Расширение представлений детей о мебели, её назначении. Активизирование речи детей за счёт слов (сидеть, лежать, вешать, убирать, стол и т.д.) | |
15 | Мебель | Актуализация номинативного словаря по теме: «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имён существительных с предлогом без) | |
16 | Новый год. Ёлка | Формирование умения произносить произвольные эмоциональные высказывания (ах, ох, ух, эх).через русскую народную поэзию | |
17 | Зимние забавы | Расширение представлений детей о зимних забавах. Формирование умения узнавать предмет по одной его детали, отвечать на вопросы по предметным картинкам «Кто это?», « Что это?» | |
18 | Посуда. Продукты питания | Обогащение словаря детей по теме: «Посуда. Продукты питания». Расширение знаний о посуде (предназначении её в хозяйстве) и продуктах питания | |
19 | Посуда. Продукты питания | Активизирование словаря по теме: «Посуда. Продукты питания». Развитие умения подбирать признаки к предметам | |
20 | Посуда | Уточнение знаний о посуде. Формирование умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами | |
21 | Домашние птицы | Активизация речевого подражания, уточнение и обогащение номинативного словаря детей по теме: «Домашние птицы». Упражнение в составлении целой картинки из трёх частей | |
22 | Домашние птицы | Развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания).Формирование умения выполнять инструкции взрослого | |
23 | Домашние животные | Уточнение и обогащение номинативного словаря детей по теме: «Домашние животные» наречиями (вот, тут, здесь, там), глаголами 3-го лица единственного и множественного числа (играет, играют) | |
24 | Наша армия | Формирование представлений о Российской армии. Употребление слов во множественном числе. Соединение предметов по их общим признакам | |
25 | Весна. Мамин праздник | Расширение представлений о празднике Международный женский день. Формирование умения слушать внимательно текст и отвечать на вопросы | |
26 | Домашние животные | Совершенствование диалогической речи. Формирование умения отвечать на вопросы по картине | |
27 | Дикие птицы | Расширение и уточнение словаря по теме: «Дикие птицы» (чирикает, каркает, стрекочет, ухает, кукует, воркует). Формирование представлений о диких птицах, их жизни, повадках | |
28 | Дикие птицы | Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи имён существительных в именительном, родительном падежах) | |
29 | Дикие животные | Уточнение и обогащение номинативного словаря детей по теме: «Дикие животные». Формирование грамматического строя речи: согласования существительных с прилагательными в роде и числе | |
30 | Дикие животные | Формирование умения договаривать за взрослым стихотворные строчки, координирования речи с движениями | |
31 | Транспорт | Уточнение и обогащение номинативного словаря детей по теме: «Транспорт». Использование в речи притяжательных местоимений (мой, наш) | |
32,33 | Обследование | Обследование |
1 класс
№ | Тема | Содержание занятия | Дата |
1,2 | Обследование | Обследование | |
3 | Осень | Формирование нормативного словаря; обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них | |
4 | Овощи | Расширение знаний детей об особенностях различных овощей; просмотр мультфильма «Чиполлино», обсуждение | |
5 | Фрукты | Активизация словаря по теме; формирование навыков словообразования; просмотр мультфильма « Мы делили апельсин», обсуждение | |
6 | Сад-огород | Развитие и активизация словаря по теме; развитие лексико-грамматических категорий; дифференциация понятий овощи-фрукты, места произрастания | |
7 | Грибы | Расширение знаний детей об особенностях различных грибов. Просмотр мультфильма «Под грибом», обсуждение | |
8 | Ягоды | Активизация словаря по теме; развитие лексико-грамматических категорий; просмотр мультфильма «Война грибов с ягодами», обсуждение | |
9 | Перелетные птицы | Активизация словаря по теме; Просмотр развивающего мультфильма о перелетных птицах, обсуждение почему птицы называются перелетными, где живут и чем питаются | |
10 | Мебель | Расширение представлений о свойствах предметов, развитие познавательных интересов; просмотр мультфильма «Откуда стол пришел?», обсуждение | |
11 | Посуда | Развитие и активизация словаря по теме, понятие о материалах, из которых делают предметы посуды; просмотр мультфильма «Федорино горе», обсуждение | |
12 | Мой дом | Развитие и активизация словаря по теме; упражнения в подборе слов действий, соответствующих назначению комнат; просмотр мультфильма «Три медведя», обсуждение | |
13 | Домашние животные и птицы | Расширение словаря по теме; просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав», обсуждение | |
14 | Зима | Расширение представления о зиме, сезонных изменений в природе. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» | |
15 | Зимние забавы | Знакомство с различными играми, в которые можно играть в зимний период на улице; проговаривание правил безопасности, которые необходимо соблюдать | |
16 | Зимующие птицы | Развитие интереса к жизни птиц зимой; воспитание желания помогать им в зимний период; просмотр мультфильма «Воробьишко-хвастунишка», обсуждение | |
17 | Дикие животные зимой | Уточнение и расширение знаний о диких животных, обучение отгадыванию животного по описанию, формирование познавательного интереса; просмотр мультфильма «Зимовье зверей», обсуждение | |
18 | Транспорт | Расширение представления о видах транспорта и его назначения; просмотр мультфильма «Багаж», обсуждение | |
19 | Семья | Уточнение и расширение представлений о родственных отношениях в семье; воспитание чуткого отношения к самым близким людям – членам семьи; обсуждение рассказов Д.Габе «Моя семья» | |
20 | Профессии | Расширение и обогащение представлений о трудовых действиях и их результатах в различных профессиях; просмотр мультфильма «Чем пахнут ремесла?», обсуждение | |
21 | Комнатные растения | Вызывание интереса к жизни растений; расширение представлений о многообразии цветов; просмотр мультфильма «Дюймовочка», обсуждение | |
22 | Рыбы | Формирование представлений о водных обитателях; просмотр мультфильма « Карасик», обсуждение | |
23 | Человек в обществе | Уточнение и расширение представлений о строении и внешности человека; просмотр мультфильма «Осьминожки (палка, палка, огуречик)»,обсуждение | |
24 | Наша пища | Расширение словаря о еде; вредная и полезная пища; просмотр мультфильма «Богатырская каша», обсуждение | |
25 | Хлеб-всему голова! | Воспитание бережного отношения к хлебу; знакомство с профессиями людей, занятых в сельском хозяйстве; просмотр мультфильма «Лисичкин хлеб», обсуждение | |
26 | Наша армия | Расширение знаний о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; просмотр мультфильма «Рассказ танкиста», обсуждение | |
27 | Весна | Расширение представлений о весне; развитие умений устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы; просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы», обсуждение | |
28 | Мамин праздник | Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка», обсуждение | |
29 | Одежда. Обувь. Головные уборы | Формирование представлений о обуви, одежде, головных уборах и назначении в жизни человека; просмотр мультфильма «Мойдодыр», обсуждение | |
30 | Наша страна. Мой родной край | Закрепление названия родного города, столицы, страны; знакомство с достопримечательностями; просмотр мультфильма « С чего начинается Родина?», обсуждение | |
31 | Насекомые | Расширение представлений о разнообразии насекомых; закреплять знаний о строении насекомых; просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха», обсуждение | |
32 | Лето | Расширение представлений о лете, сезонных изменения в природе; просмотр мультфильма «Одуванчик -толстые щеки», обсуждение | |
33,34 | Обследование | Обследование |
2 класс
№ | Тема | Содержание занятия | Дата |
1,2 | Обследование | Обследование | |
3 | Осень | Формирование нормативного словаря (словаря существительных по теме);обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом | |
4 | Овощи | Расширение знаний детей об особенностях различных овощей; формирование навыков словообразования | |
5 | Фрукты | Активизация словаря по теме; согласование числительного с существительным | |
6 | Сад-огород | Развитие лексико-грамматических категорий ;согласование существительных и с прилагательными и глаголами | |
7 | Грибы. | Расширение знаний детей об особенностях различных грибов; формирование умения согласовывать имена существительные с глаголами | |
8 | Ягоды | Развитие лексико-грамматических категорий; согласование имён существительных два и пять с существительными | |
9 | Перелетные птицы | Активизация и расширение словаря по теме; упражнение детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных | |
10 | Мебель | Активизация и расширение словаря по теме; развитие умения подбирать глаголы к существительным по теме; закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже | |
11 | Посуда | Активизация и расширение словаря по теме; упражнение в образовании прилагательных от существительных ,понятие о материалах, из которых делают предметы посуды | |
12 | Мой дом | Активизация и расширение словаря по теме; упражнения в подборе слов действий, соответствующих назначению комнат | |
13 | Домашние животные и птицы | Активизация и расширение словаря по теме; развитие навыков словообразования и словоизменения | |
14 | Зима | Активизация и расширение словаря по теме; умение подбирать имена существительные к глаголам; закрепление умения правильно употреблять простые предлоги | |
15 | Зимние забавы | Активизация и расширение словаря по теме; обучение образованию глаголов прошедшего времени | |
16 | Зимующие птицы | Активизация и расширение словаря по теме; обучение подбирать прилагательные к существительным ;образование прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением | |
17 | Дикие животные зимой | Активизация и расширение словаря по теме; закрепление умения подбирать прилагательные к существительным | |
18 | Транспорт | Активизация и расширение словаря по теме; обучение образовыванию приставочных глаголов движения; закрепление умения употреблять имена существительные в форме косвенного падежа | |
19 | Семья | Активизация и расширение словаря по теме; Умение подбирать противоположные по значению слова; закрепление знаний о родственных связях | |
20 | Профессии | Активизация и расширение словаря по теме; обучение называть профессии по месту работы или роду занятия; упражнение в образовании существительных множественного числа родительного падежа | |
21 | Комнатные растения | Активизация и расширение словаря по теме; употребление глаголов в прошедшем времени; закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова | |
22 | Рыбы | Активизация словаря по теме; формирование навыков словообразования; подбор прилагательного с существительному | |
23 | Человек в обществе | Активизация и расширение словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов | |
24 | Наша пища | Активизация и расширение словаря по теме; упражнение в употреблении различных форм имени существительного; закрепление навыка правильного использования в речи простых предлогов | |
25 | Хлеб-всему голова! | Активизация и расширение словаря по теме; закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве | |
26 | Наша армия | Активизация и расширение словаря по теме; образование прилагательных от существительных; закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными | |
27 | Весна | Активизация и расширение словаря по теме; упражнение в образовании и практическом использовании в речи относительных прилагательных; классификация времен года | |
28 | Мамин праздник | Активизация и расширение словаря по теме; преобразование имен существительных мужского рода в имена существительные женского рода; упражнение в подборе признаков к предметам | |
29 | Одежда. Обувь. Головные уборы | Активизация и расширение словаря по теме; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными | |
30 | Наша страна. Мой родной край. | Активизация и расширение словаря по теме; знакомство детей с флагом, гимном и гербом России; образование прилагательных от существительных | |
31 | Насекомые | Активизация и расширение словаря по теме; преобразование глаголов единственного числа в множественное число; развитие умения употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа | |
32 | Лето | Активизация и расширение словаря по теме; образование и употребление прилагательных в сравнительной степени; развитие умения образовывать глаголы в прошедшем времени | |
33,34 | Обследование | Обследование |
3 класс
№ | Тема | Содержание занятия | Дата |
1,2 | Обследование | Обследование | |
3 | Осень | Подбор признаков к предмету, действий к предмету; упражнение в подборе слов и составлении предложений по картинкам; расширение словаря по теме | |
4 | Овощи | Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа; формирование навыков словообразования; отгадывание загадок о овощах с помощью наглядных моделей (опорных таблиц) | |
5 | Фрукты | Использование простых распространённых предложений при ответах; образование относительных прилагательных; образование уменьшительно- ласкательных форм существительных; описание фрукта по схеме | |
6 | Сад-огород | Расширение знаний детей об особенностях различных овощей и фруктов; расширение глагольного словаря; составление предложений с заданным глаголом | |
7 | Грибы. | Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными; согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа; составление предложений по картинке | |
8 | Ягоды | Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным; составление предложений с простыми предлогами по образцу | |
9 | Перелетные птицы | Формирование навыков словообразования. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных; составление предложений с простыми предлогами по образцу | |
10 | Мебель | Расширение знаний о происхождении и назначении мебели ; упражнение в образовании прилагательных от существительных ; составление предложений по сюжетной картинке | |
11 | Посуда | Сопоставление сходной посуды (тарелка – блюдце, чашка – кружка, кувшин - бутылка) по плану; составление предложений с заданным словом | |
12 | Мой дом | Образование относительных прилагательных; расширение словаря антонимов; развитие навыков словообразования и словоизменения; составление предложений по картинке | |
13 | Домашние животные и птицы | Образование существительных множественного числа, притяжательных прилагательных и их практическое употребление в речи | |
14 | Зима | Образование и употребление родственных слов к словам зима, снег, лёд, холод; понятие многозначности слова идёт; составление предложений по опорным картинкам | |
15 | Зимние забавы | Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным; слова -признаки, слова –действия; закрепление простых предлогов при составлении предложений | |
16 | Зимующие птицы | Употребление предлогов в, к, на, над, под, из; согласование существительных с числительными; образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составление описания птицы по схеме | |
17 | Дикие животные зимой | Образование притяжательных прилагательных; закрепление практического употребления в речи предлогов; образование названий детёнышей, самок диких животных; составление описательного рассказа о животном по схеме | |
18 | Транспорт | Образование приставочных глаголов движения; составление предложения по картинке с этими словами | |
19 | Семья | Усвоение категории Тв. п. с предлогом с «С кем ты живёшь?»; составление описания своих родственников с помощью вопросов логопеда | |
20 | Профессии | Называние профессии по месту работы или роду занятия; образование относительных прилагательных; подбор действий к предметам; составление предложений с заданными словами | |
21 | Комнатные растения | Активизация и расширение словаря по теме; употребление глаголов в прошедшем времени; составление предложения о растении по схеме | |
22 | Рыбы | Активизация и расширение словаря по теме; формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление предложений по образцу | |
23 | Человек в обществе | Закрепление умения образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов; составление распространенных предложений | |
24 | Наша пища | Активизация и расширение словаря по теме; развитие диалогической речи; составление нескольких предложений по заданной теме | |
25 | Хлеб-всему голова! | Расширение знаний о значении хлеба в жизни человека; составление предложений по вопросам | |
26 | Наша армия | Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление умения образовывать и употреблять в речи существительные в форме дательного падежа; формирование умения грамматически правильно строить предложения | |
27 | Весна | Закрепление знаний об изменениях в природе весной; Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам) | |
28 | Мамин праздник | Развитие словаря прилагательных, словаря по теме; самоконтроля за речью. Составление предложений о маме | |
29 | Одежда. Обувь. Головные уборы | Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных. Составление предложений по картинкам | |
30 | Наша страна. Мой родной край. | Расширение представления о России, активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина — Россия»; составление высказываний на тему «Город – в котором я живу» | |
31 | Насекомые | Расширение словаря по теме, закрепление употребления имён существительных в родительном падеже; составление рассказа описания по схеме | |
32 | Лето | Расширение словаря по теме; образование глаголов будущего времени «Что ты будешь делать летом?»; подбор признаков к слову лето; составление предложений по картинке | |
33,34 | Обследование | Обследование |
4 класс
№ | Тема | Содержание занятия | Дата |
1,2 | Обследование | Обследование | |
3 | Осень | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием картинок | |
4 | Овощи | Пересказ описательного рассказа о овощах с опорой на схему | |
5 | Фрукты | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | |
6 | Сад-огород | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | |
7 | Грибы. | Пересказ сказки «Боровик, лисички и опята» с опорой на предметные картинки | |
8 | Ягоды | Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | |
9 | Перелетные птицы | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | |
10 | Посуда | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | |
11 | Мой дом | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа | |
12 | Домашние животные и птицы | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | |
13 | Зима | Составление рассказа «Наступила зима..» по сюжетной картине | |
14 | Зимние забавы | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | |
15 | Зимующие птицы | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | |
16 | Дикие животные зимой | Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» | |
17 | Транспорт | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | |
18 | Семья | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин | |
19 | Профессии | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | |
20 | Комнатные растения | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | |
21 | Рыбы | Пересказ рассказа Сутеева «Как я ловил рыбу» | |
22 | Человек в обществе | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» | |
23 | Наша пища | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | |
24 | Хлеб-всему голова! | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» | |
25 | Весна | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | |
26 | Мамин праздник | Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем Маму» | |
27 | Мебель | Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» | |
28 | Наша армия | Составление рассказа «Собака –санитар» по серии сюжетных картин | |
29 | Одежда. Обувь. Головные уборы | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин | |
30 | Наша страна. Мой родной край. | Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин | |
31 | Насекомые | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | |
32 | Лето | Составление рассказа «Лето красное пришло…» | |
33,34 | Обследование | Обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Адаптированная образовательная программа обучающегося с умственной отсталостью, вариант 1 для учащегося 3 класса
Адаптированная образовательная программа состоит из рабочих программ по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, мир природы и человека. Адаптированная образовательная програм...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 6.3)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 1-4 кл...