Литературное чтение, 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отгадайте загадку В мире нет её родней, Справедливей и добрей. Я скажу, друзья вам прямо — Лучше всех на свете…

Слайд 3

МАМА

Слайд 5

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать... Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ! Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний, Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней . Для чего человеку МАМА?

Слайд 6

И.А. Бунин «Матери»

Слайд 7

Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Слайд 8

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”

Слайд 10

Лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Слайд 11

Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.

Слайд 12

Нет друга нежнее матери. При солнце тепло, а при матери добро. Птица рада весне, а дитя матери. Материнская молитва со дна моря вынимает. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак. Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже. У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.

Слайд 14

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать.

Слайд 15

Домашнее задание Учебник стр. 116 выразительное чтение стихотворения.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                     

             

Челябинск, 2018

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 б
Тема урока: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»
Цели урока: познакомить учащихся с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»;
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

- Проверим домашнее задание.

Приветствовать учителя

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Какой раздел мы начали с вами изучать?
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто уже сварил? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
- С произведениями о ком мы сегодня познакомимся?
-  Откройте страницу 119 в учебнике. 
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Отгадывать загадку.

Отвечать хором.

Определять тему,  цель урока

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

Выразительно чтение стихотворения

15 мин

- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине».  

Елена Александровна Благинина  (1903-1989).

   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали». Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

Ребята давайте мы с вами вместе проговорим скороговорку про маму и посмотрим, кто же у нас самый быстрый и внимательный! Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?
- Послушайте, как заботится о своей маме девочка в стихотворении.
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? (Да)  Почему? (Потому что ей хочется играть)

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)

- Она должна быть похожа на колыбельную?

- Как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным)

- Теперь, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно?

Читать целым словом и без ошибок.

Выбрать нужный тон и темп чтения.

Выделить голосом главные слова.

Передать своё отношение к тому, что читаешь.

- Чьё чтение показалось более удачным, выразительным? Кто смог передать настроение?

Слушать учителя

Знакомиться с поэтом.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Анализировать стихотворение.

Отвечать на вопросы по  прочитанному тексту.


Читать выразительно стихотворение

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно

16 мин

- Как можно обидеть человека?  Послушайте рассказы:

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно. Опишите состояние мальчика.
- Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.)

- Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

- Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        

Словарная работа:

Волчок – игрушка  в  виде  кружка, шарика на вращающейся  оси.

Метнуться – резким  движением  броситься  куда – нибудь.

Скользнуть – быстро  и  незаметно  пройти,  промелькнуть.

-  подберите синонимы к словам: (на доске)        

крадётся,                    броситься

метнуться,                 промелькнуть

скользнуть,                 подбирается

шепнуть                      сказать

Слушать учителя

Анализировать ситуации.

Делать выводы.

Обобщать.

Слушать стихотворение.

Анализировать стихотворение.


Читать выразительно стихотворение

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные – строить речевые высказывания.

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Итог урока. Рефлексия. Сл:отв.на воп

  1. мин

- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?

Оцените свою работу на уроке цветом. Дз: подготовьте выразительное чтение стихотворения .

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по литературному чтению

                                                                                                                                                                       Выполнила студентка 43 гр.

                              Ф. И. Иванова Людмила

Проверил: Шестакова С. А.

Отметка и подпись :___________________

Дата: 20. 03. 18

                                                                                        Челябинск, 2018

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «б»

Тема урока: «Песенка Винни-пуха»

Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтения; учить различать настроение героев в разных стихотворениях.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение героев с помощью интонаций; учить различать настроение героев в разных  стихотворениях.

Личностные: научить выявлять в стихотворениях  различия, исходя из настроения героев.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, карточки

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова 2 класс, часть 2 «Просвещение», 2012.- С.136-138.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.   1

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: ответы на вопросы

1 мин

- Здравствуйте ребята!

Сегодня мы начинаем, очень интересную тему, послушайте стихотворение

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.

- О чем это стихотворение? (Ответы детей)

-Куда мы с вами попадем? (В мультфильм)

- Ребята, сегодня мы попадем ко всеми любимому персонажу, которого знают все взрослые и дети! Хотите узнать к кому?

Слушать стихотворение

Определять цели и пути их достижения.

П: осмысленно слушают загадку

Р: принимают и со сохраняют уч задачу

2.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

2 мин

Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Песенку Винни-Пуха)

- Прочитайте ее. Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Песенки Винни-пуха»)

-Какие цели можно поставить на урок?

1. Познакомится с «Песенками Вини-Пуха» Б. Заходера;

 2. Формировать навык чтения текста и стихотворения: выразительно, передавая настроение с помощью различных интонаций;

3. Научиться находить  в стихотворении слова, которые помогают представить героя;

4. Сравнить стихотворения.

Определять тему и цели  урока

П.: определяют тему урока, проблему и цели.

3.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения, Словесный: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения, Слов.: учебный диалог

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения, Слов.: учебный диалог

Практический: выразительное чтение и самоанализ стихотворения, Слов.: учебный диалог

8 мин

2 мин

7 мин

5 мин

8 мин

9 мин

Литературоведческая пропедевтика.

- Прочитайте вслух, на оценку  текст на стр. 134

- О чем говориться в тексте? (Эта песенка о том, как появился Винни-Пух, рассказывается о первом авторе этой книги. Также включено в текст мнение о Винни-Пухе Б. В. Заходера)

- Какие песенки сочиняет Вини-Пух?

Кто хочет ответить на вопросы на стр. 135?

- Прочитайте первый вопрос. Узнал ли ты друзей Винни-Пуха? (Иллюстрация стр. 135) (Да)

- Прочитайте второй вопрос. Какие веселые приключения с ними происходили? Расскажи.

(Ответы детей)

                    Методическая пауза

- Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку!

Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора

- Откройте учебник на стр. 136. Что интересного вы увидели в примечании автора к «Ворчалке»? Расскажите.

- Послушайте, как нужно читать эту «Ворчалку». (Чтение учителя)

- Прочитайте стихотворение с недовольной интонацией про себя.

- Кто хочет прочитать «Ворчалку» Винни-пуха на отметку, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса? 

-Оцените выразительность чтения.

- Проанализируте  чтение.

- Прочитайте первый вопрос. Поработайте в парах и  ответьте на него.

1. Как ты думаешь, почему Винни придумал такое название для своей песенки?

(Потому что оно сразу говорит о том, что Вини-Пух не доволен.)

- Прочитайте второй вопрос.

2. Можно ли её назвать «надоелка», «тарахтелка»? (Да, можно)

- Прочитайте третий вопрос.

3. Какую интонацию ты выберешь? (Восклицательная, недоавольная)

- На стр. 137 прочитайте примечание автора к «Дорожной Шумелке».

- Послушайте, как нужно читать «Дорожную Шумелку». (Чтение учителя)

- Прочитайте стихотворение с печальной интонацией про себя.

- Кто хочет прочитать «Дорожную Шумелку» Винни-пуха на отметку, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса? 

- Оцените выразительность чтения.

- Проанализируй свое чтение.

-Прочитайте первый вопрос под стихотворением.

1. Найдите необычные слова. Зачем они даны? (Тирлим-бом-бом. Эти слова, передают читателю грустное настроение героев)

Прочитайте второй вопрос.

2. Как нужно читать стихотворение: громко или тихо? (Тихо, потому что это стихотворение должно передавать грустное настроение героев)

- Послушайте, как нужно читать «Песенку первую». (Чтение учителя)

- Прочитайте стихотворение с задумчивой интонацией про себя.

- Кто хочет прочитать «Первую песенку» Винни-Пуха на отметку, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса? 

- Оцените выразительность чтения.

- Проанализируйте чтение.

- Послушайте, как нужно читать «Вторую песенку». (Чтение учителя)

- Прочитайте стихотворение с радостной интонацией про себя.

- Кто хочет прочитать «Вторую песенку» Винни-Пуха на отметку, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса? 

- Оцените выразительность чтения.

- Проанализируйте чтение.

Прочитайте первый вопрос под стихотворениями.

1. Сравните первую и вторую песенки. (В «Песенке первой» Вини-Пух пытался сочинить песенку, поэтому была задумчивая интонация, в «Песенке второй», они Пяточок и Вини-Пух радовались, тому, что идут в гости.)

Прочитайте второй вопрос.

2. Какой секрет знали Вини-Пух и Пяточек? (Они шли в гости к Кролику)

 Принесите дневники, я поставлю вам отметки за выразительное чтение стихотворений.

Читать выразительно

Проводить коллективный анализ.

Выполнять двигательные упражнения.

Проводить коллективный анализ.

Отвечать на вопросы

Проводить самоанализ.

Участвовать в учебном диалоге

Проводить самоанализ.

Участвовать в учебном диалоге

Читать выразительно

Проводить самоанализ.

Участвовать в учебном диалоге

П: анализируют текст с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: контролируют действия партнера

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

К: контролируют действия партнера

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

К: контролируют действия партнера

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

П: строят речевое высказывание

5.

Домашнее задание

Словес.: объяснение домашнего задания

3 мин

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. С. 139-144 выразительное чтение, ответы на вопросы.

 Записывать домашнее задание

4

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

1 мин

А. Предметная

-Какие цели были поставлены на урок?

1. Познакомится с произведениями русских  писателей о весне;

 2. Формировать навык чтения текста и стихотворения: выразительно, передавая настроение с помощью интонаций;

3. Научиться находить  в стихотворении слова, которые помогают представить героя;

4. Сравнить стихотворения.

-Встаньте те, кто считает, что достиг поставленных целей.

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

- Оцените свою работу на уроке с помощью 3 смайликов: красного, желтого и зеленого. Объясните, почему вы выбрали именно их.

Делать  нравственный выбор

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                     

             

                

Челябинск, 2018

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2  б
Тема урока: Весенняя капель (стихи о весне). Проверим свои знания "Люблю природу русскую. Весна"

Цели урока: знакомство со стихотворениями разных поэтов о весне; закрепление знаний о разделе.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: закрепление
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

- Проверим домашнее задание.

Приветствовать учителя

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Отгадайте загадку:
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) 
-Есть такой закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы ни любили зиму с ее забавами, ее время прошло. Весна вступает в свои права. Сегодня на уроке мы поговорим о весне, о весенних месяцах, послушаем стихотворения, которые вы приготовили.
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
 

Отгадывать загадку.

Определять тему,  цель урока

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

Выразительно чтение стихотворения

Физминутка

15 мин

- Весна всегда считалась символом обновления, пробуждения природы, это надежда на то, что в жизни произойдет что-то новое, хорошее. Приход весны можно назвать праздником. Именно поэтому на Руси устраивали праздник, который назывался «Веснянка». Во время его проведения люди пели народные песни, устраивали состязания, играли в игры, веселились от души, а потом приходило труда, время работы в полях.
- С каким настроением будем читать стихи о весне? Почему?
- На столе лежат цветы. Выберите тот, который вам больше нравится и, когда вы будете выходить к доске и читать свои стихотворения, я прошу вас прикреплять цветочек на доску.
- Послушайте, как весна говорит о себе:

Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… весна.
Игра «Шифровальщики». 
-Догадайтесь, какие слова здесь зашифрованы: Мтар, паьлре, айм (март, апрель, май).
-Что вы знаете о весенних месяцах? Как называли их на Руси много лет назад?
Март- зимобор, протальник, березозол.
Апрель- снегогон, зажги снега, заиграй овражки.
Май- травник, травень.
 
- Как вы думаете, почему их так называли?
-У кого стихи о весенних месяцах?
- Как весну можно увидеть? В чем она проявляется?
(В виде зеленой травы, первых цветов, листиках на деревьях).
- У кого об этом стихотворения?
(
- Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась. Три - нагнулась и присела. На четыре тихо села.

Слушать осознано речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать выразительно стихотворение.

Определять значение названий месяцев.


Читать выразительно стихотворения наизусть.

Выполнять физминутку.

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно, сочинение стихотворений.

16 мин

-  Ребята, скажите, как весну можно услышать? (С помощью пения птиц, журчания ручейков, т.д.)
- Как птицы радуют нас?
- Конечно, же своим пением. Что мы можем сделать для птиц?
- Давайте послушаем голоса птиц.
(Аудиозапись.)
-У кого стихи о птицах, о ручьях?

-
Сегодня вы побывали в роли шифровальщиков - расшифровывали слова, в роли чтецов – читали и рассказывали стихотворения.

А теперь, давайте выполним тест и проверим ваши знания по разделу "Люблю природу русскую. Весна"

Вариант 1

1. Укажи автора стихотворения «Весенние воды».

1)        Ф.Тютчев                3)        А.        Блок

2)        А.Плещеев                4)        С.        Маршак

2. Укажи автора данных строк.

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

1)        Ф.Тютчев        3)        А.        Блок

2)        А.Плещеев        4)        С.        Маршак

3. Отметь стихотворение, в котором мама пела колыбельную ребёнку.

1) «Посидим в тишине»

2) «Матери»

3) «В бурю»

4) «Я маму мою обидел...»

4. Закончи пословицу.

      Нет милее дружка, чем...

1) старый друг

2) родная матушка

3) серёжка из ушка

4) душистый хлебушко

5. Укажи, какой праздник не празднуют весной.

1)        8 Марта

2)        прилёт птиц

3)        праздник первой борозды

4) праздник урожая

6. Отгадай загадку о весне.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

1) подснежник        3) ручей

2) синица        4) заяц

Вариант 2

1. Укажи автора стихотворения «Сельская песенка».

1)        Ф.Тютчев        3)        А.        Плещеев

2)        А.Блок        4)        С.        Маршак

2. Укажи автора данных строк.

Снег теперь уже не тот, —

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

1)        А.Плещеев        3)        А.        Блок

2)        С.Маршак        4)        Ф.        Тютчев

3. Закончи пословицу.

При солнышке тепло, при матери...

1) весело        3) добро

2) светло        4) сытно

4. Отметь стихотворение, в котором девочка не мешала маме отдыхать.

1) «Посидим в тишине»

2) «Матери»

3) «В бурю»

4) «Я маму мою обидел...»

5. Укажи, какой праздник не празднуют весной.

1) Масленица

2) Международный женский день

3) Рождество

4) прилёт птиц

6. Отгадай загадку о весне.

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

1) крот

2) подснежник

3) червяк

4) жук

Слушать учителя


Отвечать на вопросы.

Читать стихотворение

Сочинять стихотворения из предложенных слов.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу, применяют освоенные способы действия.

Познавательные – строить речевые высказывания в письменном виде. 

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

самоанализ.

  1. мин

- Какие стихи вам понравились сегодня больше всего? Почему?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Завершая наш урок , я предлагаю вам охарактеризовать весну. Подберите на каждую букву

слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки, олицетворяя ее. В - Е - С - Н - А -
Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

Подравнялись, встали красиво около своих парт. Повернулись к своим соседям слева и справа, улыбнитесь им и пожелайте им хорошего дня.

Приветствуют учителя

Л: действия смыслообразования

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской «Я маму обидел»

Выразительно читают стихотворение

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Постановка цели и учебной задачи

- Я предлагаю вам послушать стихотворение, послушайте его и скажите, о чем это стихотворение.

Родина. 
Родина – слово большое, большое! 
Пусть не бывает на свете чудес, 
Если сказать это слово с душою, 
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира: 
Мама и папа, соседи, друзья. 
Город родимый, родная квартира, 
Бабушка, школа, котенок … и я. 

Зайчик солнечный в ладошке, 
Куст сирени за окошком 
И на щечке родинка – 
Это тоже Родина. 

-Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)

Откройте стр 122

Участвуют в учебном диалоге

Ставят цели

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Открытие нового знания

а) Подготовительная работа.

-Какой праздник будет скоро отмечать весь народ в мае ? (День Победы)

9 мая исполняется 73 года с того дня, как советские воины освободили нашу страну и все страны Запада от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.

Б) Васильев Сергей Александрович (Сергей Васильев) (1911-1975 гг.) — советский писатель.

Родился 17 (30) июля 1911 г. в г. Кургане, где окончил семилетнюю школу. К этому же времени относятся и его первые стихотворные опыты, поддержанные «добрым и зорким человеком», учителем русского языка А. Н. Шаровым.

Васильев переехал к сестре в Москву, где вскоре прошел по конкурсу на актерское отделение .Обучался актерскому мастерству, а одновременно работал санитаром, сторожем, истопником в больнице, а позднее рабочим откатчиком на фабрике. В 1931 г. был принят в драматический ансамбль одной из московских трупп мюзик-холла. Выступал на сцене, но страсть к литературному творчеству оказалась сильнее.

В начале 30-х гг. первые стихи Сергея Васильева появились в ряде московских газет и журналов. Первая его стихотворная книга «Возраст» вышла в 1933 году. Признание же пришло после опубликования поэм «Голубь моего детства» и «Анна Денисовна».

С. Васильеву были подвластны многие поэтические жанры: стихотворные репортажи, лирика, гражданские стихи, поэмы,  и тд. У писателя вышло 14 поэм. Также он был замечательным литературным критиком.

В годы Великой Отечественной войны С. А. Васильев в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошел через Польшу и Германию. 

-Послушайте стихотворение и скажите, где проходил бой? (Под Москвой)

в) Словарная работа

Студеный сок- холодный; изувеченная кора – поврежденная;

Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха;

Чтение стихотворения учащимися.

-Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).

-От чьего имени написано стихотворение?

-Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).

– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)

б) Литературные средства:

Сравнения: сок бежал, как слезы;

Эпитеты: студеный сок, дым пороховой, родная русская береза.

Учитель открывает запись на доске. « Родную, русскую березу в обиду больше не дадим». При записи идеи я намеренно допустила ошибку, найдите какую и объясните, почему эта ошибка может считаться грубой. ( Пропущен восклицательный знак в конце предложения)

- О каком времени идет речь в тексте? Когда произошла Великая Отечественная война? Какой это был век? Сдержали ли русские воины слово, данное своему народу?

- Кто или что является главным героем этого произведения? О каких других деревьях мог писать Васильев? Почему не написал об осине или о клене? Почему пишет о березе? Что смогли прочитать между строк.

« Береза –символ России, русской чистой души, стойких и красивых русских женщин. Защищая березу солдаты защищали Русь с ее традициями , православной верой, русским народом. Многие из них приняли мученическую смерь. « Нет больше той любви, кто душу положит за други своя» Однажды, когда война уже подходила к концу, на подступах к Берлину , русский солдат увидел березу. Подойдя к ней, он начал ее ругать, называть предательницей и другими плохими словами. Его друзья-солдаты удивились его поведению. А он сказал, что символ России на вражеской земле, на земле убийц русского народа- это знак предательства.

Береза олицетворение чувств, душевного состояния русского народа. На Соловках, где тысячи людей приняли мученическую смерть, березы растут в виде креста»

Контекстуальные антонимы

- Прочитайте первые две строки. Найдите контекстуальные антонимы ( береза-бомба). Объясните их значение.

- В третьей строке найдите контекстуальные синонимы. Объясните их значение. По какому признаку эти слова являются синонимами? ( цвет, состояние, боль).

- Читаем последнюю строку в первом четверостишии. Как выглядела кора? Замените синонимами. Какую картину представили?

- Найдите в стихах три основные даты войны, основываясь лишь на словах автора( « Я помню ранило березу осколком бомбы на заре»- 22 июня 1941г, « Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой»- 5 декабря 1941 г., « И рано-раненько весною»-9 мая 1945 г.)

Разметка текста для выразительного чтения.

Чтение по смысловым абзацам. Определение настроения, разметка пауз, логических ударений, составление партитуры текста ( Как выделим логические ударения: повышением, понижением голоса, по слогам, большими паузами с двух сторон и др.)

Слушают учителя

Слушают биографию автора

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Динамическая пауза

Поднимайтесь из-за парт, мы немного разомнемся.

Повторяют движения

Р:Контролировать свои действия

Информация о домашнем задании

Выразительное чтение стихотворения

Записывают домашнее задание

П.:Структурирование полученных  знании;

Рефлексия деятельности

Как звучала тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня ставили?

Достигли ли мы их? Где полученные знания могут нам пригодится в жизни? На вашем столе лежат смайлики. Напишите на обратной стороне в двух словах то, чему вы сегодня научились или что вам показалось самым интересным. Спасибо за урок, готовимся к следующему.

Подводят итог урока

Оценивают свою деятельность

Л:Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «б»

Тема урока: С. Васильев «Белая береза»

Цели урока: воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию средствами выразительного чтения

Планируемые результаты:

Предметные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Личностные :

- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших , способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения: ШР 2класс

                                                Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

                                                                            Технологическая карта урока

Литературное чтение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Даниил Хармс Что это было? Очень-очень вкусный пирог 2 класс

Слайд 2

Прочитайте отрывок из произведений и определите жанр . Чем похожи и чем отличаются эти стихотворения? Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок ! Я захотел устроить бал, И я гостей к себе ... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …

Слайд 3

Даниил Иванович Ювачев (1905 — 1942)

Слайд 4

Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал, И я гостей к себе... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... Пирог, ножи и вилки тут - Но что-то гости... Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту... Когда же гости подошли, То даже крошек...

Слайд 5

«Что это было?». Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит «в галошах, в шляпе и в очках»?

Слайд 6

« Кошки» Однажды по дорожке Я шел к себе домой. Смотрю и вижу: кошки Сидят ко мне спиной. Я крикнул:- Эй, вы, кошки! Пойдемте-ка со мной, Пойдемте по дорожке, Пойдемте-ка домой. Скорей пойдемте, кошки, А я вам на обед Из лука и картошки Устрою винегрет. - Ах, нет!- сказали кошки.- Останемся мы тут! Уселись на дорожке И дальше не идут.

Слайд 7

Как Володя под гору летел На салазочках Володя Быстро под гору летел. На охотника Володя Полным ходом налетел. Вот охотник И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На собачку налетели. Вот собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На лисичку налетели. Вот лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - И на зайца налетели. Вот и заяц, И лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На медведя налетели! И Володя с той поры Не катается с горы.

Слайд 8

Оцените свою работу на уроке Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал ... • На этом уроке я похвалил бы себя за ... • После урока мне захотелось ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...