1 класс.Адаптированная РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Литературное чтение»
1 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Жданова И.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
город Черняховск
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. М: Просвещение, 2009, - 317с.
- авторской программы по литературному чтению. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2014. —128 с.
- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;
- учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
- учебно-методического комплекта «Школа России»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова,
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому в нашу программу включен внутрипредметный образовательный модуль «Вдумчивое чтение». Программа курса позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы.
Цель курса: Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Содержание курса направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг
и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с
языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе отводится 44 часа в год (33 учебные недели) и с учётом ступенчатого обучения. Курс включает 27 ч программного материала и 17 ч отводится для внутрипредметного образовательного модуля «Школа развития речи», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по литературному чтению.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Литературное чтение. 1 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение,2013
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета ≪Литературное чтение≫;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций:
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Литературное чтение
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия ≪Родина≫, представления, о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Развитие наблюдательности при чтении поэтических, текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Пере-
дача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
«Жили-были буквы».
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е, Григорьевой.
«Сказки, загадки, небылицы».
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок», «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.
«Апрель, апрель. Звенит капель!».
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.
«И в шутку и всерьёз».
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
«Я и мои друзья».
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,
И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
«О братьях наших меньших».
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.
Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» (7 ч)
Заглавие текста. Тема текста. Опорные слова. Мы строим текст (2 ч). План текста (2 ч).
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» интегрирован в учебный предмет «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Важнейшими задачами курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Тематическое планирование
по литературному чтению (44 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Литературное чтение | |||
Раздел 1. Жили-были буквы | 7 | ||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | Знакомство с системой условных обозначений нового учебника; с содержанием и словарем учебника. |
2. | Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы», | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Определение темы стихотворения по его заголовку. Выставка книг по теме. Составление плана пересказа прочитанного. |
3. | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | Самостоятельное чтение сказок. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
4. | С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | 1 | Самостоятельное чтение сказок. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
5. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | Самостоятельное чтение сказок. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
6. | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 1 | Самостоятельное чтение сказок. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
7. | Из старинных книг | 1 | Самостоятельное чтение сказок. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. |
Раздел 2. Сказки, загадки, небылицы Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 7 2 | ||
8. | «Школа развития речи» Заглавие текста. | 1 | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. |
9. | Сказки авторские и народные. «Теремок». «Курочка Ряба». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Чтение сказок по ролям. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки. Сравнение народной и литературной сказок. |
10. | Сказки авторские и народные. «Рукавичка». «Петух и собака». | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Чтение сказок по ролям. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки. Сравнение народной и литературной сказок. . |
11. | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. | 1 | Отгадывание и сочинение загадок. Упражнение в выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения. Сравнение русских и английских народных песенок. |
12. | Небылицы. Сочинение небылиц. Потешки. Герои потешки. | 1 | Знакомство с русским фольклором. Упражнение в интонационно выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения. |
13. | Сказки А.С. Пушкина. | 1 | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. |
14. | «Школа развития речи» Тема текста. | 1 | Определение темы текста и составление текста на определенную тему. |
15. | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. | 1 | Рассказывание сказки на основе картинного плана. Называние героев сказки. Определение главной мысли сказки. Совершенствование навыка смыслового чтения. |
16. | Оценка планируемых достижений. | 1 | Ответы на вопросы в учебнике. Обсуждение ответов одноклассников. |
Раздел 3. Апрель, апрель. 3венит капель! Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 5 1 | ||
17. | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Прослушивание и выразительное чтение лирических стихотворений. |
18. | Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака. | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Прослушивание и выразительное чтение лирических стихотворений. |
19. | Литературная загадка. Сочинение загадок. | 1 | Чтение загадок. Определение особенностей загадок как малого литературного жанра. Сочинение загадок. |
20. | «Школа развития речи» Опорные слова. | 1 | Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. |
21. | Проект «Составляем сборник загадок». | 1 | Выполнение творческого задания. Сочинение загадок. Оформление сборника. |
22. | Оценка планируемых достижений. | 1 | Ответы на вопросы в учебнике. Обсуждение ответов одноклассников. |
Раздел 4. И в шутку и всерьёз Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 7 1 | ||
23. | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Выразительное чтение стихотворных произведений. |
24. | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. | 1 | Подбор другого заголовка к рассказу. Характеристика героя юмористического рассказа. |
25. | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, И. Токмаковой, О. Дриза, О. Григорьева. | 1 | Выразительное чтение стихотворных произведений. Характеристика героя стихотворения. |
26. | «Школа развития речи» Мы строим текст. | 1 | Отработка навыков построения связного текста. |
27. | Весёлые стихи для детей И. Пивоварова, О.Григорьева, Т. Собакина. | 1 | Выразительное чтение стихотворных произведений. Характеристика героя стихотворения. |
28. | Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. |
29. | Чтение по ролям. Заучивание наизусть. | 1 | Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. |
30. | Педагогическая диагностика. Оценка планируемых достижений. | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений |
Раздел 5. Я и мои друзья Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 6 1 | ||
31. | Рассказы о детях. Ю. Ермолаева, М.Пляцковского. | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Совершенствование навыка смыслового чтения. |
32. | «Школа развития речи» Мы строим текст. | 1 | Сформирование сведений построения связного текста. |
33. | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа. | 1 | Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
34. | Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. |
35. | Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | 1 | Творческая деятельность. |
36. | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. |
37. | Итоговая диагностическая работа. Оценка достижений. | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
Раздел 6. О братьях наших меньших Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 5 2 | ||
38. | «Школа развития речи» План текста. | 1 | Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Работа по индивидуальному маршруту. |
39. | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак», | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Выразительное чтение стихотворения. |
40. | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. |
41. | М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения. |
42. | В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай» | 1 | Совершенствование навыка смыслового чтения |
43. | Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Оценка достижений. | 1 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации. Ответы на вопросы в учебнике. |
44. | «Школа развития речи» План текста. | 1 | Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. Выявить уровень усвоения изученного материала. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Литературное чтение. Учебник 1 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Аудиоприложение к учебнику ≪Литературное чтение≫, 1 класс (Диск СD-РОМ), автор Л.Ф. Климанова.
3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словообразовательный словарь, словарь иностранных слов, словарь синонимов.
4. Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
5. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...
Технологическая карта интегрированного урока чтение - русский язык"Сказки Андерсена. Развитие речи Сочинение сказок"
Через музыку Э. Грига дети погружаются в удивительный мир сказочника.На столе гаснут свечи. Великий сказочник покидает класс. Но его духом пронизаны творческие работы ребят....
2 класс. Адаптированная программа по предмету "Литературное чтение", ШКОЛА РОССИИ
Адаптированная программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе:- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;- Федерального закона «Об образ...
3 класс. Адаптированная программа по предмету «Литературное чтение», ЗПР
Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию н...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
3 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа...