Конспект урока. Тема: В.П. Астафьев "Капалуха"
учебно-методический материал по чтению на тему

Воронкова Елена Анатольевна

Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»

Цели урока:  

- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  В.П. Астафьева;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать связную речь, навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: 

Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; определять жанр произведения;

  формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

 в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: проявлять интерес к чтению; уметь выбирать виды деятельности на уроке; 

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Оборудование: «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий с. 98 – 102 , 

рабочая тетрадь, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wd0000032.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: речевая разминка

1 мин

- Здравствуйте, ребята! И чтобы настроится на урок,  давайте вспомним наше стихотворение:

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Надо многому учиться-

Это в жизни пригодится!

- Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Прочитайте это шёпотом.

- А теперь громко.

- Прочитайте с вопросительной интонацией,…восклицательной интонацией.

- Прочитайте с грустной интонацией.

- С удивлением.

Приветствовать;

Отвечать на вопросы;

Читать с разной интонацией и темпом;

Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения.

Постановка учебных задач

Практич: составление цепочки букв

Практич.: разгадывание ребуса;

5 мин

- Ребята, а чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся  я предлагаю вам разгадать слово.

- Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно. (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина. (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О. (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове. (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М. (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух. (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф. (Х)

- Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы. (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- А чтобы узнать автора из перечня букв, который вы видите на доске, выберите только русские буквы.

SLВИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOВИЧL WAVCSTLIAФЬLEDВ (Виктор Петрович Астафьев)

- Итак, с каким произведением мы познакомимся? (В.П. Астафьев – Капалуха)

Расшифровывать название произведения

Расшифровывать имя автора произведения

К: участвовать в учебном диалоге.

К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми.

П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
сплошной текст.

Решение частных задач.

Словесн.: слово о писателе

Наглядн.: портрет писателя

Практич: хоровое чтение по слогам, целыми словами

Пракич: объяснение значения слов

5 мин

- Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с творчеством этого писателя?

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея. Жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон». В школу В. Астафьев пошёл с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку.

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа, проведём словарную работу, прочитаем хором по слогам, затем слитно слова, которые встретятся нам в рассказе.

При-бли-жа-лись

К аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

За-рож-да-ю-щий-ся

- Ребята, как вы понимаете значение слов:

Валежник, просека, космы, они тоже нам встретятся в тексте?

Просека – очищенное от деревьев место

Валежник – сухие сучья, деревья

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Отвечать на вопросы

Слушать биографию, рассматривать портрет

Читать хором по слогам

Читать целыми словами

Объяснять значение слов

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах.

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут.

Физминутка

1 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Практич: чтение по цепочке

Словесн.: ответы на вопросы

35 мин

- Ну а сейчас мы прочитаем с вами этот рассказ. Следите, слушайте друг друга.

- Где и как обнаружили гнездо Капалухи ребята? Почему автор не заметил его сразу?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

- Что означают выражения:

«озираться по сторонам»

«ощупать глазами бугор»

«сердце моё забилось от испуга»

- Как помогают они представить ситуацию?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется Капалуха.

- Как вы понимаете последнее предложение.

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви Капалухи к будущим птенцам?

- Не вспомнится ли вам другой рассказ, который не очень давно читали на уроке литературного чтения? («Ещё про Мальку» Белова) Чем они похожи? Что общего?

- Как закончилась встреча мальчиков с Капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? Кто думает иначе? Почему?

- Найдите последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение автор?

Читать рассказ

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ

Зачитывать отрывки

Объяснять значение выражений

Находить необходимые отрывки из текста

Сравнивать

П: читать вслух  осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

П: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения.

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

Д/з: читать и готовить пересказ рассказа.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...