Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе;
- уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь выразительно читать стихотворение;
- уметь выполнять задания по стихотворению.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_s.d._drozhzhin_rodine.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 10.04.2019 Школа: №28 Класс: 4 «В» Кабинет: 15 | ФИО учителя ФИО студента ФИО методиста |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: С.Д. Дрожжин «Родине».
Цели деятельности учителя:
- создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе;
- уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь выразительно читать стихотворение;
- уметь выполнять задания по стихотворению.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный и наглядный материал, презентация.
№ п/п | Этапы урока Методы и приемы | Хрономе-траж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 минута | Приветствие. Итак, друзья, внимание! – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. – У каждого из вас есть листочек с градусником, ваша задача отметить свое настроение в начале урока. | Приветствовать учителя. Организовывать своё рабочее место. Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя. Практический: дыхательная гимнастика. | 3 минуты | – Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!» – И пусть этот урок принесёт нам только радость! Дыхательная гимнастика и подготовка голоса – Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос. – Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку. – Повторяйте за мной 1) Вдох носом, выдох через рот (2р) 2) Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р) 3) Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р) – Настроились на урок? | Повторять за учителем слова. Выполнять дыхательную гимнастику. | П: структурирование знаний. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа. Практический: прослушивание стихотворения. | 3 минуты | – Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете. – Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной. – Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите нашу презентацию. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница, И ромашковый бугор. А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор. Или степь, от маков красная. Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна. – Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? – Это тема нашего урока. – А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? – Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». – Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой? | Слушать стихотворение. – О Родине. 1. Познакомимся с новым произведением о родине. 2. Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: целеполагание. |
4. | Открытие нового знания Словесный: беседа. | 5 минут | – И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием С.Д. Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения. – Давайте зачитаем их вместе, хором. «Во всей тебе и мощь видна, И сила с красотой. Недаром ты и названа Великой и святой» – Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. – И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». – Стихотворение прочту я, а вы его очень внимательно прослушайте. Готовы? (Читать стихотворение.) – А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? – А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? – Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения. | Слушать задание учителя. Читать строки из стихотворения. Слушать рассказ об авторе. Прослушать чтение учителя. – Это стихотворение вызвало чувство гордости. – Стихотворение торжественное, восторженное, читается легко и свободно. | П: рассуждение по новой теме. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5. | Первичное закрепление Словесный: беседа. Практический: чтение стихотворения. | 12 минут | – И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». – Прочитайте это стихотворение про себя и подумайте, что же является главным в нём? – В процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем. (Учащиеся читают стихотворение по цепочке.) – Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно? Молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой. Чарующий простор - привлекательный. Среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень. – А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? Чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах. – Да, ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора. – Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? – Молодцы, вы правильно подобрали слова. – А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех (читают 2-3 ученика)? – Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы их внимательно слушаем. – Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените. – Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались. | Читать стихотворение. Отмечать непонятные слова. Молитвенно свой взор Чарующий простор Среди приветных деревень – Автор чувствовал гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине. – Радостно, торжественно, громко, трогательно. Слушать своих одноклассников. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Практический: выполнение задания. | 7 минут | – Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны (делятся на 6 групп). – Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. – Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием. – Ну а мы дальше с вами продолжаем свою исследовательскую работу. – Сейчас вам предстоит выяснить значение этих выделенных на схеме слов. А поможет нам в этом наш помощник – это толковый словарь Ожегова. – Разделитесь на 6 групп, каждая группа по порядку берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает. Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ. – А вот я, ребята, особо хочу выделить слово святость. – Россия испокон веков была православной, люди во все времена верили в бога, просили его о помощи и защите. – Знакомо вам слово молитва? Какие молитвы вы знаете? – А для чего нужны молитвы? – А где нужно молиться? – По всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью. | Слушать учителя. Выполнять задание. – Восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость. Искать значения слов в словаре. – Мы знаем молитву Господу, Божьей Матери, Святым. – Молитвы нужны, чтобы просить у Святых о здоровье своем и близких, благополучии, душевном равновесии. – Молиться нужно в церквях и мечетях. | Р: итоговый контроль. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа. | 6 минут | – Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это …» – И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. – В знак уважения и большой значимости слово «Родина» принято писать с большой буквы. – А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то что вы ещё можете добавить про это слово? – Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова. – Родина с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? – Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? – А теперь подберите однокоренные слова к этому слову. – Так с чего начинается Родина? -Давайте прослушаем песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» – в ней мы найдём ответ на наш вопрос. | – Родина для меня – это … (мама, дом, семья, мой город). Слушать учителя. – Это слово словарное, необходимо запомнить его написание. – Родина, мама, семья, дом, природа, века, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия. – Родной, родственник, род, родина. | Р: обобщение, контроль. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 4 минуты | – Для вас задание – дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина». – Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание - о Родине писали многие поэты свои произведения. – Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. – Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова). – Подведем итоги урока: – О ком и о чем мы говорили на уроке? – Что запомнили об авторе? – Что больше всего понравилось на уроке? – А кто из вас знает, что является символом России? – Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка – зелёный и жёлтый. – Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу… – Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек. – Ребята, огромное спасибо вам за работу. | Слушать и записывать домашнее задание. Подводить итоги: Отвечать на вопросы. – Белоствольная берёза. Выполнять рефлексию своей работы.
| П: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...
План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...
Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Поэтический вечер "Моя Родина", УМК " Школа России", 4 класс
Тема урока «Поэтический вечер «Моя Родина»»Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).Цель урока: повторение и систематизация изученного матери...