Урок по литературному чтению В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" 4класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".
Данный урок в образовательной программе « Перспективная начальная школа» 4 класса по литературному чтению входит в раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда».
В основу урока положен личностно - ориентированный принцип обучения. При анализе произведения обучающийся был активным, искренним участником диалога. Использование приемов деятельностного и
диалогового методов позволило создать на уроке атмосферу свободы, творчества, простора для читательской интерпретации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог: Залалиева Наталья Геннадьевна, МБОУ «СОШ № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск
Предмет: литературное чтение
Класс: четвертый
Тема урока: В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Программа: «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Задачи урока:
- формировать умение отвечать на вопросы по тексту и анализировать произведение; совершенствовать навык выразительного чтения;
- формировать УУД:
- личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного.
- познавательные: формировать умение строить речевые высказывания, самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
- коммуникативные: ·оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
- регулятивные: целеполагание, оценка
Методы обучения: деятельностные, диалоговые, игровые, рефлексивные, создание ситуации выбора и успеха.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник: 4 класс. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2012 - ч.2: 192с.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, толковый словарь, ТСО: компьютерная техника, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- В ваших глазах искорки. Очень приятно, что вы готовы добывать знания.
II.Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация.
- Как называется раздел по которому работаете?
( Дети высказываются, кто затрудняется вспомнить, то открывают в учебнике содержание и зачитывают название раздела «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда»)
- Что это за особенная правда у искусства?
(Художники, поэты, писатели рисуют картины, создают образы только глубоко пережитого.)
- Предлагаю обратиться к репродукции картин на стр.99. Как вы обнаружили, что у художников есть своя особенная правда?
Обобщаю ответы детей.
(Художники рисуют не только глазами, но и сердцем, душой. Они изображают не только внешнюю форму вещей, а отображают внутреннюю жизнь человека, его эмоции, страдания, чувства.)
- Сегодня познакомимся со стихотворением с необычным названием. Прочитайте название на стр.112. и рассмотрите иллюстрации.
(«Хорошее отношение к лошадям»)
- Как думаете о чем стихотворение?
( Об отношении к окружающим, о заботе и помощи ...)
2. Постановка целей урока.
- Какие поставите перед собой цели?
( Открыть тайны стихотворения. Понять, почему это стихотворение помещено в разделе «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда». Понять идею произведения.)
III. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста учителем.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
- Какое настроение возникло? ( Тревога, печаль, гордость)
-Что поразило вас в этом стихотворении? ( Равнодушие, бессердечность, черствость)
- Совпали ваши предположения?
(Высказывания детей.)
2. Вторичное чтение текста детьми. Словарная работа
- Ребята, увидела, что у вас возникло желание прочитать стихотворение самим.
- Прочитайте про себя, отметьте слова и выражения, которые затрудняетесь объяснить.
- Какие слова и выражения оказались трудными для вашего понимания?
( Работа с толковыми словарями, сносками, опора на жизненный опыт детей)
Физминутка.
3. Анализ текста
(Приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, работа по развитию навыка выразительного чтения)
- Читаем вопросы на стр.114, размещенные под стихотворением.
(Обращаюсь к рекомендациям по анализу стихотворения: О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская Литературное чтение 4класс Методическое пособие ООО «Издательство» «Академкнига/ Учебник, 2012)
- Почему поэт в начале стихотворения использует короткие строчки - из двух слов и даже из одного? Какой ритм это создает и что этот ритм помогает передать?
(Короткие строчки помогают подчеркнуть особый чеканный отрывистый ритм цокающих по мостовой копыт)
- Зачитайте эти строчки.
(Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.)
- В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
- Какие звуки повторяются в строчках на цветном фоне?
( В этих строчках повторяются звуки [гр],[л], неприятные и резкие, как скрежет копыт по льду.
-Помогают ли эти и другие звуки передать впечатление обледенелой улицы и цокота лошадиных копыт?
(Эти и другие звуки передают впечатление обледенелой улицы.)
- Как называется такой прием?
(Звукопись.)
- Почему поэт использует этот прием?
(Усилить впечатление слушателей, ярче представить картину, почувствовать тревожное настроение.)
- Какой еще повторяющийся звук помогает создать впечатление прогуливающихся по улице бездельников – зевак с их неспешной шаркающей походкой?
(Это звук [шэ], [шы], который повторяется в строчке: «Штаны пришедшие Кузнецким клёшить». Это звуковое впечатление обобщается в слове «шелест». «Шелестом» герой называет шум шаркающей толпы, окружающей его.)
- Подтвердите свои высказывания строчками стихотворения.
(И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.)
- Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного.
- Каким общим словом поэт называет смех и улюлюканье толпы?
( Поэт называет улюлюканье толпы, окружившей упавшую лошадь, воем. Выкрики зевак подобны вою, для которых муки животного зрелище.
- Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты.
- Найдите эти строчки.
- С какой интонацией их надо прочесть?
(С насмешкой.)
- Прочитайте.
Смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!
Смеялся Кузнецкий.
- Какие чувства наполняют поэта?
(Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.)
- Подтвердите примерами из стихотворения.
(Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему)
- Близко ли герой подошел к упавшей лошади? Наклонился ли он к ней? Почему ты так думаешь?
( Из текста понятно, что герой подошел близко к упавшей лошади, наклонился над ней, заглянул в глаза, увидел в них капли слез.)
Ребята подтверждают высказывание строчками:
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные …
Улица опрокинулась,
течёт по – своему …
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти …
- Какое чувство охватило героя при взгляде на лошадь? Это чувство жалости или какое- то другое, более сложное чувство?
( Героя охватило более сложное чувство- сочувствие:
И какая-то общая
Звериная тоска
Плеща вылилась из меня.
Он потрясен жестокостью толпы, её готовностью посмеяться над чужой болью.)
- Передалось ли оно лошади? Почему ты так думаешь?
( Да, передалось. Лошадь нашла сопереживающего ей человека, и это придало ей силы. Лошадь вдруг поднялась на ноги, пошла и стала в стойло. Но лошадь не просто встала на ноги. Она ржанула и пошла хвостом помахивая.)
- Каким тоном надо прочитать строки, подтверждающие вашу мысль ?
(С гордостью)
-Зачитайте строчки из стихотворения.
(…лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.)
Обобщение.
- В трудной ситуации необходима поддержка, слова утешения, сочувствие. Это придает силы, веру.
III. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
Физминутка для глаз.
- Продолжаем беседу.
- Подумай над названием стихотворения. Поэт именно к лошадям призывает нас относиться по - человечески?
(Назвав стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» поэт призывает не быть бессердечными и жестокими ко всему окружающему нас миру, людям. Он призывает к сочувствию, милосердию.)
- Ребята, обратите внимание на строчки, которые герой говорит, обращаясь к лошади:
«Деточка!
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по - своему лошадь».
- Какая главная мысль в них заключена?
( Поэт говорит, что каждый из нас может оказаться жертвой улюлюкающей толпы, что каждому иногда нужна помощь.)
- Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?
2.Прослушивание аудиозаписи через электронную форму учебника (ЭФУ).
- Послушайте, как стихотворение читает режиссер Петр Фоменко.
- Ребята, как вы думаете, на публику читает режиссер или делится сокровенным, пережитым?
3. Выразительное чтение стихотворения детьми.
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
- Сформулируйте задачу чтения: как относитесь к персонажам, событиям и, что сообщите слушателям.
- В соответствии с задачей выберите речевые средства выразительности: тон, темп. Выделите паузы и логическое ударение.
- На стр.115 в учебнике Евдокия Васильевна дает совет. Прочитайте и воспользуйтесь им.
(Дети самостоятельно работают над выразительным чтением стихотворения в парах. Вспоминают критерии оценивания выразительного чтения.)
- Кто желает выступить?
(Выслушиваем двух- трех учеников.)
Взаимооценка.
-Оцените чтение товарищей.
4. Знакомство с писателем.
- Каким представили поэта В. Маяковского? В какое время он жил?
(Дети высказывают свои предположения.)
Обобщение учителем.
(В.Маяковский жил в трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Не было хлеба, топлива. На улицах палые лошади. Убирать их было некому.
Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. У поэта чуткое и доброе сердце.)
IV. Рефлексия деятельности.
- Какие цели ставили на этот урок?
- Вы их достигли?
- Почему так считаете?
V. Домашнее задание на выбор.
- У кого возникло желание выучить наизусть стихотворение?
- Кто желает подготовиться к выразительному чтению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
Конспект урока литературного чтения "В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", 4 класс, ПНШ
Конспект урока литературного чтения...
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.
Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявлени...
Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников
Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...
Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"...
литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Элькон...