План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,
обогатить словарный запас учащихся,
развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,
умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,
развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,
творческие способности учащихся,
расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),
воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,
П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,
К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;
личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.rar | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
Тема: А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,
обогатить словарный запас учащихся,
развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,
умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,
развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,
творческие способности учащихся,
расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),
воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,
П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,
К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;
личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".
Оборудование:
проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.
Подготовка к уроку:
2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;
2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.
Ход урока.
Оргмомент.
(Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).
Учитель: Друзья мои!
Я знаю, каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня
И вместе проведем урок.
28 февраля в классе проходил конкурс стихотворений собственного сочинения на тему "Родина".
По итогам этого конкурса был выявлен победитель. Послушаем мнение жюри.
Критерии оценки:
* ясное, правильное понимание и раскрытие темы;
* четкость и правильность произношения,
-темп речи,
- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,
- эмоциональность.
Декламация стихотворения победителя конкурса. Награждение.
- Послушаем стихотворение ...
-Что удалось ... отразить в своем стихотворении?
-Можно ли конкурсное стихотворение внести в изучаемый нами раздел?
Речевая разминка.
( На усмотрение учителя)
Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке вы получили задание для каждой группы. Я хотела бы услышать работу...группы.
-Приготовьте сигнальные карточки и оцените работу каждого.
-Какой ключевой вопрос вы задали бы ребятам? ( Главная мысль этого стихотворения или Назовите тему стихотворения.)
Актуализация знаний.
1) Определите тему урока. (Родина.) (Слайд № 1)
2) Работа над смысловым значением слова "Родина".
-Давайте поработаем над смысловым значением слова "Родина". В этом мне помогут...(Сообщения учащихся).
а) Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.
Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу.
б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)
3) Словарик однокоренных слов.
-Подберите слова с корнем род. (Слайд № 2)
*Родители
родить
родич
родня
народ
народность
родственники
родник
нарождающийся
родословная
-Во 2 классе вы выполняли работу по теме "Моя родословная". Лучшие проекты я поместила на стенд.
-Помните такие?
Свою родословную нужно знать, чтобы не быть "Иванами непомнящими родства".
Работа в группах.
(Конверты с заданиями разного цвета)
-Мне нравится, как вы работаете в группах. Я предлагаю вам выбрать конверт и выполнить задания.
1) Отгадайте загадку.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь.
Как зовут это место, знаешь?
(Родина.)
- Подберите слова близкие по значению слову "Родина". (Отечество, страна, Отчизна, Россия.) (Слайд №3)
2) Деформированное предложение.
-Соберите пословицу. Объясните смысл.
Родина - мать, умей за нее постоять. (Слайд №4)
3) Деформированное предложение.
-Соберите пословицу. Объясните смысл.
Человек без Родины, что соловей без песни. (Слайд №5)
4) Выбери правильный ответ.
Береги землю родную, как ... (Слайд №6)
а) мать любимую,
б) себя самого,
в) любимую игрушку.
5) Доскажи пословицу.
Родная сторона - мать, чужая - ... (мачеха). (Слайд №7)
6) Вставь слово, чтобы получилась пословица.
( Жить, учиться, работать) - Родине служить. (Слайд №8)
Проверка выполнения заданий.
- Что объединяет все эти задания?
Беседа.
- К чему должен стремиться человек? ( Любить и защищать Родину.)
- Кому особенно близка пословица «Жить - Родине сложить»? (Солдатам, военнослужащим. Они дают присягу служить Родине, защищать ее рубежи.)
( Слайды № 9,10)
- В этом году мы будем отмечать юбилей великой Победы.
- Какой? (Слайд № 11)
- Мы живем на Тульской земле. А Тула - город-герой. Наш город Ефремов тоже внес свою лепту в историю Победы над фашистскими захватчиками.
-Сегодня мы вспомним и тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
(Бессмертный полк)
Зачитывание отрывков из сочинений. (Слайд №12)
-Мне бы очень хотелось, чтобы вы помнили родных, отдавших свою жизнь за Родину и наше светлое будущее.
Физминутка.
-Давайте почтим их память минутой молчания.
(Метроном, вечный огонь) ( Слайд №13)
-Надеюсь, что вы согласны со мной, что Родину нужно защищать? (Нам жить дальше и строить новую жизнь.)
"Если не мы, то кто же?" ( Слайд № 14)
Высказывание К.Ушинского:
"Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина". ( Слайд № 15)
Соопределение к деятельности.
-Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.
* "Посмотри на юг -
Нивы зрелые..." Иван Саввич Никитин. "Русь".
* "Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю..." Спиридон Дмитриевич Дрожжин. "Родине".
Работа по теме.
1) Постановка целей и задач.
- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Анатолия Владимировича Жигулина. (Слайд № 16)
- Какие задачи перед собой поставите? (Познакомиться с жизнь и творчеством А.В. Жигулина, подготовиться к выразительному чтению).
2) Сообщение о жизни и творчестве А.В.Жигулина. (Ученик)
- Каким источником информации пользовался?
- Кто помогал?
3) Первичное восприятие текста. (Учитель)
-Почему это стихотворение вошло в раздел "Родина"?
- Назовите тему стихотворения.
4) Проверка первичного восприятия текста.
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение? (Гордость за Родину, любовь к ней).
- Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение.
5) Вторичное восприятие текста. ( Самостоятельное чтение)
Алгоритм (Слайд №17)
1. Основная мысль.
2. Значение слов.
-Попытайтесь узнать мнение соседа.
6) Лингвистическое комментирование. (Слайд №18)
- В Интернете вы можете получить такую информацию:
* Проселки - грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами (поселками).
* Перелески - небольшие редкие леса, отделенные полянами.
* Жнивье - поле, где сжали (убрали) злаки. ( Слайды № 19-21)
Аналитическое чтение стихотворения.
1 строфа (Чтение про себя) Работа по карточкам.
ВОПРОС ОТВЕТ
1.К кому обращается автор?
2. Какую картину природы видит перед собой А.В.Жигулин?
3.Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта?
-Найдите и прочитайте первую строчку.
-Как понимаете выражение "В неярком блеске"?
(Переносное значение слова - неяркое проявление достоинств, блеск - яркий искрящийся свет.)
-К чему относится это выражение? (Проселки, перелески.)
-Давайте попробуем соединить 1 и 3 строчку. - Прочитайте.
-Прочитайте 2 строчку.
-Каким синонимом можно заменить слово "взором"? (Взглядом.)
-Что автор подразумевает под словом "трепетным"? (Волнующим.)
-Какое выразительное средство языка использует здесь автор?
-Можно ли поймать взглядом (взором)? (Метафора - образное выражение.)
-Прочитайте 4 строчку.
-Как вы думаете, что значит "любить без памяти"? (Любить очень сильно, образно закрывая глаза на то, что не хочешь вспоминать.)
-Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к Родине.)
-Озаглавим 1 строфу.
(На доске появляется запись: 1.Люблю без памяти.)
- Какие выражения делают эту строфу более красивой?
- Как называются эти выражения в литературе? ( Эпитеты.)
Обратите внимание на 2 строфу.
-Что заметили? ( Единоначатие - анафора, в данном случае - многосоюзие, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины,)
- Прочитайте 2 строфу.
- Можно ли сразу сказать, о чем говорится во 2 строфе? (Что любит автор.)
- Назовите, что любит автор. (Шорох рощи белоствольной...)
- О какой белоствольной роще идет речь?
-Почему именно это словосочетание использует поэт? (Береза - символ России.)
- Что автор хотел сказать словом "шорох"? ( Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу.)
- Прочитайте 2 строчку 2 строфы.
- О каком дыме идет речь? (О тумане.)
- Что такое туман? ( Водяные пары в низких слоях воздуха; непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; возможно и в переносном значении - состояние неясности, смешанных мыслей.)
- Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку. (Ржавый крест...)
- Почему крест ржавый? (Церковь заброшенная, старая.)
- Прочитайте 4 строку.
- О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? ( О могиле неизвестного солдата.)
- Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. ( Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.)
- Озаглавьте 2 строфу.
( На доске появляется запись: 2. Все, что дорого.)
-Перечитайте 3 строфу. ( На мой взгляд. самую сложную и важную.)
- Найдите слова - антонимы. ( Обиды - прощенья.)
- Как понимаете первые две строки? ( Связано с биографией А.В.Жигулина. Поэт - на родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири.)
- Что использует здесь автор? (Сравнение.)
- Что видит поэт в своей родине? (Утешение и исцеление.)
- Как вы думаете, почему? ( Вдали от родины было тяжело, да и суровый климат Сибири...)
- Прочитайте 1 и последнее предложения стихотворения.
- Чем является Родина для автора этого стихотворения? ( Утешением и исцелением.)
- Озаглавьте 3 строфу.
( На доске появляется запись: 3.Утешение и исцеление.)
- Посмотрите на план.
- Что главное выделил поэт?
_А.В.Жигулин не разделяет понятия большой и малой родины. Для него это - единое целое.
- Стихотворение не имеет названия. - Как бы вы его озаглавили?
(Я принимаю все ваши высказывания и предложения. Каждый - по-своему прав.)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
-Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.
( Используем памятку.)
Выразительное чтение стихотворения.
- Чье чтение понравилось больше?
- Чему учит нас стихотворение А.В.Жигулина? ( Любить и прощать.)
Знакомство с картиной А. Васнецова "Родина" ( И.Репин"Село»…). (Слайды №22-23)
- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас.
- И ваши рисунки - этому пример. ( Выставка рисунков.)
Обобщение.
1) Творческая работа
- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?
( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов
5 строка - вывод, одно слово, существительное.)
2) Исполнение песни о родине каноном.
3) Декламация стихотворения Е.Синицына "Берегите Россию" учителем. (Слайд №24)
Рефлексия.
- Продолжите предложения.
* Сегодня на уроке я узнал....
* На этом уроке я похвалил бы себя за...
* На уроке я сумел...
* После урока...
Домашнее задание.
- Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина, подобрать стихи других авторов на тему "Родина", узнать интересные факты из жизни.
- Попробуйте определить тему следующего урока.
Подведение итогов.
- На ваш взгляд, мы достигли поставленных целей и задач?
- Спасибо.
Вопрос | Ответ |
1. К кому обращается автор? | |
2. Какую картину природы видит перед собой А.В.Жигулин? | |
3. Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта? |
№ | Фамилия, имя конкурсанта | Ясное, правильное понимание и раскрытие темы | Четкость и правильность произношения | Темп чтения | Выразительность лирического произведения в стихотворной форме | Эмоциональность |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Задания в группах.
1. Отгадайте загадку.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь.
Как зовут это место, знаешь?
-Подберите слова близкие по значению слову - отгадке.
2.Собери пословицу, объясни ее смысл.
Постоять, Родина - мать, за, умей, нее.
3. Собери пословицу, объясни ее смысл.
Человек, соловей, без, Родины, что, без, песни.
4. Выбери правильный ответ.
Береги землю родную, как...
Варианты ответа:
-мать любимую,
-себя самого,
-любимую игрушку.
5. Доскажи пословицу.
Родная сторона - мать, чужая - ... .
6. Вставь нужное слово, чтобы получилась пословица.
.... - Родине служить.
Варианты ответа:
- учиться,
- жить,
- работать
Синквейн
Родина.
---------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------
Отечество.
Синквейн.
Родина.
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
Отчизна.
Синквейн.
Родина.
--------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
Россия.
- Ф.И.О. ( полностью): Панарина Надежда Вячеславовна
- Место работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя школа № 8» город Ефремов Тульская область
- Должность: учитель начальных классов
- Предмет: литературное чтение
- Класс: 4
- Тема урока: А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
- Базовый учебник: Литературное чтение, 4 класс, в двух частях, Л.Ф.Климанова и др., Москва «Просвещение», 2011.
- Цели урока: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,
обогатить словарный запас учащихся,
развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,
умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,
развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,
творческие способности учащихся,
расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),
воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
- Задачи:
10. Тип урока: Урок изучения и первоначального закрепления новых знаний.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
12. Необходимое техническое оборудование: ПК для учителя, проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.
13. Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,
П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,
К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;
личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".
14.Подготовка к уроку:
2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;
2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.
14. Структура и ход урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...