Конспект урока. Тема "Творчество А. И. Куприна. "Барбос и Жулька" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Выполнила студентка 41 гр.
Ф.И. Шабанова Т.
Проверил: Согрина Е.Г.
Отметка:_______________
Дата: 5.03.18
Челябинск, 2018
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «Д»
Тема урока: «Творчество А. И. Куприна. «Барбос и Жулька»»
Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна. Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька»
Планируемые результаты:
• Предметные
- способствовать умению анализировать характер и поступки героев
- умение ориентироваться в тексте
- формирование выразительного чтения
• Личностные
- способствовать пониманию ценности качеств: верности и дружбы
- подвести учащихся к выводу о ценности человеческих качеств через восприятие художественного текста
- воспитание положительной мотивации к процессу обучения
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Литературное чтение», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация
Название этапа Методы, приемы | хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | Встаньте ровно и закройте глаза. Повторяйте за мной. «Я в любимой школе. У нас урок литературного чтения. Я учусь и радуюсь этому. Я готов к уроку». | Настраиваться на урок | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. Мотивационный этап Актуализация знаний Словесный: беседа Словесный: определение темы | 5 мин | - Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель») - Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн) - Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна) - Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой». - Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей). | Слушать учителя Высказывают свое мнение | Р: осмысляют уч. материал; К: диалог с учителем Р: осмысляют уч. материал; К: диалог с учителем Р: целеполагание Р: планируют свое действие в соответствие с задачей |
3. Постановка учебной задачи/ решение частных задач Словесный: учебный диалог Работа с загадкой Словесный: беседа Физминутка Словарная работа Первичное чтение текста. комбинированное чтение Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением Работа с текстом учебника Работа над иллюстрацией к тексту Беседа | 15 мин
| Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться. Я вам хочу загадать загадку. Ноги тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, А ночью рычит. (собака) - Какие породы собак вы знаете? - В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения. - На какие группы можно разделить породы собак?
- Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) - Какой вы себе представляете Жульку? – I в. - Каким вы представляете себе Барбоса? – II в. Задачи урока. Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.
. В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях. Повторим правила работы со словарями. Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали? - О чём вы задумались, прослушав рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). - Найдите и прочитайте описание собак. Охарактеризуйте собак.
I в. – Характеристика Барбоса. II в. – Характеристика Жульки. Проверка. - Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может. быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.) - Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе. - Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха). - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх) - Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку). - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»? - Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности». - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки. - Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему? - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа). - А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей) - Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее). - Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива). | Работают по командам Участвовать в беседе о рассказе Отгадывать загадку Формулирование темы урока Повторять движения следят по тексту высказывать мнение Участвовать в беседе Искать в тексте | П: Поиск и выделение информации К: строят речевое высказывание П: строят рассуждение П: Поиск и выделение информации К: строят речевое высказывание П: строят рассуждение П: строят речевое высказывание |
4. Итог урока. Рефлексия Словесный: беседа Работа с пословицами. | 3 мин | Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».) - Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.) Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей. - А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др). Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе. - Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Друг познаётся в беде.) | Обобщают прочитанный материал | Р.: осуществляют итоговый контроль Р.: Оценка П.: рефлексия способов и условий действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Нумерация чисел от 1 до 20" 1 класс "Школа России"
Материалы по уроку "Нумерация чисел от1 до 20"...
Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" 4 класс Школа России
Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Цели урока: Учить складывать и вычитать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре...
Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ 2 класс Школа России
Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ...
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
Конспект урока по математике "Вычитание вида 52-24" 2 класс Школа России
Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: Вычитание вида 52-24Цели урока: познакомить учащихся с приёмом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 52 – 24; развивать умение учащихся применят...
Конспект урока окружающего мира "Мы – зрители и пассажиры" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Мы – зрители и пассажирыЦели урока:- изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуацию, о...
Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Вышивание." 2 класс Школа России
Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Работа с ткаными материалами. Вышивание.Цели урока:- расширить представления учащихся о видах обработки ткани;Планируемые результаты:Личностные:·...