конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
тема урока: "Поэтическая тетрадь 2" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ГСОШ №4 им. Б.Б.Городовикова»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
на тему: «Поэтическая тетрадь 2»
Провела:
учитель начальных
классов
Боденова Е.М.
16.12.13.
Городовиковск, 2013
Тема: «Поэтическая тетрадь 2»
Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Поэтическая тетрадь 2».
Задачи: формировать умения выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы, развивать логические и творческие способности, интеллект, умение работать в группе, расширение кругозора учащихся; воспитывать любовь к природе через образное её представление.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Предметные:
научатся: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; делиться своими впечатлениями и участвовать в дискуссиях о прочитанных стихотворениях; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы;
регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить;
коммуникативные: активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, умения проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения на основе диагностической работы, представленной в тесте.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический.
Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа.
Основные понятия: стихотворение, рифма, поэты
Оборудование: тесты, карточки, жетоны.
ИКТ: мультимедийный проектор, 4 компьютера, презентация PowerPoint.
Ход занятия.
1. Самоопределение к деятельности.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение, подарите им свои улыбки.
- Начинаем наш урок. Работать вы сегодня будете в группах. Но, прежде чем мы приступим к выполнению заданий, необходимо вспомнить правила работы в группе.
- Высказывай и доказывай свое мнение.
- Выслушивай и уважительно относись к мнению других.
- Ответственно выполняй порученную тебе часть задания
- Соблюдай правила культурного общения
2. Актуализация знаний. Введение в тему.
- Перед вами портреты. Скажите, кто на них изображен и какой портрет лишний, почему? (Портреты Бунина, Бальмонта, Некрасова, Крылова.)
3. Работа по теме урока.
-Молодцы, вспомнили, о ком мы будем говорить сегодня. А как раздел называется?
- У нас сегодня урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2».
- А кто догадался, почему так называется этот раздел в учебнике?
- Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом – как? (в столбик)
На слайде дети читают:
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт.
- Является ли это произведение стихотворением? Читаем шепотком
Что обязательно есть в стихотворении? (рифма)
Задание 1.
-Найдите все слова, которые рифмуются и запишите. Думаем по группам.
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт. (Некрасов отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
(Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт – поёт.
Есть ритм, стихи ритмичны.
Описание выразительное в стихотворении.
Стихотворный текст отличается краткостью, точностью)
-Итак, читаем какие рифмы вы записали. Оценим работу групп. (отлично - зеленый жетон, хорошо - желтый, подумай - красный)
-Молодцы, вы поняли, чем стихотворения отличаются от других литературных жанров.
- А теперь посмотрим, как вы помните фамилии, имена, отчества поэтов, названия стихов, биографии.
Задание 2
- Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отдельно фамилии, имена, отчества, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее портрет, список произведений и его биографию. Очень хорошо будет, если вы добавите что-то от себя (то, что вам еще запомнилось из биографии). Давайте проверим. Каждая группа зачитывает 1 карточку. Оцените работу группы.
(На карточках: а) «Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени. Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано З5 поэтических сборников, написано 20 книг. Поэт написал произведения для своей дочери Нины – «Фейные сказки». В историю русской литературы он вошёл как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу). Он совершил кругосветное путешествие на корабле».
б) « Детство поэта прошло в родовом имении Грешнёво на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их нелёгкий, безрадостный труд тревожил мальчика до слёз. Отец его, отставной офицер, очень часто наказывал крестьян, и его все очень боялись. Несмотря на запреты отца, мальчик тайком через лаз в заборе бегал к крестьянским детям.
Умер поэт от рака кишечника».
в) Писатель, почётный академик России, лауреат Нобелевской премии. Родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 1l лет воспитывался дома, потом поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата, Юлия. Он с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 лет начал писать стихи сам. Позже эмигрировал во Францию. Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле «Жаннет». За границей очень тосковал по родине. Это отразилось в его стихах».
-Итак, молодцы, хорошо работали, а сейчас отдохнем.
4. Физминутка
Задание 3. Кому принадлежат строки?
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
(Н.А.Некрасов)
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога...
(И.А.Бунин)
Там, где не достала - лютик золотой,
Жёлтый одуванчик - будет и седой.
(К.Д.Бальмонт)
Задание 4. Составить синквейн всей группой: Бунин, Бальмонт, Некрасов.
Синквейн.
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (1 имя существительное).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (2 прилагательных)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (предложение, пословица)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
-Итак, сравним наши синквейны. У меня для примера взят Пушкин.
Пример:
1.Пушкин А.С.
2.Умный, талантливый.
3.Писал, сочинял, творил.
4.Поэзия его пережила.
5.Гений.
Задание 5. Тест. Оценка ваших личных достижений по этому разделу.
1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья с…
а) ковриком;
б) ковром;
в) паласом.
2. Кто автор этих строк?
«Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?»
а) Бальмонт
б) Н.Некрасов;
в) И.Бунин.
4. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?
а) «Полевые цветы»;
б) «Дед Мазай и зайцы»;
в) «Золотое слово».
5. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?
а) «Полевые цветы»;
б) «Детство»;
в) «Густой зелёный ельник у дороги».
6. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?
а) «Пышно цветут дорогие цветы…»
б) «Сердцу и взору родные они…»
в) «Их не пугают метели холодные…»
Задание для каждого и от каждой группы за компьютер.
6. Подведение итогов.
-Ребята, а чем вам понравились стихи?
(Красивы, интересны)
-Как вы понимаете слово (счастье), и в чём оно, по-вашему, заключается?
- В свое стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно...
-Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.
7. Рефлексия.
- Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок.
Каждый оцените свою работу на уроке, выберите жетон себе.
Оцени свою работу на уроке:
Зелёный - отлично справились со всеми заданиями.
Жёлтый - хорошо работал, но справился не со всеми заданиями.
Красный - не всё удалось на уроке.
- А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
Конспект по литературному чтению:"Телефон".УМК "Школа России",3 класс.
Данный конспект урока направлен на формирование представлений у детей,по теме:"Телефон"...