Конспект на тему :«В.П.Астафьев «Капалуха». 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Конспект к уроку чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_v_astafev_kapaluha.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока литературного чтения

Выполнила студентка 44 гр.

Друзяк Кристина

Проверил:__________________

Отметка:___________

Дата:27.02.18

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • ознакомить с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;
  • развить устную речь учащихся.

Личностные:

  • привить любовь и интерес к чтению;
  • развить воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте ребята!

-Скажите ребята,произведения из какого раздела мы читаем? Почему он так называется?

Приветствовать учителя

Воспринимать вопрос, обдумывать, формулировать ответ, опираться на прочитанные тексты.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.Речевая разминка       Практический

1.чтение стихотворных строк;

2.чтение скороговоркой  

3. Проверка домашнего задания

Практический и словесный, пересказ

5 мин

-Прочитайте про себя строки:

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Прочитайте жужжащим способом

Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Прочитайте с вопросительной, восклицательной  интонацией.

Ребята,у вас было домашнее задание пересказ какого произведения? (Пересказ Б.Житков «Про обезьянку»)

-Сейчас мы с вами прослушаем несколько пересказов. Кто хочет выйти к доске и пересказать?

Читать текст речевой

 разминки требуемым способом, с разной интонацией

Пересказывать произведение из домашнего задания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4.Мотивационный этап

Словесный — чтение вывода в рамочке, ответы на вопросы;

наглядный — рассматривание иллюстрации;

частично-поисковый — формулирование предположений о содержании, героях.

5 мин

-Ребята скажите пожалуйста,может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Обратимся к словам Агнии Барто.

 «Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

 Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

 — Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?

— И все же не только желания сердца, но существуют и правила поведения в лесу.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

-Молодцы, вы знаете правила поведения. Сегодня мы продолжим рассматривать произведения из раздела «Люби живое» Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха»

Высказывать свое мнение.

Читать высказывание,высказывать свою точку зрения о понимании высказывания.

Вспоминать правила поведения в лесу.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5.Постановка и решение  учебной задачи

Практический, выразительное чтение учителя, вопросы первичного восприятия;

частично — поисковый — выборочное чтение текста,

Словарная работа до чтения

10

мин

-Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

Для начала мы познакомимся с автором произведения «Капалуха» Виктором Астафьевым.

(Краткая биография)

Виктор Петрович Астафьев. Годы жизни 1924-2001.- писатель..После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию.

Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу».

В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.

 Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум».

В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Умер 29 ноября 2001 года, похоронен в своем родном селе Овсянка. В Красноярске (и не только) установлен памятник ему.

-Откройте  учебник на стр. 98, прочитайте название и автора произведения, рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чём  будет  произведение, с какими героями сегодня мы  будем знакомиться? (отвечают дети: познакомимся с рассказом «капалуха» Виктора Астафьева, высказывают предположения)

-В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём:

Пастьба – луг, где пасут скот.

Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают. Озираться – оглядываться.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) - взлохмаченные пряди волос.

Покоробленные леса – искривлённые.

Редкопалые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Физ.  минутка

Слушать биографию автора.

Читать со слайда.

Высказывать предположения о чем будет произведение опираясь на иллюстрации в учебнике.

Разбирать незнакомые слова.

Размышлять о значении слов.

Объяснять их смысл.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

6.Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод.

Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения.

15 мин

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

 - Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

 - Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

Что главное в этой части? Как озаглавим? (Снова в гнезде!) После чтения

– Кто же такая капалуха? (Глухарка.)

– Какой вы представляете себе эту птицу? (Заботливой, самоотверженной матерью, очень смелой.)

– Подтвердите ваше мнение словами из рассказа.

Чтение со слов: «Капалуха металась в стороне…» до слов: «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом…» и чтение последнего абзаца.

– Чему вас научил этот рассказ? (Ни в коем случае нельзя трогать яйца птиц, забирать их из гнезда.)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

Читать произведение выделяя абзацы.

 

Отвечать на вопросы к абзацу.

Работать в парах по карточкам.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

7.Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

 3

мин

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Чему научились?

- Что больше всего понравилось?

д\з. Подготовить сообщение о птицах и их интересных повадках.

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

П: делать обобщения, выводы.

К:умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...

Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс...

Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»"...

Конспект урока. Тема: В.П. Астафьев "Капалуха"

Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»Цели урока:  - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  В.П. Аст...