Конспект: «В. Астафьев Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: «В. Астафьев Капалуха»
Дата: 7 марта 2018 г., среда Школа: МОУ Кулуевская СОШ Класс: 3в Урок: 1 Кабинет: 2 | Учитель: Хайрова З. У. Студент: Зарипова Э., 42гр. |
Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством В.П. Астафьева; формирование бережного отношения к природе, правильного поведения; раскрытие авторского замысла произведение через его анализ.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь осознанно читать и воспринимать на слух произведения;
- уметь определять основную мысль;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
- уметь понимать нравственный смысл произведений.
Личностные:
- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: программа: «Школа России» учебник: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение»
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесн.: приветствие | 1-2 мин | - Здравствуйте ребята! На уроке не болтать, Время даром не терять. Надо многому учиться- Это в жизни пригодится! | Приветствовать учителя. | Л:воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесн.: ответы на вопросы | 4-5 мин. | Актуализация опорных знаний. - А с каким произведением мы познакомились ? - Какова главная мысль произведения?
- Какое у вас было домашнее задание? (иллюстрация к произведению) Проверка домашнего задания. | Высказывать свои предположения. | Р: принимать и сохранять уч. задачу К: участвовать в учебном диалоге; |
3. | Постановка учебной задачи Словесн.: определение темы и цели урока. Словес.: рассказ (биография автора) Нагл.: иллюстрация | 4-5 мин. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения. - Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев. - На доске вы видите годы жизни писателя: 1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») - Сформулируйте цели урока. | Отвечать на вопросы. Высказывать мнение. Капалуха. Слушать биографию автора. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р: целеполагание |
4. | Открытие новых знаний Словесн: Учебный диалог Практич: Работа с учебником Словес: речевая разминнка Нагляд.: иллюстрация Словес.: слов.работа Практич. Практич: чтение произв. с остановками | 7 -8 мин. | - Откройте страницу учебника 98 Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать. - Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку. 4. Речевая разминка Прочитайте загадку на слайде: Рано-рано по утру, Я танцую на току. Брови алые вразлёт, Потеснись лесной народ, Хвост как веер у меня, И обут в ботфорты я. Правда, всё вокруг, друзья, В тот момент не слышу я! - Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев) (на доске вывешивается изображение) - Прочитайте в парах через строчку. - Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку? - В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения. 5. Работа над произведением - Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха) - Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет) - Почему (незнакомое и непонятное слово) - Поэтому, какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха). Словарная работа В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём
2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди. Физминутка Чтение произведения с остановками - Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге) - Что могло вызвать такой переполох? - Давайте проверим наши предположения. Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Итак, кто такая капалуха? - Что главное в этой части? - Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!) - Как могли поступить ребята? Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи) - Как озаглавим? (Тревога капалухи!) Чтение 4 части (до конца) -Что главное в этой части? -Как озаглавим? (Снова в гнезде!) После чтения - Итак, ребята, кто такая капалуха? (на доске появляется изображение капалухи) | Принимать и сохранять учебную задачу. Отвечают на вопросы. Выполнять речевую разминку. Работать с учебником. . Находить неизвестные слова в словаре. Повторять движения Читать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. | П: - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
5. | Включение в систему знаний Словесн:беседа | 4-5 мин | Проверка качества восприятия - Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев) - Какой жанр этого произведения? (рассказ) - Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. - Сколько частей мы с вами выделили? - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)
| Доказывать свою точку зрения | К: участвуют в диалоге; Р:ориентироваться в своем знании |
6. | Самост.работа Практич: работа с карточками Работа в парах Задания Практич.: выборочное чтение Практич: твор.задание Словесн.:беседа | 5-7 | Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2) - Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.? Проверка выполненной работы - Итак, проверяем ваши работы 1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга) 2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки) - Делаем вывод: тайга – это …. 3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник) - Прочитайте эти строчки. 4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем) 5. Сколько яиц было в гнезде. (4) - Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. 6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? - Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.) - Почему она хотела улететь? (Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться) - Что особенно поразило ребят, прочитайте. 7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха? - Почему ребята решили не трогать гнездо? 8. Прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? 9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули? (Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная) - Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов) 10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!) 11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу Материнская ласка конца не знает Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт - Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха. - Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа. 1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.» Послушайте его: «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний. «…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою». - Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор? О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе: Мама - это значит нежность, Мама - это ласка, доброта, Мама - это безмятежность, Мама - это радость, красота! Мама - это на ночь сказка, Мама - это утренний рассвет, Мама - в трудный час подсказка, Мама - это мудрость и совет! Мама - это зелень лета, Мама - это снег, осенний лист, Мама - это лучик света, Мама - это значит ЖИЗНЬ! | Работать в парах. Подбирать пословицу к произведению. | К: уметь сотрудничать при решении учебных задач; Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
7. | Рефлексия деятельности Словесн.: самоанализ. | 2-3 мин. | Рефлексия деятельности - Понравился ли вам рассказ? - Чему он вас научил? - Как вы думаете, почему автор так назвал этот рассказ? Д.з – ответить устно на вопросы стр.101 | Анализировать выполнение учебной задачи урока. Оценивать результаты своей деятельности. | П.: Структурировать знания; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по чтению 3 класс В.П. Астафьев "Капалуха"
Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева «Капалуха». Задачи:Образовательные:- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; - про...
Конспект урока Астафьев Капалуха
Литературное чтение 3 класс...
Конспект урокат по литературному чтению на тему "В Астафьев ""Капалуха"" 3 класс.
УМК "Школа России"...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...