Конспект урокат по литературному чтению на тему "В Астафьев ""Капалуха"" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
литературного чтения
Выполнила студентка 41 гр.
Мышковец Елена
Предмет: литературное чтение
Тема: В. Астафьев «Капалуха»
Цели деятельности учителя:
- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;
- учить видеть и понимать поступки героев;
- рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
- развивать связную речь, навыки выразительного чтения;
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; определять жанр произведения; формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
личностные: осмысление поступков героев и умение давать им оценку; сравнение поступков героев со своими собственными. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными; Формировать способность формулировать нравственные суждения; Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. с.98-102,
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: речевая разминка | 2 | - Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду. - Вы согласны с этим утверждением? - Прочитайте это шёпотом. - А теперь громко. - Прочитайте с вопросительной интонацией,…восклицательной интонацией. - Прочитайте с грустной интонацией. - С удивлением. | Приветствовать; Читать с разной интонацией и темпом; | Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; П: пользоваться разными видами чтения. |
2. | Постановка учебных задач Практич: объяснение пословиц Практич: составление цепочки букв Практич.: разгадывание ребуса; | 3-4 | - Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Что вы там видите? (пословицы).
- Как вы понимаете значение этих пословиц? (мнения детей). - Ребята, а какие правила поведении в лесу вы знаете? (не шуметь, не мешать лесным жителям, не оставлять после себя мусор, не разорять птичьи гнёзда). - Хорошо. Молодцы, правила вы знаете. - Ребята, а чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения. - А чтобы узнать автора из перечня букв, который вы видите на доске, выберите только русские буквы. SLВИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOВИЧL WAVCSTLIAФЬLEDВ (Виктор Петрович Астафьев). - Итак, с каким произведением мы познакомимся? (В.П. Астафьев – Капалуха). | Читать пословицы; Объяснять значение пословиц; Расшифровывать название произведения; Расшифровывать имя автора произведения; | К: участвовать в учебном диалоге; К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми П: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах |
3. | Решение частных задач. Словесн.: слово о писателе Наглядн.: портрет писателя | 5 | - Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с творчеством этого писателя? - Послушайте немного о его жизни и творчестве. В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Виктор - третий ребёнок в семье. Две его сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». А в одну из поездок к мужу мать Астафьева тонет в Енисее. | Отвечать на вопросы; Слушать биографию, рассматривать портрет; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
Практич: хоровое чтение по слогам, целыми словами Пракич: словарно-лексическая рабоа | 3-4 | Словарная работа - Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа, проведем словарную работу, прочитаем хором по слогам, затем слитно слова, которые встретятся нам в рассказе. При-бли-жа-лись К аль-пий-ским По-ко-роб-лен-ны-е Ред-ко-ла-пых е-лей По-ше-ве-ли-ва-ли Блед-но-лист-ным До-цве-та-ю-щим Чер-нич-ни-ком За-рож-да-ю-щий-ся - Ребята, как вы понимаете значение слов: Валежник, просека, космы, они тоже нам встретятся в тексте? Просека – очищенное от деревьев место Валежник – сухие сучья, деревья Космы – взлохмаченные пряди волос. | Читать хором по слогам; Читать целыми словами ; Объяснять значения слов; | П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; | |
Физминутка | 1 | Видео | Выполнять движения; | Р: саморегуляция как способность восстановления сил и энергии; | |
Практич: чтение по цепочке | 5 | - Ну а сейчас мы прочитаем с вами этот рассказ. Следите, слушайте друг друга. | Читать; Слушать; следить; | П: читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; | |
Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: выборочное чтение; | 15 | Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Почему автор не заметил его сразу? Да, место, которое выбрала птица, её окрас помогли спрятать гнездо от чужого взгляда, несмотря на то, что оно было устроено на земле. - Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? - Прочитайте. - Что означают выражения (на доске): « озираться по сторонам» «ощупать глазами бугор» «сердце моё забилось от испуга» - Как помогают они представить ситуацию? - Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Прочитайте. - Как вы понимаете последнее предложение (прочитайте вслух, объясните смысл) - Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к будущим птенцам? Найдите и прочитайте - Не вспомнится ли вам другой рассказ, который не очень давно читали на уроке литературного чтения? («Ещё про Мальку» Белова) Чем они похожи? что общего? - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? Кто думает иначе? Почему? - Найдите последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение автор? - Хорошо. | Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; Зачитывать отрывки; Объяснять значение выражений; Находить необходимые отрывки из текста; Сравнивать; Отвечать на вопросы; | П: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности П: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. | |
4. | Подведение итогов. Рефлексия | 3-4 | - Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? Д/з: читать и готовить пересказ рассказа. | Подводить итог урока; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"
План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...
Конспект к уроку литературного чтения В.П.Астафьев «Капалуха»
Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»...
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....