УМК "Школа России" 3 класс. В. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П . Астафьева.
  • Учить видеть и понимать поступки героев.
  • Рассказывать о герое.
  • Подбирать в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
  • Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
  • Прививать любовь к природе и интерес к чтению. 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;
  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • умение определять основную мысль;
  • умение определять жанр произведения;
  • умение составлять план произведения;
  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • сравнение поступков героев со своими собственными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: 05.03.2018                                                                                           Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                        Студент: Яринцева Светлана, 42гр                                                                                                          

Класс: 3-б                                                                                                                        

Кабинет: 213

Тема: В. Астафьев  «Капалуха» 

Цели:  

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П . Астафьева.
  • Учить видеть и понимать поступки героев.
  • Рассказывать о герое.
  • Подбирать в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
  • Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
  • Прививать любовь к природе и интерес к чтению.  

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;
  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • умение определять основную мысль;
  • умение определять жанр произведения;
  • умение составлять план произведения;
  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • сравнение поступков героев со своими собственными

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный:Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

- приветствие!

Приветствовать учителя;Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Словесный:

Слово учителя.

Вступительная беседа

15 мин.

На меня все посмотрели.

А теперь тихонько сели.

Внеклассное чтение

Проверка домашнего задания

- домашним заданием вам было, прочитать полностью произведение про обезьянку и пересказать. И так начнет пересказ……. Продолжит…… достаточно, дальше…..

- давайте сделаем вывод, чему учит нас это произведение.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

 А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- а кто же такая капалуха, давайте отгадаем ребус

Ь у л х а р г

- правильно – капалуха – это глухарь.

- ребята, что вы знаете о глухаре?

- живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из- под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводит птенцов глухари в конце мая – начало июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

- как мы помогает птицам? (подкармливаем зимой и т.д)

- а что бы узнать с каким автором познакомимся отгадаем следующий ребус.

Slвwиgsктviоlsр    пе jgyтрufvоjlkвиpoчk hасyfyтаfdfфjkьеiyvвnl

- Виктор Петрович Астафьев.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

- Сформулируйте цели урока.

Читать рассказы – внеклассное чтение.

Рассказывать о прочитанном – внеклассное чтение.

Проверять домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Слушать внимательно.

Отгадывать слово.

Отгадывать слово

Отвечать на вопрос.

Вспомнить о птице.

Отвечать на вопрос.

Отгадывать ребус

Формулировать тему урока и ставить цели.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

15 мин.

Астафьев Виктор Петрович (1924— 2001), писатель.

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить.

В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой.

В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область).

Там Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».

В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки».

Главная тема  Астафьева, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе, от инсульта.

Слушать учителя – биографию писателя

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

…  - Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

10 мин.

Откройте страницу учебника 98

 Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес.

Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

- чтение произведение учителем

- при чтении нам встретились незнакомые слова, давайте же разберемся, что они обозначают.

Словарная работа

- альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;

- валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

- коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.

- просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;

- черничник - заросли черники;

- пастьба – луг, где пасут скот.

- Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные. 2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.

        

Чтение произведения учащихся с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

-Что главное в этой части?

-Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

-Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?

(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

-Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

- Какая пословица больше всего подходит к рассказу

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

Мала пташка и та своё гнездо бережёт

Находить произведение.

Слушать учителя.

Внимательно следить за чтением учителя.

Предполагать мнения о неизвестных словах.

Слушать значение незнакомых слов и запоминать.

Читать произведение с остановками

Составлять план

Озаглавливать прочитанную часть

 Озаглавливать прочитанную часть  

Озаглавливать прочитанную часть  

Озаглавливать прочитанную часть  

Отвечать на вопросы учителя.

Предполагать мнение.

Делать вывод по прочитанному произведению.

Определять подходящую пословицу к тексту

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников):

не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);

выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

домашнее задание

3 мин.

- давайте придумаем рассказ текста от имени глухарки, что же она чувствовала на тот момент.

-стр.98-102 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.

- нарисовать капалуху.

Составить рассказ от имени птицы.

Записывать домашнее задание

П: строят речевое высказывание, рассуждение

Р: осуществляют итоговый контроль.

Р: самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....

конспект урока 3 класс В.Астафьев "Капалуха"

урок содержит новые методики работы с текстом....

Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)

Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)...