УМК "Школа России" 3 класс. В. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П . Астафьева.
- Учить видеть и понимать поступки героев.
- Рассказывать о герое.
- Подбирать в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
- Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
- Прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль;
- умение определять жанр произведения;
- умение составлять план произведения;
- умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
Личностные:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- сравнение поступков героев со своими собственными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Школа России" 3 класс. В. Астафьев «Капалуха» | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Дата: 05.03.2018 Учитель: Абрамян Н. А_____________
Учреждение: № 22 Студент: Яринцева Светлана, 42гр
Класс: 3-б
Кабинет: 213
Тема: В. Астафьев «Капалуха»
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П . Астафьева.
- Учить видеть и понимать поступки героев.
- Рассказывать о герое.
- Подбирать в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
- Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
- Прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль;
- умение определять жанр произведения;
- умение составлять план произведения;
- умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
Личностные:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- сравнение поступков героев со своими собственными
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словесный:Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин | - приветствие! | Приветствовать учителя;Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Проверка домашнего задания Словесный: Слово учителя. Вступительная беседа | 15 мин. | На меня все посмотрели. А теперь тихонько сели. Внеклассное чтение Проверка домашнего задания - домашним заданием вам было, прочитать полностью произведение про обезьянку и пересказать. И так начнет пересказ……. Продолжит…… достаточно, дальше….. - давайте сделаем вывод, чему учит нас это произведение. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения. - а кто же такая капалуха, давайте отгадаем ребус Ь у л х а р г - правильно – капалуха – это глухарь. - ребята, что вы знаете о глухаре? - живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из- под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Выводит птенцов глухари в конце мая – начало июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем. - как мы помогает птицам? (подкармливаем зимой и т.д) - а что бы узнать с каким автором познакомимся отгадаем следующий ребус. Slвwиgsктviоlsр пе jgyтрufvоjlkвиpoчk hасyfyтаfdfфjkьеiyvвnl - Виктор Петрович Астафьев. - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») - Сформулируйте цели урока. | Читать рассказы – внеклассное чтение. Рассказывать о прочитанном – внеклассное чтение. Проверять домашнее задание. Отвечать на вопросы. Слушать внимательно. Отгадывать слово. Отгадывать слово Отвечать на вопрос. Вспомнить о птице. Отвечать на вопрос. Отгадывать ребус Формулировать тему урока и ставить цели. | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач | 15 мин. | Астафьев Виктор Петрович (1924— 2001), писатель. Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Там Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». Главная тема Астафьева, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе, от инсульта. | Слушать учителя – биографию писателя | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения | 1-2 мин | - Повторяйте за мной движения … - Садитесь | Выполнять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач | 10 мин. | Откройте страницу учебника 98 Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать. - чтение произведение учителем - при чтении нам встретились незнакомые слова, давайте же разберемся, что они обозначают. Словарная работа - альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор; - валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; - коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле. - просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев; - черничник - заросли черники; - пастьба – луг, где пасут скот. - Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные. 2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.
Чтение произведения учащихся с остановками - Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге) Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Что главное в этой части? - Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!) Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи) - Как озаглавим? (Тревога капалухи!) Чтение 4 части (до конца) -Что главное в этой части? -Как озаглавим? (Снова в гнезде!) -Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули? (Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная) - Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов) -Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!) - Какая пословица больше всего подходит к рассказу Материнская ласка конца не знает Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт | Находить произведение. Слушать учителя. Внимательно следить за чтением учителя. Предполагать мнения о неизвестных словах. Слушать значение незнакомых слов и запоминать. Читать произведение с остановками Составлять план Озаглавливать прочитанную часть Озаглавливать прочитанную часть Озаглавливать прочитанную часть Озаглавливать прочитанную часть Отвечать на вопросы учителя. Предполагать мнение. Делать вывод по прочитанному произведению. Определять подходящую пословицу к тексту | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Итог урока Сл.: ответы на вопросы домашнее задание | 3 мин. | - давайте придумаем рассказ текста от имени глухарки, что же она чувствовала на тот момент. -стр.98-102 читать, пересказывать, отвечать на вопросы. - нарисовать капалуху. | Составить рассказ от имени птицы. Записывать домашнее задание | П: строят речевое высказывание, рассуждение Р: осуществляют итоговый контроль. Р: самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"
Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....
конспект урока 3 класс В.Астафьев "Капалуха"
урок содержит новые методики работы с текстом....
Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)
Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)...