Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В.Астафьев «Капалуха». | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта литературного чтения
Тема: «В.Астафьев «Капалуха».
Цель: познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-придумывать свои рассказы о животных.
-пересказывать произведение на основе плана;
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник литературное чтение 3 класс 2 часть Школа России.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто) - Давайте прочитаем хором - Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить). | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать хором; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; |
2. | Проверка домашнего задания Словесн.: пересказ | 5 мин | Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану: Б.С.Житков. «Про обезьянку» План: 1.Знакомство с обезьянкой 2. Жизнь и проказы Яшки 3. Царь двора 4. Расставание | Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; |
3. | Постановка учебной задачи Видеометод: просмотр | 2 мин | Просмотр видеофрагмента «Глухарка». - Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении? Выслушивает мнения учащихся. - Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением. На слайде: - Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев). | Просматривать видеофрагмент Высказывать свои предположения Понимать учебную задачу | Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Сл.: монолог учителя, слово об авторе Физминутка Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 2 мин | - Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли в детском доме. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой. - Прочитайте название рассказа. («Капалуха») - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет). - Почему? (Непонятно слово). - Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. Сообщение о глухаре: Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. К концу насиживания потомства, привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью. - Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Словарная работа. На слайде: - Читаем по цепочке Тайга – трудно проходимый лес Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Напружены – напряжены - Я начну читать рассказ, вы продолжаете. - Работа над текстом по плану: 1У черничного бугорка на просеке. 2Гнездо! Гнездо! 3Тревога капалухи. 4(Снова в гнезде) Вопросы по тексту рассказа - Где происходило действие? - Что делали дети в тайге? - Где поднялся шум? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Почему дети не взяли яйца? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? Почему? - Что испытала птица? - Как об этом сказал автор? - Что испытывали ребята? - А глухарка? - Какие чувства испытали вы? Работа с иллюстрацией. - Расскажите, какой момент изображён? - Какой жанр этого произведения? - Тема? - Главное действующее лицо этого произведения? - Какая главная мысль? - Какой вывод вы сделали для себя? - Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста? - Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. | Слушать слово учителя о писателе Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Пересказ по плану с.98-100. | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 3 мин | - Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали? - Чему научил вас этот рассказ? - Что нового узнали о жизни животных, их повадках? - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших). - На слайде слова Пришвина. - За что вы сегодня можете себя похвалить? | Подводить итог урока; Анализировать свою деятельность на уроке | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка 43 гр.
Никульшина Анастасия
Проверила: Аистова Е.М.
Отметка:_______________
Дата:
Челябинск, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока 3 класс В.Астафьев "Капалуха"
урок содержит новые методики работы с текстом....
Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс...
Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»"...
Конспект урока "В.П. Астафьев «Капалуха»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: «В.П. Астафьев. Капалуха». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением «Капалуха»; формирование уменийанализировать художественный текст; соотнесение текста и иллю...
Конспект урока чтения на тему «В.П. Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России , 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией автора и его произведением; продолжение чтения произведений «о братьях наших меньших»; расширение кругозора учащихся, прививан...