Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока для 3 класса В.Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В.Астафьев «Капалуха».64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта литературного чтения

Тема: «В.Астафьев «Капалуха».

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.

-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-придумывать свои рассказы о животных.

-пересказывать произведение на основе плана;

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник литературное чтение 3 класс 2 часть Школа России.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

1 мин

3 мин

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

"Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто)

- Давайте прочитаем хором

- Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать хором;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Проверка домашнего задания

Словесн.: пересказ

5 мин

Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану:

Б.С.Житков. «Про обезьянку»

План:

1.Знакомство с обезьянкой

2. Жизнь и проказы Яшки

3. Царь двора

4. Расставание

Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

3.

Постановка учебной задачи

Видеометод: просмотр

2 мин

Просмотр видеофрагмента «Глухарка».

- Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении?

Выслушивает мнения учащихся.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением.

На слайде:

- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).

Просматривать  видеофрагмент

Высказывать свои  предположения

Понимать учебную задачу

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач. 

Сл.: монолог учителя, слово об авторе

Физминутка

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

2 мин

- Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея.

Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли  в детском доме.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро".

После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.

Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.

Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

- Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой.

- Прочитайте название рассказа. («Капалуха»)

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятно слово).

- Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку.

Сообщение о глухаре:

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей.

К концу насиживания потомства, привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.

- Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес)

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Словарная работа. На слайде:

- Читаем по цепочке

Тайга – трудно проходимый лес  

Просека – очищенное от деревьев место  

Пастьба – место, где пасут скот  

Валежник – сухие сучья, деревья  

Папоротник – растения с крупными листьями  

Черничник – заросли черники  

Покоробленные – кривые  

Напружены – напряжены  

- Я начну читать рассказ, вы продолжаете.

- Работа над текстом по плану:

1У черничного бугорка на просеке.

2Гнездо! Гнездо!

3Тревога капалухи.

 4(Снова в гнезде)

Вопросы по тексту рассказа

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Какой жанр этого произведения?

- Тема?

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Слушать слово учителя о  писателе

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Информация о домашнем задании

1 мин

Пересказ по плану с.98-100.

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4.

Рефлексия. Подведение итогов

3 мин

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что нового узнали о жизни животных, их повадках?

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).

- На слайде слова Пришвина.

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

Подводить итог урока;

Анализировать свою деятельность на уроке

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 43 гр.        

                  Никульшина Анастасия                   

Проверила:  Аистова Е.М.

  Отметка:_______________

Дата:

                        

Челябинск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 3 класс В.Астафьев "Капалуха"

урок содержит новые методики работы с текстом....

Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс...

Конспект урока. Тема: "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха»"...

Конспект урока "В.П. Астафьев «Капалуха»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: «В.П. Астафьев. Капалуха». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением «Капалуха»; формирование уменийанализировать художественный текст; соотнесение текста и иллю...

Конспект урока чтения на тему «В.П. Астафьев «Капалуха» (УМК Школа России , 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией автора и его произведением; продолжение чтения произведений «о братьях наших меньших»; расширение кругозора учащихся, прививан...