конспект урока 3 класс В.Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шушкова Наталья Викторовна

урок содержит новые методики работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №384

"Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов:

методика и технология (как реализовать требования ФГОС)

Итоговая  работа

 

Литературное чтение. 3б класс

Выполнила учитель начальных классов

Шушкова Наталья Викторовна

                                                          Тема: В.Астафьев «Капалуха»

     Цели:

 - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

 - учить видеть и понимать поступки героев;

 - рассказывать о герое, подбирая в предложении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

 - используя стратегию глоссарий учить прогнозировать содержание произведения;

 - учить находить в тексте главные(ключевые) слова;

 - используя главные(ключевые) слова, учить составлять кластер (стратегия «составление кластера»)

 - развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

 - прививать любовь и интерес к чтению.

Ход урока

  1. Орг. момент (визуальная проверка готовности учащихся к уроку)
  2. Самоопределение к деятельности:

- разговор о правилах поведения в лесу; (фронтальная работа)

 - беседа об авторах, которые писали о природе. (Кто, какие произведения) (вопрос-ответ с использованием изображений авторов или героев произведений).

     4. Новая тема:

 - презентация «Жизнь и творчество В.П. Астафьева».

     3. Физкультминутка (гимнастика для глаз)

     4. Продолжение работы по новой теме. Работа с учебником:

          1. предтекстовая работа (стратегия глоссарий) (слова на доске: тайга, глухарка, валежник, просека, металась, бегала кругами, ребята, телята и бычки) вопрос ученикам: как вы думаете, какие из этих слов встретятся нам в новом тексте? Давайте прочитаем и проверим наши предположения.

           2. чтение текста по цепочке (читают текст, подчеркивают ключевые слова);

           3. разобрать значение незнакомых слов; (пастьба, просека, валежник и др.)

           4. работа с текстом по вопросам:

                                     - где происходит действие рассказа?

                                     - кто такая капалуха?

                                     - кто обнаружил гнездо капалухи?

                                     - где и как они обнаружили гнездо?

                                     - что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо?

                                     - что предложил сделать второй мальчик?

                                    - мы можем сказать, что капалуха - настоящая мать? Почему?

                                    - чем закончился рассказ?

                                   - как вы считаете, случившееся может повлиять на отношение мальчиков к природе?

                                   - как вы думаете, почему именно такими словами заканчивает автор свое произведение?        

          5.установить связи между ключевыми словами (прочитать их, сравнить их со словами на доске, объяснить как они связаны между собой, установить, что слова на доске и есть ключевые слова.);

         6.  используя главные(ключевые) слова, составить кластер (стратегия кластер) (см. ниже);

 5. Рефлексия: пересказ по кластеру

6. Итог урока

7. Домашнее задание (пересказ от имени глухарки)

Взлетела на ветку

Яйца меньше куриных

Самоанализ урока

    В своей работе  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Цель урока была: познакомить с жизнью и творчеством писателя В.П.Астафьева, учить работать с текстом. Планируемые результаты: Предметные: -овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;  - видеть и понимать поступки героев;- рассказывать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;- прогнозировать содержание произведения (стратегия глоссарий);- находить в тексте главные(ключевые) слова;- учить составлять кластер (стратегия кластер); - пересказывать произведение на основе кластера; Личностные:- развитие чувства сопереживания, сострадания;  Метапредметные: Познавательные:-находить в тексте ответ на заданный вопрос;-уметь выделять главное; Регулятивные:- принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;-оценивать результаты работы; Коммуникативные:-участвовать в учебном диалоге; -выражать свои мысли в учебном диалоге; Оборудование урока: учебник по чтению, портрет писателя,  презентация; компьютер, проектор. Я считаю, структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления нового материала. Мне кажется, что такие условия были созданы на проведенном уроке. Содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник. Использование интерактивной доски на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Уровень самостоятельного мышления школьников,  уровень усвоения и закрепления нового материала, уровень познавательной активности  я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Качественную оценку деятельности школьников я сделаю по ходу урока. Я думаю, что это будет  стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников. Для эмоционального восприятия материала я использовала компьютерную презентацию, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме «Люби живое». С целью предупреждения утомления мною была проведена гимнастика для глаз. К детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, я думаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся.

Для подготовки данного урока мной был использован учебник «Литературное чтение» 3 класс; поурочное планирование к данному учебнику, интернет-ресурсы, материал, представленный на курсах «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)

                                                                           Текст произведения

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки,  да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....