Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Astafev.rar | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
УМК: «Школа России».
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цели:
Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
Развивать навыки смыслового чтения.
Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Пополнять словарный запас.
Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
Обобщить знания о поведении в лесу.
Учить всматриваться в природу.
Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
Прививать любовь к животным, природе родного края.
Оборудование:
правила поведения в лесу;
иллюстрации к картинному плану
кружки для этапа рефлексии;
опорные слова;
медиапроектор;
презентация к уроку;
выставка книг Астафьева
Ход урока
1.Стадия вызова
Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
не мешай лесным жителям
Правила поведения в лесу
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.
не шуми в лесу
не разоряй птичьих гнёзд
не разводи костров
не оставляй мусор
не нарушай тишины
Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.
Обращение к заголовку
- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
- Соберите пословицы
Работа парами
- На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.
ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.
ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.
ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.
- Что объединяет эти пословицы?
-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:
«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)
Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря.
Определите тему нашего урока.
Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.
На доске:
Виктор Петрович Астафьев
1924-2001
Капалуха
Валежник
Космы
Черничник
Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт.
Работа со словарём Ожегова
Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.
ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.
3. Чтение с «остановками». Составление картинного плана.
1 часть
- Какой лес описывает Астафьев? (рисунок)
- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?
2 часть
- Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок)
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
3 часть
- О какой находке рассказывает автор? (рисунок)
- Как описывает автор гнездо гухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?
4. Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Дружно хлопаем
Раз, два, три
Ногами топаем!
Раз, два, три
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
5. Чтение с остановками
4 часть (рисунок)
Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
-Зачитайте эти слова.
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.
5 часть (рисунок)
Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла
-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
6. Анализ героев сказки
- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)
Работа в группах.
Каждая группа анализирует героев рассказа.
- Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.
Испуганный
Гневный
Бесстрашный
Тревожный
Опасный
Самоотверженность
Безграничная, преданная любовь
Восхищение
Гордость
Безответственность
7. Итог урока
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
Рефлексия
Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
8. Написание синквейна.
Мы начали наш урок загадкой о лесе, поэтому попробуем написать синквейн, посвящённый лесу.
Работа в паре. Написание синквейна.
Чтение синквейнов
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Правила написания синквейна.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
__________________________________________________________________
Лес
___________________________, _______________________________
___________________, ______________________, __________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Домашнее задание
Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...
Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских
Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю...
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"...