Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Цауните Ирина Владимировна

Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Astafev.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»  3 класс

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цели:

Продолжить работу над произведениями о природе, животных.

Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.

Развивать навыки смыслового чтения.

Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

Пополнять словарный запас.

Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

Обобщить знания о поведении в лесу.

Учить всматриваться в природу.

Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.

Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.

Прививать любовь к животным, природе родного края.

Оборудование:

правила поведения в лесу;

иллюстрации к картинному плану

кружки для этапа рефлексии;

опорные слова;

медиапроектор;

презентация к уроку;

выставка книг Астафьева

Ход урока

1.Стадия вызова

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

не мешай лесным жителям

Правила поведения в лесу

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.

не шуми в лесу

не разоряй птичьих гнёзд

       не разводи костров

не оставляй мусор

   не нарушай тишины

Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

Обращение к заголовку

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- Соберите пословицы

Работа парами

- На карточках написаны   пословицы.  Но  только  на одной карточке  начало  одной пословицы, а конец  пословицы – на другой.  Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

 ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.

- Что объединяет эти пословицы?

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».

Виктор Петрович  Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.

На доске:

Виктор Петрович Астафьев

    1924-2001

    Капалуха

Валежник

Космы

Черничник

Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт.

Работа со словарём Ожегова

Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

3. Чтение с «остановками». Составление картинного плана.

1 часть

- Какой лес описывает Астафьев? (рисунок)

- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

2 часть

- Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок)

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть

- О какой находке рассказывает автор? (рисунок)

- Как описывает автор гнездо гухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

4. Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Дружно хлопаем

Раз, два, три

Ногами топаем!

Раз, два, три

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

5. Чтение с остановками

4 часть  (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

5 часть (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

6. Анализ героев сказки

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

7. Итог урока

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Рефлексия

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

8. Написание синквейна.

Мы начали наш урок загадкой  о лесе, поэтому попробуем написать синквейн, посвящённый лесу.

Работа в паре. Написание синквейна.

Чтение синквейнов



Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

__________________________________________________________________

Лес

___________________________,  _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Домашнее задание

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...

Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских

Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю...

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"...