УМК "Школа России" 3 класс. «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;
- развить навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать и воспринимать произведение на слух;
- учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
- научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.
Личностные:
- пробудить любовь к родной природе и ко всему живому;
- привить бережное отношение к окружающему миру;
- воспитать эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Дата: ___________ Учитель: Абрамян Н. А_____________
Учреждение: № 22 Методист: Кондратьева И.И._________
Класс: 3-б Студент: Яринцева Светлана, 42гр
Кабинет: 213
Тема: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;
- развить навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать и воспринимать произведение на слух;
- учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
- научить отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.
Личностные:
- пробудить любовь к родной природе и ко всему живому;
- привить бережное отношение к окружающему миру;
- воспитать эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация
Этап Методы и приёмы | Время | Деятельность учителя (содержание урока) | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент. Метод- словесный Приём- беседа | 2 мин | 1 слайд Здравствуйте, ребята! Проверьте свое рабочее место. Садитесь! | Приветствовать учителя Настраиваться эмоционально на урок | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. |
Мотивационный. Приём- беседа Метод- практический Приём- кроссворд Метод- наглядный Приём- рассматривание иллюстрации | 7 мин | -Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды. По горизонтали: 1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.) 2. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.) 5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.) 6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.) 7. Кричит: «Крак!», червякам - враг. (Ворона.) 8. С хозяином дружит, дом сторожит. 9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.) По вертикали: 3. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.) 4. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.) - Прочитайте, что получилось в выделенных клетках. -Что означает словосочетание «Люби живое»? Откройте учебники с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных . Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. ) -Всомните писателей, которые писали о природе. Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами - кто догадался какая тема нашего урока и какие цели мы поставим ? | Разгадывать кроссворд. Обдуманно отвечать. Рассмотрение иллюстрации Определять тему урока; Ставить цели урока; | П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; |
Постановка учебной задачи. Метод- наглядный Приём- рассматривание иллюстрации Метод - словесный Прием – беседа | 10 мин | 1)Знакомство с биографией писателя. -Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи». Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом . Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. 2)Первичное восприятие. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина». (Чтение учителем) -Понравился рассказ? Что именно? 3) Словарная работа. На доске: со-кро-ви-ща кла-до-ва-я встре-чал-ся про-буж-да-ет-ся Читаем по слогам, затем целыми словами. -Что такое сокровища, кладовая? | Слушать внимательно биографию Внимательно слушать чтение учителя, следить. Отвечать на вопросы. | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, |
Физминутка | 2 мин | - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём: Рано утром, на полянке, | Выполнять движения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Решение частных задач Метод- практический Приём- чтение Метод- словесный Приём- беседа Метод – практический Прием - упражнение | 10 мин 3 мин | 1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению. 2) Анализ произведения. -Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком. Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе. -Назовите тему рассказа. (Родина). -Кто является главным героем? (Автор). -О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин? -Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко. -Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем? -В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте. -Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»? (Так образно М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому). -Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает? -Определите главную мысль текста. -Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу? Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину. Работа в группах. -Вспомните пословицы о Родине.
Задание: разделить текст на части и составить план. Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант. | Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
Итог урока (рефлексия) | 10 мин | С творчеством какого писателя знакомились? Тест «Моя Родина» Мать угостила меня. А) чаем; Б) кофе с молоком; В) чаем с молоком. 2)Потом и в городе… А) я вставал на заре; Б)я вставал с первыми петухами; В) я вставал рано. 3) После чаю… А ) я уходил на охоту; Б) я уходил на работу; В) я уходил спать. 4) Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца. А) с драгоценными камнями; Б) с великими сокровищами жизни; В) с большим богатством. Взаимопроверка , проверка вслух. VI. Домашнее задание Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом | Отвечать на вопросы учителя. Внимательно слушать мнение сверстников. Подводить итог урока Оценивать себя и свою деятельность. | П: отвечать на вопросы учителя. Р:оценка деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126156-1350489962.jpg)
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-788890-1463071520.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;Предметные:учить дет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-770828-1458520702.jpg)
Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От результативности этого сложного и кропотливого процесса зависит фундамент в...
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. М.Пришвин "Моя родина"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: М. Прившин «Моя Родина»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина
Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1409511-1666617252.jpg)
Урок литературного чтения в 4 классе "М. Пришвин. Лягушонок" с использованием приема ТРКМ (Чтение текста с предвосхищением)
Данный материал учит детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ...