мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
материал

Ляпина Нина Егоровна

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx621.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: приёмы формирования и развития функциональной грамотности через формирование навыков критического мышления.  

Цель: 

познакомить слушателей с приёмами формирования и развития функциональной грамотности через формирование навыков критического мышления   (логические  : анализ, синтез, обобщение и т. д.)  и креативного мышления (использование  фантазию и воображения, совместная работа над созданием ментальной карты);

показать практическую значимость использования данных приёмов работы на  практике;

дать возможность приобрести практический опыт использования данных приемов;

Презентация опыта мастера.

Добрый день, уважаемые коллеги. Свой мастер класс я хочу начать с меткого высказывания величайшего китайского философа, учёного и педагога Конфуция  «Учение без мысли – напрасный труд».

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов осуществляется на основе формирования навыков мышления.

        На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Цель обучения с позиции учителя состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи. Для этого нужны новые, современные методы и приемы  работы.

Расшифруйте слова (интеллект, карта)

https://otvet.imgsmail.ru/download/193409548_2f064c7f1a5639663a5f6453dc556a12_800.jpg  https://skr.sh/i/121122/UcxADp2e.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2012-11-2022%2006:50:42.jpg

Составьте из полученных слов словосочетание: прилагательное+ существительное (интеллектуальная карта)

 Одним из приемов  функциональной грамотности является построение  интеллектуальных карт или ментальных карт, или карт мысли.

Цель  таких карт - навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

- Готовясь к сегодняшнему мастер- классу, я навела порядок в своей голове и попыталась представить теоретический материал в форме ментальной карты  (показать рисунок)

1 ветвь (автор)

Автором этого приема является британский психолог Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи  информации, изложил в своей книге «Супермышление».

2 ветвь(цель карты)

  • Навести порядок в голове
  • Отыскать новые ассоциации
  • Получить целостную картину

3 ветвь (графическое отображение течения наших мыслей)

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

4 ветвь (правила заполнения (чтения) карты

Лист располагается горизонтально

В центре листа- главная идея

От центра отходят толстые ветви

Ключевое слово на крупной ветви

На мелких ветвях подходящие ключевые слова 2 уровня

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Разные цвета букв и шрифт

Информация считывается от центра по часовой стрелке

5 ветвь- карта способствует формированию УУД учащихся.

Информационная компетентность ( выделение цели, поиск информации кодирование, декодирование, моделирование, анализ, синтез, классификация, обобщение

Коммуникативная компетентность (общение и взаимодействие, учебное сотрудничество, умение дискутировать, умение работать в паре, в малой  группе;

личностное и регулятивное развитие учеников:

самопознание, самоопределение, саморегуляция, творческое развитие

6 ветвь (этапы урока)

  • Актуализация знаний
  • Изучение нового материала
  • Закрепление
  • Обобщение
  • Проверка изученного

При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания.

7 ветвь ( учебные предметы, классы)

1-11 классы

Все предметы

8 ветвь (формы использования ментальных карт)

 готовые карты  в виде слайдов или  плакатов,

 собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов

создание ментальной карты  по ходу изложения материала  

различные виды индивидуальной и групповой деятельности  

9 ветвь ( применение знаний в жизни (функциональная грамотность)

В учении

На работе

В быту

10 ветвь (плюсы приема)

Развитие креативного и критического мышления

Развитие памяти, внимания

      Имитационная игра.

Приглашаю вас на урок окружающего мира в 4 класс.

Тема урока: Природные зоны России.

Тип урока: обобщение знаний по разделу.

Разделимся на 4 группы: природные условия, животный мир, растительный мир,  охранные зоны

В течение 5-7 минут необходимо изучить предложенный текс, заполнить ментальную карту, использовать картинки (если есть). Представить свою работу аудитории.

Фишбоун.

Посмотрите на картинку рыбы. Назовите прием формирования функциональной грамотности, который напоминает её строение (Фишбоун)

Приём фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Это упрощенный вид диаграммы Исикавы, японского ученого, который занимался вопросами критического мышления.

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;

на косточках с одной стороны отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;

косточки с другой стороны подтверждают информацию соответствующими фактами;

хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.

Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е. начинают всегда с самого важного.

Ценность приёма : помогает проанализировать информацию,

представить ее в более удобной форме, чётко и лаконично выражать мысли. Ребенок научится решать проблемные ситуации и

прослеживать связи между явлениями действительности.

     Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний.

Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. А в младших классах, когда школьники еще учатся заполнять фишбоун, можно предлагать готовый вариант хвоста.

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:

индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);

в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);

фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Примеры использования приёма( слайды)

 Приглашаю на урок окружающего мира.

Тема : « Тундра».

Задание: Прочитайте текст. Заполните «Фишбоун» по теме «Экологические проблемы тундры» ( впишите недостающие причины , факты и вывод по проблеме.

Акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях

Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Мыслить глобально – видеть лес, а не деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....