Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 118.46 КБ |
Презентация | 891.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны
Тип урока: открытие нового знания.
Цели: - создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока; - сформировать у детей общее понятие о русских народных сказках; - способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и обобщать; -способствовать созданию творческого микроклимата в коллективе; - формировать любовь к чтению.
Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научатся: читать и анализировать сказки; получат возможность научиться: участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем. Личностные: - формировать уважительное отношение к иному мнению, умение оценивать собственные действия и действия одноклассников; - формировать положительную мотивацию к учению, интерес к урокам литературного чтения, любовь к русскому фольклору. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу, определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и удерживать её до получения результата; - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих и чужих действий, корректировать их. Коммуникативные УУД: - высказывать своё мнение, доказывать его и представлять его классу, используя выразительные средства языка; - слушать и понимать речь других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; - формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение работать в группе, слушать членов группы; Познавательные УУД: - понимать заданный вопрос и находить на него ответ; - формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества; - привлекать имеющиеся знания, рисунки, тексты для решения учебной задачи.
Оборудование:
-учебник для 1 класса «Литературное чтение» Э.Э.Кац; -русские народные сказки (выставка книг); -несколько книг с разными вариантами сказки: «Теремок»; -проекты по разным вариантам сказки: «Теремок» (выполненные заранее в группах); -карточки для работы в парах; - кроссворды; -корзина с предметами: золотое яичко, перо жар-птицы, зелёные яблочки, кувшин с узким горлышком, лягушка в короне; - изображения Снегурочки, Алёнушки, Василисы, бабы Яги для игры «Четвертый лишний»; -карточки для игры «Сказочный переполох».
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
Много нового найдём.
Речевая разминка
ОР-ОР-ОР-ОР-РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР
ЖНА-ЖНУ-ЖНЕ-ЖНЫ-КНИГИ ДОБРЫЕ ВАЖНЫ
УТЬ-ЕТЬ-ЫТЬ-АТЬ-НАДО МНОГО ПРОЧИТАТЬ
-Раздели на слова:
УСТНОЕНАРОДНОЕТВОРЧЕСТВО
(Устное народное творчество.)
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Как вы понимаете эти три слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
У-ль: -Как одним словом можно назвать устное народное творчество?
- Фольклор.
У-ль: - Обратимся к словарю, что такое “фольклор”?
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
У-ль: - А какие жанры устного народного творчества вы знаете?
- Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, частушки, скороговорки…
- У-ль: В 1 классе мы успели хорошо познакомиться только с некоторыми из них. А насколько хорошо вы их усвоили, мы сейчас посмотрим. У вас на партах карточки с заданиями. Кто догадался, что нужно сделать?
-Соединить жанр с произведением.
РАБОТА В ПАРАХ (Пара, которая заканчивает работу, поднимает руки вверх, сложив их домиком)
Считалки – это Тады-рады-тышка
стихотворения, которые Выходи, трусишка!
помогают решить, кто начнёт игру,
какая у него роль будет в этой игре.
В считалках часто встречаются
необычные, придуманные слова.
Загадки – описывают Не зверь, не птица,
предмет, животное, растение, А нос, как спица.
явление природы, но не называют его.
Надо проявить сообразительность и
отгадать о ком или о чём говорится.
Пословицы - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
краткие поучительные изречения,
в которых выражены жизненные
наблюдения народа. Содержат в себе
законченную мысль.
Заклички – это небольшие Чувиль –виль –виль, жавороночки!
стихотворения или песенки, Прилетите к нам, принесите нам обращённые к явлениям природы. Весну красную, лету теплую! Рапеваются небольшими группами Нам зима надоела, весь хлеб детей. переела.
Скороговорки – это краткие Волки рыщут – пищу ищут.
русские народные произведения,
построенные на сочетании звуков,
специально затрудняющих произношение слов,
которые нужно произнести быстро, и не запинаясь.
Частушки – это веселые Начинаем петь частушки,
короткие песенки, Просим не смеяться:
которые чаще всего Тут народу очень много,
состоят из 4 строчек. Можем растеряться!
Сказки –
Проверка: дети называют жанр и произведение, которое к нему относится.
У-ль:- Что у нас осталось без пары?
-Сказки.
У-ль: - Определите тему урока.
- Русские народные сказки.
Учебник с.58 чтение цепочкой.
Игра «Четвёртый лишний»
У-ль: -Девочки подготовили для нас загадки. Мы должны будем разгадать героинь сказок и понять, кто из них четвёртый лишний.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили.
И зовут дочурочку
Девочка… (Снегурочка.)
В русских сказках есть красавица
Умом глубоким она славится.
Помогает всем с нежностью мудрою,
Потому и зовется Премудрою. (Василиса.)
Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною.... (Бабой - Ягой)
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы.
Но сестричка хоть мала,
Все же братика спасла. (Алёнушка.)
-Баба Яга.
Подготовленный ученик:- У меня в корзине сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок, чьи эти вещи?
- кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);
- зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);
- золотое яйцо (“Курочка Ряба”);
- перо жар-птицы (“Жар-птица и Василиса-царевна”);
- лягушка в короне (“Царевна-лягушка”);
Физминутка
Гуси белые летели
На полянку тихо сели.
Головою повертели.
Встали – сели
Встали – сели.
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
« Сказочный переполох».
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Ховрошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть.
Царевна Ховрошечка
Иван Царевич Бессмертный
Крошечка Лягушка
Финист Серый Волк
Марья Моревна
Кощей Ясный Сокол
Кроссворд (теремок) у детей на партах
РАБОТА В ПАРАХ (Пара, которая заканчивает работу, поднимает руки вверх, сложив их домиком.)
У-ль:
1
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
2
Я огромен и могуч,
Я летаю выше туч,
Отгадай меня скорей,
Я – Горыныч, грозный …(змей).
3
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали ? (Репка)
4
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок? (Медведь)
5
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке,
Спал он целую неделю,
И зовут его… (Емеля).
6
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок).
7
Деду с бабой навредила –
Хвостиком махнула и яйцо разбила
Кто эта малышка?
Серенькая.. (мышка).
Проверка: на доске. Ключевое слово «Теремок».
У-ль: у нас неспроста получилось слово «теремок»
Подготовленный ученик: - Мы проводили исследование. Все, у кого есть дома эта сказка, принесли её из дома. И у нас оказалось 6 разных вариантов русской народной сказки, 1 вариант украинской и 2 варианта авторских. Мы воспользовались интернетом и узнали, что всего есть 18 вариантов русской народной сказки. Мы хотим вас познакомить с теми вариантами, которые есть у нас.
Дети выходят группами по 3 человека и рассказывают про свой вариант.
Т.о. мы сделали вывод, что некоторые русские народные сказки, передаваясь из поколения к поколению, дошли до наших времен в разных вариантах.
Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- В тесноте, да не в обиде.
Итог урока
- Чему можно поучиться у героев? (дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь)
Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.
Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
Мир чудесный - сказок мир,
Двери открывает.
Каждый, кто туда войдёт,
Многое узнает
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОЛЬКЛОР ( анг . folk-lore – « народная мудрость » ) – устное словесное и музыкальное народное творчество
СКАЗКА - это история фантастического характера, где сочетается быль и вымысел. Это один из многочисленных жанров народного творчества. Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
«Петушок Ряба» «Курочка Ряба «Волк и пятеро козлят» «Волк и семеро козлят» «Даша и медведь» «Маша и медведь» «По рыбьему велению» «По щучьему велению» « Свеколка » «Репка» «Утки-лебеди» «Гуси-лебеди»
Сила сломит всё – а ум силу. Жить – Родине служить! Ученье – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Я научился… Я смог… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Своей работой на уроке я…
Мир чудесный – сказок мир, Двери открывает. Каждый, кто туда войдёт, Многое узнает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Цель урока - чтение с предвосхищением, перекодировка текста в схему, работа над выразительностью чтения....
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...
Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"
Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...