Технологическая карта урока "Голубая змейка. П.П. Бажов"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Могилева Татьяна Николаевна

Технологическая карта разработана  по работе с текстом. Работа с текстом включает разные приемы стратигиального подхода к обучению смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Голубая змейка. П.П.Бажов».

Тема

«Голубая змейка. П.П.Бажов».

Цели

Образовательные:

-продолжить знакомство учащихся с творчеством П.П. Бажова;

-ввести в мир сказа «Голубая змейка»

Развивающие:

- продолжать развивать навыки работы с текстом, умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;

- совершенствовать умение выразительного чтения, пересказа художественного произведения;

-развивать творческое воображение, монологическую речь учащихся;

-развивать познавательную активность учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету, теме урока;

-на примере сказа донести до учащихся мысль о том, что только бескорыстные, добрые люди достойны вознаграждения.

Предметные: знать содержание сказа; уметь определять тему, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев, анализировать текст.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, выразительно читать, слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.

Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: оценивать содержание художественного произведения, поступки литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Основные понятия

Мытарелись, ворожба, на полати, на завалинке, отмутузить, на даровщину.

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

- карточки с заданиями

- «Толковый словарь» С.И. Ожегова

Условные обозначения

 400px-Правила_сотр

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

        

Этапы  урока

Ход урока

1.Организационный момент 

Слайд 1.

Речёвка:

- Все ли правильно сидят?

Все ль готовы отвечать?

Всем желаю получать на уроке только «5». Слайд 1.

-Сегодня у нас литературный турнир. Разделитесь на три  команды. Выберите капитана команды.

Правила турнира: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, которая заработает больше жетонов.

.

Я предлагаю вам расположиться в группы.

Перед работой вспомним правила работы в группах. Слайд 2.

400px-Правила_сотр     

Выполнив задание, поднимите сигнал готовности.

2.  Актуализация знаний 

  -Догадайтесь, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке. Для этого вам нужно расшифровать название сказки.

-Первую таблицу вы расшифровываете по убыванию чисел.

9

1

4

10

3

8

5

6

7

2

Е

Е

Я

С

Н

Р

Р

Б

Е

О

-Вторую таблицу вы расшифровываете по возрастанию чисел.

2

4

6

1

7

5

3

О

Ы

Ц

К

Е

Т

П

-Как называется сказка?

-Кто написал эту сказку? Слайд 3

3. Формулирование темы и целей урока

4.Работа со словарем

5.Литературный турнир

6. Подведение итогов турнира.

7. Чему научились

8. Рефлексия

9. Домашняя работа

-Расшифруйте название сказки, с которой мы будем сегодня работать на уроке. Для этого вы должны найти название сказки среди этих букв.

ГSGОNЛVXУNБCАDЯIJЗLМHЕWQЙZКFА Слайд 4

-Назовите тему урока. Слайд 5

- Когда вы читали самостоятельно сказку «Голубая змейка», то вам встречались слова, которые читались трудно и было не понятно их лексическое значение.

-Как и где можно узнать лексическое значение этих слов?

Задание №1: выберите словарь с помощью которого можно определить лексическое значение этих слов.

1.Фразеологический словарь.

2. Орфографический словарь.

3. Толковый словарь.

4. Этимологический словарь.

5. Словарь эпитетов. Слайд 6

Задание №2: определите лексическое значение этих слов с помощью толкового словаря С. И. Ожегова.

1 команда: мытарелись- мучиться с детьми, с хозяйством, с жильем;

                   ворожба- гадание, колдовство.

2 команда: на полати- настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной.;

                   На завалинке- невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

3 команда- отмутузить- избить кого-либо;

                    на даровщину- бесплатно, даром, на чужой счет. Слайд 7

-Как называются эти слова?

Первый тур «Дневник двойных записей»

Правило: перед вами лежат листочки. Разделите листочки на две части. В левой части вы должны записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой-написать комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Ответы: докажите свой выбор ответов с помощью вопросов.

Второй тур «Тонкие вопросы»

«Тонкие вопросы»- это вопросы, которые требуют однозначных ответов ( да, нет).

Например: «Встретили ли мальчики голубую змейку?» Слайд 8

Третий тур «Толстые вопросы»

«Толстые вопросы»- это вопросы, которые требуют неоднозначных ответов (рассуждений).

Например: «Что было бы, если мальчики не разыграли Марьюшку?» Слайд 9

Четвертый тур «Кластер»

-Перед вами лежат листочки. Посредине чистого листа напишите «ключевое» слово. Вокруг него напишите слова, которые имеют к нему отношение. Слайд 10

C:\Users\user\Pictures\2018-01\IMG_20180127_164052_988.jpg

Пятый тур «Вопросный план»

-У каждой команды на столах памятка по составлению вопросного плана.

Задание: составить вопросный план согласно памятки по содержанию.

-Посчитайте, сколько вы заработали жетонов. Та команда, которая заработала больше всех жетонов победила в литературном турнире.

1.Составлять ДДЗ (дети расшифровывают).

2. Составлять «Т….е  вопросы» и «Тонкие в…….ы»

3. Составлять «К….Р».

4. Научились составлять «В………..й план».

.Анкета.

Школьникам предлагаю небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

-Напишите отзыв на эту сказку по плану:

1. Чем понравилась эта сказка?

2.Что интересного узнали из этой сказки?

3. Ваше отношение к поступкам главных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...

Технологическая карта урока П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Данный урок литературного чтения в 4 классе по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце". На данном уроке дети учатся сравнивать и различать "сказку" и "сказ", давать характер...

Технологическая карта урока Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце».(второй урок) УМК Школа России.

Создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки»....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...

Технологическая карта урока технологии «‎Учимся шить. Строчка стежков с перевивом змейкой» (УМК «Перспектива‎», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка работы с канвой, иглой и нитками, освоение строчки стежков с перевивом змейкой. Изготовление изделия «Строчка стежков с перевивом змейкой».Задачи урока:Дида...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...