Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Важговская Оксана Владимировна

Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 КЛАСС

Тема

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель

Познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

(предметные)

Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные результаты

Формирование системы нравственных ценностей(любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни),проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова, способность к самооценке.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Технология, формы работы

Проблемное обучение, элементы ИКТ-технологии;  групповая, самостоятельная работа

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение 4 класс. Часть 1», презентация, проектор, компьютер, выставка книг по теме урока, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказу П.П.Бажова

Сценарий урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к деятельности

Цель: проверить готовность, создать учебный настрой

-Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.

Тема нашего урока сказ «Серебряное копытце». А кто автор сказа, мы с вами сейчас узнаем.

Проверяют готовность,

высказывают свое мнение.

Р – умение организовать рабочее место.

К – умение формулировать связное высказывание, умение слушать.

II. Целеполагание

Цель: сформулировать тему, цель урока, определить учебные задачи.

Я предлагаю вам отгадать кроссворд.

1.

2.  

3.

4.

5.

1.Временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ(балаган)

2.Знает она, чьё мясо съела (кошка)

3.Вырост из костного вещества  на черепе у животных (рожки)

4.Ребёнок,у которого умерли оба родителя (сирота)

5.Синоним слов наблюдать, приглядывать, смотреть, ходить(выслеживать)

-Что у вас получилось в выделенных клетках?

- Назовите  ещё раз тему урока, поставьте задачи.

-Молодцы! Верно.

Отгадывают кроссворд

Р - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

П - строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме;

К -  умение формулировать связное высказывание, умение слушать.

III. Актуализация знаний (сведения об авторе)

Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова.

Родился Павел Бажов 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. После окончания училища поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу, стал работать учителем. В биографии Павла Бажова первая писательская деятельность пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография писателя Бажова известна как фольклориста. Книга с Уральскими очерками была опубликована в 1924 году. А первый сказ в биографии Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азова»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными. В биографии Бажова презентация книги «Малахитовая шкатулка» во многом определила судьбу писателя. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. А в 1943 году благодаря книге получил Сталинскую премию. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей автора, например, хозяйка медной горы. За свою биографию П. Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, сняты фильмы.

Слушают учителя.

Р - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

П – определять границы знания/незнания материала, анализировать, делать вывод

 К -  умение формулировать связное высказывание, умение слушать.

Л - способность к самооценке;

IV. Работа по теме урока

  1. Просмотр мультипликационного фильма по сказу Бажова «Серебряное копытце»
  2. Самостоятельное чтение сказа

  1. Работа в группах

Сравнение мультфильма и текста в учебнике.

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

Назовите признаки сказки, рассказа?

Выделите общую часть в названии данных жанров.

1 группа – словарная работа(находят незнакомые слова, объясняют значение при помощи словаря)

2 группа – называют главных героев сказа, дают им характеристику.

3 группа – делят текст на части и составляют план

Смотрят мультфильм,

самостоятельно

читают сказ, сравнивают, выполняют задания по группам

Р –планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

П - устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме,

К - работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;

Л - представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

Физминутка

«Кошка, которая гуляла сама по себе»

Повторяют движения

4.Работа в парах

Обсудите в паре, чему хотел научить нас автор, какими мыслями хотел поделиться.

Можете использовать данные пословицы для ответа.

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

В благополучии человек сам себя забывает.

Добра себе желаешь – делай добро.

Каких только чудес не бывает на свете!

Обобщают, обсуждают, делают выводы, доказывают свое мнение, объясняют пословицы.

П - выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

К - работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;

Л - представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

V. Рефлексия.

Д/з

- Какую цель ставили на урок? Удалось ли достичь? Оцените работу по алгоритму.

- Какие качества вы бы хотели взять у Даренки и Коковани для себя?

Выберите и запишите д/з :

-прочитать другое произведение П.Бажова;

-пересказать отрывок из сказа «Серебряное копытце»

Оценивают степень достижения цели, результат деятельности. Высказывают впечатления об уроке.

Выбирают д/з

Р - самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.

К - владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

Л - способность к самооценке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....

Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"

Технологические карты в помощь учителю при составлении  плана урока....

Технологические карты к урокам литературного чтения 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету  " Литературное чтение" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."

В технологической карте предствлен интегрированный  урок( чтение +музей)  по программе УМК "Перспектива" для 4 класса  по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...