Урок литературного чтения "В. Драгунский "Красный шарик в синем небе"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема урока.- «Изображение пробуждающихся эстетических чувств в рассказе В.Драгунского «Красный шарик в синем небе» 3 класс. Цели урока: 1) Создать условия для способности видеть красоту природы и человека через работу над литературным текстом;
2) чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки помогают сделать мир красивее и добрее, предлагать, что ты сам можешь сделать того, чтобы мир вокруг нас стал лучше, создавать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.
На уроке использовались мультимедийная презентация, карточки с пунктами плана, карточки для тест – опроса, памятки «Литературные приёмы», «Как составить план текста», «Подробный пересказ по плану», «Характеристика литературного героя», «Словарь характеристик и чувств (настроений)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ugk.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению (программа Занкова)
Тема урока: «Изображение пробуждающихся эстетических чувств в рассказе В.Драгунского «Красный шарик в синем небе» 3 класс.
Количество часов: 1 час.
Цели урока: 1) Создать условия для способности видеть красоту природы и человека через работу над литературным текстом;
2) чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки помогают сделать мир красивее и добрее, предлагать, что ты сам можешь сделать того, чтобы мир вокруг нас стал лучше, создавать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.
Задачи: А) Учебная (образовательная компетентность) производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев, выполнять задания на основе заданного алгоритма;
Б) Компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и приходить к общему мнению малой группы, учитывая разные точки зрения, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;
В) Информационная: формировать поисковый запрос и выбирать способы применения полученной информации, проводить самостоятельные наблюдения;
Г) Социальный опыт: организовать свою рабочее место, планировать работу, руководствуясь правильным поведением жизни в классе, управлять проявлениями своих эмоций.
Планируемые результаты:
Личностные: искать свою позицию в многообразных общественных позициях, эстетических и культурных позициях;
Регулятивные: учиться обнаруживать и формировать учебную проблему. Работая по поставленному плану, использовать дополнительные средства (памятки, ИКТ).
Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения.
Предметные результаты:
- Осознанно воспринимать содержание авторского текста;
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- Участвовать в диалоге по содержанию прочитанного;
- Овладевать навыками правильного, осознанного и выразительного чтения;
- Интерпретировать прочитанное (интерпретировать детали), устанавливать связи не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа;
- Понимать цели и назначение заглавия произведения;
- Учить определять особенности языка автора и применение автором литературных приёмов для передачи идеи произведения.
Методы и технологии обучения:
- деятельностный подход;
- проблемный диалог;
- исследовательская деятельность
Формы организации познавательной деятельности:
- самостоятельный поиск информации;
- работа в группе.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Средства наглядности: мультимедийная презентация, карточки с пунктами плана, карточки для тест – опроса, памятки «Литературные приёмы», «Как составить план текста», «Подробный пересказ по плану», «Характеристика литературного героя», «Словарь характеристик и чувств (настроений)».
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
1) Орг.момент | Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Садитесь. | Приветствуют учителя. | ||||||||||||||||||||
2) Повторение пройденного. Введение в тему. Знакомство с биографией и творчеством В.Драгунского. Слайд 2, 3, 4, 5. Слайд 4. Слайд 5. | - Хочу урок начать с таких слов: лодочник, токарь, шорник, клоун в цирке. - На какие мысли навеяли эти слова? - Может быть, кто-то из вас объяснит, что обозначают эти слова. - Предлагаю вам рассказать об этом писателе. - Как вы думаете, почему он начал писать для детей?
Спасибо, ребята. Посмотрите на портрет писателя. Заслуженную славу писателю принесли «Денискины рассказы». - Кто главный герой этих рассказов. Какой он? Главный герой – Дениска, озорной и сообразительный мальчишка, с которым происходят забавные и необыкновенные истории. Дениска – яркая личность, вызывающая симпатию и уважение. Он умён и наивен, наделён чувством юмора и серьёзен. Дениска – человек счастливый: он так много любит, его понимают друзья, родители и учителя. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом В. Драгунского и выясним, каким может быть Дениска. - «Каждый день приносит радость». Пусть эти слова будут девизом нашего урока. В.Ю.Драгунский был очень жизнерадостным человеком. Он очень любил детей и хотел, чтобы все вы были веселы и счастливы. | - Это профессии, которыми владел писатель В. Драгунский. - Лодочник – человек, который занимается перевозкой на лодке. Токарь – рабочий, специалист по токарному делу. Токарное дело – механическая обработка твердых материалов. Шорник – человек, который из кожи делает седла и другие приспособления для лошадей. - Виктор Юзефович Драгунский родился в городе Нью-Йорке, но его детство прошло на белорусской земле в городе Гомеле. Когда он был маленьким, у него умер отец. Работать Драгунский начал рано — в 16 лет. Ему удалось побыть и токарем, и шорником, и даже лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке. Позже работал клоуном в цирке. Рассказывали, что во время его выступлений маленькие зрители от смеха часто сползали со стульев. - У Виктора Юзефовича был забавный и смышлёный сын. Сын писателя стал героем его знаменитой книги «Денискины рассказы». Дочь Драгунского Ксения также стала писателем. - Дениска. | ||||||||||||||||||||
3) Постановка темы и задач урока. | - Что будем делать на уроке чтения? - Что значит работать с текстом? - Как мы будем читать текст? Для чего нам это нужно? - А ещё для чего надо читать таким образом рассказ? - Что мы умеем делать с текстом? - Что мы учимся делать с текстом? - Ребята, вы молодцы, ты на уроке будем работать с текстом, это и будет целью урока. - Ребята, для чего нам надо всему этому научиться? | - Работать с тестом. - Познакомиться с текстом, т.е. прочитать его, узнать что-то новое, интересное. - Читаем вдумчиво, выразительно, правильно, т.к. нам надо понять содержание текста. - Понять характеры героев, их мысли, переживания, их эмоциональное состояние. - Мы в тексте умеем найти нужную информацию и понимать прочитанное. - Учимся определять тему и идею текста, - Учимся делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать, - Учимся давать характеристику героям, - Мы работаем с иллюстрацией к тексту, - Учимся по тексту делать выводы. - Учимся выражать своё мнение. - Для того, чтобы познать разные науки надо научиться находить, получать информацию, выбирать нужную понимать её, использовать, принимать и представлять информацию… | ||||||||||||||||||||
4)Первичное знакомство с текстом. Слайд 6. Аудиозапись. Слайд 7. Слайд 8. | -Сегодня мы познакомимся с произведением В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе». Назовите жанр произведения. Докажите. - 1 часть произведения мы прослушаем, как образец, а 2 часть рассказа попробуем сами выразительно прочитать. - Хочу вам предложить такие проблемные вопросы. - Какие слова и выражения надо объяснить? (словарная работа). Базар – место для торговли, Лотерея – розыгрыш вещей или денег по билетам, Остановилась как вкопанная – резко, Побежит как сумашедший – быстро, Кричит, будто случился пожар – громко. | - Это рассказ. Есть повествование, произведение небольшое по объёму, небольшое количество героев, есть сюжетная линия, в которой описывается один эпизод Дети слушают аудиозапись 1 части, продолжают читать текст из учебника с. 46 - 47. | ||||||||||||||||||||
5) «Открытие нового знания» Беседа по содержанию текста. | - Как зовут мальчика - героя этого и других рассказов Виктора Драгунского? - Какие рассказы этого писателя вы помните? - В них была девочка Аленка? - Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно? - Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки. - Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки? - Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтвердите свой ответ строчками из текста. -Дениска относится к шарику, как к живому - задумчиво сказал Миша. -Что он имел в виду? Процитируйте нужные фрагменты текста. -Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило? -Вы можете объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и радости? - Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Дениска выпустил шарик? - Какие слова и поступки Аленки говорят о том, что она еще маленькая? - О чем думает Денис по пути домой? - А еще о чем? - Почему ребята молчали всю дорогу? - Что чувствует Денис, глядя на улетающий в небо шарик? - Как вы думаете, поняла ли Алёнка, почему Дениска выпустил шарик? Подтвердите словами из текста. - Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту? - Почему вы так думаете? - Ты теперь понимаешь, почему Денис дружит с этой девочкой? (Вернёмся к этому вопросу позже) - Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется. (Ответ дадите в конце урока) | - Дениска. Ответы детей. - Вот и видно, что ты еще маленькая. - Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. Кричит, как- будто случился пожар. - Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. -Бежим, Дениска! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим! И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты. -И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку. Ему,наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу на привязи. - Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.) - …как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик… - Аленка за голову схватилась: - Ой, зачем, держи!... и заплакала. - Хочешь поносить? И протянула мне ниточку. - …как жалко, что я не смогу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль своего шарика.) - Каждый думал о своём. - Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил. - Да. Она тоже почувствовала красоту. - Алёнка тоже чувствительный, переживающий и понимающий красоту человек. - Именно этот улетающий шарик вызвал чувства у главных героев и у прохожих. | ||||||||||||||||||||
6) Физ.минутка. Слайд 9. | Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте) Надувает красный шар, (дети дуют и разводят руки) А как выпустишь из рук - (поднять руки вверх и хлопок) Станет вдруг светло вокруг. (поворот) | |||||||||||||||||||||
8)Исследование (работа в группах). Карточка «Литературные приёмы». | - Вспомните, читая рассказ, когда вам было смешно? - Найдите 2-3 самых смешных места в рассказе. - Проблема: какие приёмы использует автор. - Какие литературные приёмы использует автор, чтобы сделать рассказ смешным? Поработайте в группах: обсудите, поразмышляйте и докажите. Используйте карточки – памятки. Литературные приёмы: Сравнение – один предмет или явление сравнивается с другим (как, как будто, словно, точно) Олицетворение (очеловечивание) наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (мчатся облака). Приём контраста – противоположность черт, свойств, качеств предмета. Преувеличение (гипербола) – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков. - Что же делает рассказ смешным? | - В 1 части. Учащиеся работают в группах по 4 человека, читают литературные произведения, анализируют произведение. Шарик, как живой (ему хотелось улететь, потягивается из рук, не поверил, почувствовал). Пример: Дениска – спокойно воспринимает, а Алёнка – бурно, весело. Шар улетает – Дениска любуется, Алёнка – плачет. Пример: квас во мне булькает, живот стал, как футбольный мяч, у меня шибало нос и кололо в носу иголочками… Глаза стали круглые. Я подумал, что кого – то зарезали. | ||||||||||||||||||||
8)Защита исследования. | - Расскажите о литературных приёмах. Докажите свой вариант. - Попробуйте вывести свой первый закон смешного. - Смех всегда связан с тем, что невозможно представить в нормальной, обычной жизни, т.е. жизни по правилам. | Дети выступают перед классом. - Приём сравнения. - Приём контраста. - Приём противопоставления. - Нас делают смешными наши недостатки. | ||||||||||||||||||||
9) Восстановление сюжетной линии. Слайд 10, 11. Карточка «Как составить план текста» Слайд 12. | - На слайде и на карточках вы видите перепутанные части текста. Восстановите сюжетную линию 1 части. 1. Вещевая лотерея.
- Составим план 2 части. Вспомните план работы над планом. Работаем группой. План 2 части запишем на листочках, подпишем пункт плана. - Для чего нужен план? - Дома подготовить подробный пересказ рассказа. - Где мы применяем такие умения? | Дети работают в группах, раскладывают в нужном порядке.
План 2 части (запись на листках) 6) Шарик просится улететь. 7) Шарик летит ввысь. 8) Как красиво, когда… - План нужен для пересказа. - На уроках окружающего мира составляем план рассказа о животном, о природной зоне, о погоде. - На уроке технологии – план изготовления поделки. - Русский язык – план сочинения и сочинения… | ||||||||||||||||||||
10)Работа над характеристикой героев. Памятка-карточка «Характеристика литературного героя». Слайд 13. Карточка «словарь характеристик и чувств». | - Ребята, Дениска и Алёнка одинаковые по характеру? - Почему мы можем сделать такие выводы? - Можно сравнить характеры? Вспомним план составления характеристики героев. - Попробуем составить сравнительную характеристику героев рассказа. Ребята, если мы будем сравнивать героев, как нам лучше оформить?
- Сравните героев. - Сделайте вывод, почему они дружат? | - Разные. - По поступкам детей. - Можно. - Таблицей, т.к. будет виден результат. - Дети разные: мальчик – девочка, возраст, характер. - Мир вокруг понимают одинаково. | ||||||||||||||||||||
11)Обобщение знаний. Тест-опрос. Слайд 14. Слайд 15, 16. | - А сейчас мы проверим ваше внимательное чтение рассказа. На столе – карточки. Если ответ правильный – ставим плюс, а если неправильный, знак минус. После этого проведём самопроверку. Какие критерии оценивания вы предлагаете? 1.Вдруг дверь распахнулась, и Аленка закричала из комнаты (коридора). 2.Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в новый (большой) магазин. 3.В самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина. 4.Какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки. 5.У Аленки живот сразу стал как арбуз (футбольный мяч). 6.У самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики. 7.Аленка взяла синий (красный) шарик. 8.Дениске стало жалко, что он держит шарик на привязи, и он взял и выпустил его. 9.Аленка стала подпрыгивать и радоваться. (не может достать – заплакала) 10.Дети всю дорогу до самого дома болтали (молчали). - Кто из вас порадовался за себя? Кто допустил ошибки? Анализ ошибок. Оцените свою работу. - Какой совет мы дадим тем, кто допустил ошибки? | - По количеству правильных ответов. «5» - нет ошибок. «4» - 1 - 2 ошибки. «3» - 3 – 4 ошибки. Дети работают самостоятельно в карточках, затем выполняют самопроверку, оценивают свой тест. Ключ.
- Внинимательно перечитать текст. | ||||||||||||||||||||
12)Рефлексия. Слайд 17. | – Ребята, чему вы учились на уроке? - Какую красоту мы научились видеть в данном произведении? - Какой главный вывод сделали для себя? - Что вы сами можете сделать, чтобы мир вокруг стал лучше, добрее, интересней. | - Работать с текстом, с информацией. (понимать текст, находить нужную информацию, делить текст на части, составлять план, давать сравнительную характеристику). - Видеть красоту природы и человека. - Надо уметь любить людей, уметь радоваться каждому дню своей жизни, видеть и чувствовать красоту , необычное в обычном. | ||||||||||||||||||||
13)Домашняя работа. Слайд 18.. | - Дома подготовить подробный пересказ отрывка из учебника: с.46 - 47. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."
презентация представляет собой построчный видеоряд с текстом стихотворения...
Урок литературного чтения Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел". В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".
Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе"....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)
Цель урока:- Познакомить с произведением В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;- Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...
Урок чтения: Драгунский "Красный шарик в синем небе"
Конспект урока с УУД....
Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...
Урок по теме «Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс, литературное чтение (хрестоматия) О.В. Малаховская)
Разработка урока 4 класс ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения Е. Трутнева "Голубые, синие небо и ручьи"
Урок "Творческая мастерская"...