Урок литературного чтения "В. Драгунский "Красный шарик в синем небе"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Уляшева Галина Кимовна

Тема урока.- «Изображение пробуждающихся эстетических чувств в рассказе В.Драгунского «Красный шарик в синем небе» 3 класс. Цели  урока: 1) Создать условия для способности видеть красоту  природы  и человека через работу над литературным текстом;

2) чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки помогают сделать мир красивее и добрее, предлагать, что ты сам  можешь сделать того, чтобы мир вокруг нас стал лучше, создавать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.   

На уроке использовались  мультимедийная презентация, карточки с пунктами плана, карточки для тест – опроса,  памятки «Литературные приёмы», «Как составить план текста», «Подробный пересказ по плану», «Характеристика литературного героя», «Словарь характеристик и чувств (настроений)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ugk.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению (программа Занкова)

Тема урока: «Изображение пробуждающихся эстетических чувств в рассказе В.Драгунского «Красный шарик в синем небе» 3 класс.

Количество часов: 1 час.

Цели  урока: 1) Создать условия для способности видеть красоту  природы  и человека через работу над литературным текстом;

2) чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки помогают сделать мир красивее и добрее, предлагать, что ты сам  можешь сделать того, чтобы мир вокруг нас стал лучше, создавать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.   

Задачи: А) Учебная (образовательная компетентность) производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев, выполнять задания на основе заданного алгоритма;

Б) Компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и приходить к общему мнению малой группы, учитывая разные точки зрения, аргументировать  своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;

В) Информационная: формировать поисковый запрос и выбирать способы применения  полученной  информации, проводить самостоятельные наблюдения;

Г) Социальный опыт: организовать свою рабочее место, планировать работу,   руководствуясь правильным поведением жизни в классе, управлять проявлениями своих эмоций.

Планируемые результаты:

Личностные:   искать  свою позицию в многообразных общественных позициях, эстетических и культурных позициях;

Регулятивные: учиться обнаруживать и формировать учебную проблему. Работая по поставленному плану, использовать дополнительные средства (памятки, ИКТ).

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения.

Предметные результаты:

  1. Осознанно воспринимать содержание авторского текста;
  2. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  3. Участвовать в диалоге по содержанию прочитанного;
  4. Овладевать навыками правильного, осознанного и выразительного чтения;
  5. Интерпретировать прочитанное (интерпретировать детали), устанавливать связи не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа;
  6. Понимать цели и назначение заглавия произведения;
  7. Учить определять особенности языка автора и применение автором литературных приёмов для передачи идеи произведения.

Методы и технологии обучения:

- деятельностный подход;

- проблемный диалог;

- исследовательская деятельность

Формы организации познавательной  деятельности:

- самостоятельный поиск информации;

- работа в группе.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Средства наглядности:  мультимедийная презентация, карточки с пунктами плана, карточки для тест – опроса,  памятки «Литературные приёмы», «Как составить план текста», «Подробный пересказ по плану», «Характеристика литературного героя», «Словарь характеристик и чувств (настроений)».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Орг.момент

Вижу,  что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Садитесь.

 Приветствуют учителя.

2) Повторение пройденного.

Введение в тему. Знакомство с биографией и творчеством В.Драгунского.

Слайд 2, 3, 4, 5.

Слайд 4.

Слайд 5.

- Хочу урок начать с таких слов: лодочник, токарь, шорник, клоун в цирке.

- На какие мысли навеяли эти слова?

- Может быть,  кто-то из вас объяснит, что обозначают эти слова.

-  Предлагаю вам рассказать об этом писателе.

- Как вы думаете, почему он начал писать для детей?

 

Спасибо, ребята. Посмотрите на портрет писателя.

Заслуженную славу писателю принесли «Денискины рассказы».

- Кто главный герой этих рассказов. Какой он?

Главный герой – Дениска, озорной и сообразительный мальчишка, с которым происходят забавные и необыкновенные истории. Дениска – яркая личность, вызывающая симпатию и уважение. Он умён и наивен, наделён чувством юмора и серьёзен. Дениска – человек счастливый: он так много любит, его понимают друзья, родители и учителя.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом В. Драгунского и выясним, каким может быть Дениска.

 - «Каждый день приносит радость».

Пусть эти слова будут девизом нашего урока. В.Ю.Драгунский был очень жизнерадостным человеком. Он очень любил детей и хотел, чтобы все вы были веселы и счастливы.

- Это профессии, которыми владел писатель В. Драгунский.

- Лодочник – человек, который занимается перевозкой на лодке.

Токарь – рабочий, специалист по токарному делу.

Токарное дело – механическая обработка твердых материалов.

Шорник – человек, который из кожи делает седла и другие приспособления для лошадей.

- Виктор Юзефович Драгунский родился в городе Нью-Йорке, но его детство прошло на белорусской земле в городе Гомеле. Когда он был маленьким, у него умер отец. Работать Драгунский начал рано — в 16 лет. Ему удалось побыть и токарем, и шорником, и даже лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке. Позже работал клоуном в цирке. Рассказывали, что во время его выступлений маленькие зрители от смеха часто сползали со стульев.

- У Виктора Юзефовича был забавный и смышлёный сын. Сын писателя стал героем его знаменитой книги «Денискины рассказы». Дочь Драгунского Ксения также стала писателем.

- Дениска.

3) Постановка темы и задач урока.

- Что будем делать на уроке чтения?

- Что значит работать с текстом?

- Как мы будем читать текст? Для чего нам это нужно?

- А ещё для чего надо читать таким образом рассказ?

- Что мы умеем делать с текстом?

- Что мы учимся делать с текстом?

- Ребята, вы молодцы, ты на уроке будем работать с текстом, это и будет целью урока.

- Ребята, для чего нам надо всему этому научиться?

- Работать с тестом.

- Познакомиться с текстом, т.е. прочитать его, узнать что-то новое, интересное.

- Читаем вдумчиво, выразительно, правильно, т.к. нам надо понять содержание текста.

- Понять характеры героев, их мысли, переживания, их эмоциональное состояние.

- Мы в тексте умеем найти нужную информацию и понимать прочитанное.

- Учимся определять тему и идею текста,

- Учимся делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать,

- Учимся давать характеристику героям,

- Мы работаем с иллюстрацией к тексту,

- Учимся по тексту делать выводы.

- Учимся выражать своё мнение.

- Для того,  чтобы познать разные науки надо научиться находить, получать информацию, выбирать нужную понимать её, использовать, принимать и представлять информацию…

4)Первичное знакомство с текстом.

Слайд 6.

Аудиозапись.

Слайд 7.

Слайд 8.

-Сегодня мы познакомимся с произведением  В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе». Назовите жанр произведения. Докажите.

- 1 часть произведения мы прослушаем, как образец, а 2 часть рассказа попробуем сами выразительно прочитать.

- Хочу вам предложить такие проблемные вопросы.

- Какие слова и выражения надо объяснить? (словарная работа).

Базар – место для торговли,

Лотерея – розыгрыш вещей или денег по билетам,

Остановилась как вкопанная – резко,

Побежит  как сумашедший – быстро,

Кричит, будто случился пожар – громко.

- Это рассказ.  Есть повествование, произведение небольшое по объёму, небольшое количество героев, есть сюжетная линия, в которой описывается один эпизод

Дети слушают аудиозапись 1 части, продолжают читать текст из учебника  с. 46 - 47.

5) «Открытие нового знания»

Беседа по содержанию текста.

 - Как зовут мальчика - героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?

- Какие рассказы этого писателя вы помните?

- В них была девочка Аленка?

- Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?

- Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.

- Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?

- Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтвердите  свой ответ строчками из текста.

-Дениска относится к шарику,  как к живому - задумчиво сказал Миша.

-Что он имел в виду? Процитируйте  нужные фрагменты текста.

-Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?

-Вы можете объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и радости?

- Испытывала ли Аленка те же чувства  в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?

- Какие слова и поступки Аленки говорят о том, что она еще маленькая?

- О чем думает Денис по пути домой?

- А еще о чем?

- Почему ребята молчали всю дорогу?

- Что чувствует Денис, глядя на улетающий в небо шарик?

- Как вы думаете, поняла ли Алёнка, почему Дениска выпустил шарик? Подтвердите словами из текста.

- Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?

- Почему вы так думаете?

- Ты теперь понимаешь, почему Денис дружит с этой девочкой? (Вернёмся к этому вопросу позже)

- Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется. (Ответ дадите в конце урока)

- Дениска.

Ответы детей.

- Вот и видно, что ты еще маленькая.

- Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. Кричит, как- будто случился пожар.

- Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные.

-Бежим, Дениска! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

И я от этого тоже как-то

заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.

  -И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку. Ему,наверно, хотелось улететь. Тогда  я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу на привязи.

- Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)

- …как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…

- Аленка за голову схватилась: - Ой, зачем, держи!... и заплакала.

- Хочешь поносить?  И протянула мне ниточку.

- …как жалко,  что я не смогу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.

Вот она идет рядом со мной, вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль своего шарика.)

- Каждый думал о своём.

- Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.

- Да. Она тоже почувствовала красоту.

 - Алёнка тоже чувствительный, переживающий и понимающий красоту человек.

- Именно этот улетающий шарик вызвал чувства у главных героев и у прохожих.

6) Физ.минутка.

Слайд 9.

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает красный шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук - (поднять руки вверх и хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

8)Исследование (работа в группах).

Карточка «Литературные приёмы».

- Вспомните, читая рассказ, когда вам было смешно?

- Найдите 2-3 самых смешных места в рассказе.

- Проблема: какие приёмы использует автор.

- Какие литературные приёмы использует автор, чтобы сделать рассказ смешным? Поработайте в группах:  обсудите, поразмышляйте и докажите. Используйте карточки – памятки. 

Литературные приёмы:

Сравнение – один предмет или явление сравнивается с другим (как, как будто, словно, точно)

Олицетворение (очеловечивание) наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (мчатся облака).

Приём контраста – противоположность черт, свойств, качеств  предмета.

Преувеличение (гипербола) – художественное преувеличение,  усиление качеств или результатов поступков.         

- Что же делает  рассказ смешным?        

- В 1 части.

Учащиеся работают в группах по 4 человека, читают литературные произведения, анализируют произведение.

Шарик, как живой (ему хотелось улететь, потягивается из рук, не поверил, почувствовал).

Пример: Дениска – спокойно воспринимает, а Алёнка – бурно, весело.

Шар улетает – Дениска любуется, Алёнка – плачет.

Пример: квас во мне булькает, живот стал, как футбольный мяч, у меня шибало нос и кололо в носу иголочками…

Глаза стали круглые. Я подумал, что кого – то зарезали.

8)Защита исследования.

- Расскажите о литературных приёмах. Докажите свой вариант.

- Попробуйте вывести свой первый закон смешного.

- Смех всегда связан с тем, что невозможно представить в нормальной, обычной жизни, т.е. жизни по правилам.

Дети выступают перед классом.

 - Приём сравнения.

- Приём контраста.

- Приём противопоставления.

- Нас делают смешными наши недостатки.

9) Восстановление сюжетной линии.

Слайд 10, 11.

Карточка «Как составить план текста»

Слайд 12.

- На слайде и на карточках вы видите перепутанные  части текста. Восстановите сюжетную линию 1 части.

1. Вещевая лотерея.

  1. Громкое объявление.
  2. В большом магазине.
  3. Возле кваса.
  4. Леденцовый одеколон.

- Составим план 2 части. Вспомните план работы над планом.

Работаем группой. План 2 части запишем на листочках, подпишем пункт плана.

- Для чего нужен план?

- Дома подготовить подробный пересказ рассказа.

- Где мы применяем такие умения?

Дети работают в группах, раскладывают в нужном порядке.

  1. Громкое объявление.
  2. В большом магазине.
  3. Вещевая лотерея.
  4. Леденцовый одеколон.
  5. Возле кваса.
  1. Разделить текст на части;
  2. Подумать, о чём говориться в части.
  3. Озаглавить каждую часть.

План 2 части (запись на листках)

6) Шарик просится улететь.

7) Шарик летит ввысь.

8) Как красиво, когда…

- План нужен для пересказа.

- На уроках окружающего мира составляем план рассказа о животном, о природной зоне, о погоде.

- На уроке технологии – план изготовления поделки.

- Русский язык – план сочинения и сочинения…

10)Работа над характеристикой героев.

Памятка-карточка «Характеристика литературного героя».

Слайд 13.

Карточка «словарь характеристик и чувств».

- Ребята, Дениска и Алёнка одинаковые по характеру?

- Почему мы можем сделать такие выводы?

- Можно сравнить характеры? Вспомним план составления характеристики героев.

- Попробуем составить сравнительную характеристику героев рассказа. Ребята, если мы будем сравнивать героев, как нам лучше оформить?

Дениска

Алёнка

- старше

- серьёзный

- чувствительный

- видит в шарике живой предмет

- умеет видеть красоту в человеке и в природе

- счастливый

- младше по возрасту

- добрая

- весёлая

- впечатлительная

- ведёт за собой Дениску,

- тоже чувствует и видит красоту вокруг.

- Сравните героев.

- Сделайте вывод, почему они дружат?  

- Разные.

- По поступкам детей.

 - Можно.

- Таблицей, т.к. будет виден результат.

- Дети  разные: мальчик – девочка, возраст, характер.

- Мир вокруг понимают одинаково.

11)Обобщение знаний.

Тест-опрос.

Слайд 14.

Слайд  15, 16.

- А сейчас мы проверим ваше внимательное чтение рассказа. На столе – карточки. Если ответ правильный – ставим плюс,  а если неправильный, знак минус. После этого проведём самопроверку. Какие критерии оценивания вы предлагаете?

1.Вдруг дверь распахнулась, и Аленка закричала из комнаты (коридора).

2.Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в новый (большой) магазин.

3.В самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина.

4.Какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки.

5.У Аленки живот сразу стал как арбуз (футбольный мяч).

6.У самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики.

7.Аленка взяла синий (красный) шарик.

8.Дениске стало жалко, что он держит шарик на привязи, и он взял и выпустил его.

9.Аленка стала подпрыгивать и радоваться. (не может достать – заплакала)

10.Дети всю дорогу до самого дома болтали (молчали).

- Кто из вас порадовался за себя? Кто допустил ошибки? Анализ ошибок. Оцените свою работу.

- Какой совет мы дадим тем, кто допустил ошибки?

- По количеству правильных ответов.

«5» - нет ошибок.

«4» - 1 - 2 ошибки.

«3» - 3 – 4 ошибки.

Дети работают самостоятельно в карточках, затем выполняют самопроверку, оценивают свой тест.

Ключ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

- Внинимательно перечитать текст.

12)Рефлексия.

Слайд 17.

 – Ребята, чему вы учились на уроке?

-  Какую красоту мы научились видеть в данном произведении?

- Какой главный вывод сделали для себя?

- Что вы сами можете сделать, чтобы мир вокруг стал лучше, добрее, интересней.

- Работать с текстом, с информацией.

(понимать текст, находить нужную информацию, делить текст на части, составлять план, давать сравнительную характеристику).

- Видеть красоту природы и человека.

- Надо уметь  любить людей, уметь  радоваться каждому дню своей жизни, видеть и чувствовать красоту , необычное в обычном.

13)Домашняя работа. Слайд 18..

- Дома подготовить подробный пересказ отрывка из учебника: с.46 - 47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."

презентация представляет собой построчный видеоряд с текстом стихотворения...

Урок литературного чтения Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел". В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".

Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе"....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...

Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...