Урок литературного чтения Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел". В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению
в 4 классе.
Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".
В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".
Учитель:Беспалова И .А.
Цель урока: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Задачи:
- Продолжаем учиться анализировать и сравнивать произведение живописи и литературы.
- Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
- Учить находить связь произведений литературы с произведениями живописи.
- Выработка умения использовать выборочное чтение.
- Объяснять приемы смешного.
- Формировать умение сравнивать живописное произведение и художественный текст с точки зрения выраженных в них мыслей,чувств и переживаний.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова (2 часть) , презентация.
Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.
Основные термины и понятия: репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема , основная мысль.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию материала.
-Посмотрите на воздушный красный шарик.Какие ассоциации у вас возникли ?
(праздник
радость
неожиданность и т.д.)
Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?
-Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.
(Cообщение темы урока.)
В словаре Ожегова слово красный означает : Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.
3.Работа с репродукцией.
(Репродукция - картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
Картина – произведение живописи в красках.
Пейзаж – вид какой-нибудь местности.)
-Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.
-Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.
-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?
( Тоскливое и страшное.
Как будто город пустой,людей.
Да и растительность чахлая: то ли приживется,то ли нет!
И окрашено все в какой-то один цвет.
Как-то безрадостно.)
-У всех такое мнение, или есть еще предположения.
-Иногда большие города называют "каменными джунглями".
-Про этот город можно так сказать?
-Как расположены дома?
(Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,а не сверху;
дома одинаковые, с одинаково темными окнами.
Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из них нет ни единого листочка.)
-А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.
-Возникают у вас новые впечатления?
-Картина ожила, стала более "человечной"?
-Или ощущения тоски и одиночества усилились?
(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства, движение воздуха в картине.Крошечная фигурка девочки в синем платье,смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов).
Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру.
Этот контраст показывает,что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Кто-то утром, не спеша,
(ходьба на месте)
Надувает красный шар,
(дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук-
(поднять руки вверх и хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
(поворот)
4.Работа с рассказом Драгунского.
-Откройте хрестоматию на стр.91.
-Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».
-Будем читать по цепочке.(чтение 1 части)
Беседа после прочтения первой части.
-Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?
(Дениска)
-Какие рассказы этого писателя вы помните?
-В них была девочка Аленка?
Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?
(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)
-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.
(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.
Кричит, как- будто случился пожар.)
-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?
(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)
-Какой прием использует писатель?
(Cравнение)
-Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.
(-Бежим , Дениска ! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!
И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)
-Тебе было смешно?
-Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?
(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)
Чтение второй части. Беседа по вопросам.
-Дениска относится к шарику, как к живому.- задумчиво сказал Миша.
-Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.
(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему ,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)
-Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?
(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)
-Вы сможете объяснить , почему у людей возникло ощущение праздника и радости?
(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые ,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…)
-Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?
(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)
-Какие слова и поступки Аленки говорят о том , что она еще маленькая?
(Хочешь поносить? И протянула мне ниточку.)
-О чем думает Денис по пути домой?
(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)
-А еще о чем?
(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)
-Почему ребята молчали всю дорогу?
(Каждый думал о своем.)
-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?
-Почему вы так думаете?
(Если бы у меня были деньги , я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)
-Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?
-Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.
5.Что же объединяет произведения художника и писателя?
(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))
-Произведения писателя и художника объединяет общая тема.
-А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.
В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости. Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…»
Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника. | В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым. |
6.Задание на дом.
Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
в 4 классе.
Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".
В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".
Учитель:Беспалова И .А.
Цель урока: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Задачи:
- Продолжаем учиться анализировать и сравнивать произведение живописи и литературы.
- Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
- Учить находить связь произведений литературы с произведениями живописи.
- Выработка умения использовать выборочное чтение.
- Объяснять приемы смешного.
- Формировать умение сравнивать живописное произведение и художественный текст с точки зрения выраженных в них мыслей,чувств и переживаний.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова (2 часть) , презентация.
Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.
Основные термины и понятия: репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема , основная мысль.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию материала.
-Посмотрите на воздушный красный шарик.Какие ассоциации у вас возникли ?
(праздник
радость
неожиданность и т.д.)
Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?
-Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.
(Cообщение темы урока.)
В словаре Ожегова слово красный означает : Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.
3.Работа с репродукцией.
(Репродукция - картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
Картина – произведение живописи в красках.
Пейзаж – вид какой-нибудь местности.)
-Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.
-Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.
-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?
( Тоскливое и страшное.
Как будто город пустой,людей.
Да и растительность чахлая: то ли приживется,то ли нет!
И окрашено все в какой-то один цвет.
Как-то безрадостно.)
-У всех такое мнение, или есть еще предположения.
-Иногда большие города называют "каменными джунглями".
-Про этот город можно так сказать?
-Как расположены дома?
(Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,а не сверху;
дома одинаковые, с одинаково темными окнами.
Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из них нет ни единого листочка.)
-А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.
-Возникают у вас новые впечатления?
-Картина ожила, стала более "человечной"?
-Или ощущения тоски и одиночества усилились?
(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства, движение воздуха в картине.Крошечная фигурка девочки в синем платье,смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов).
Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру.
Этот контраст показывает,что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Кто-то утром, не спеша,
(ходьба на месте)
Надувает красный шар,
(дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук-
(поднять руки вверх и хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
(поворот)
4.Работа с рассказом Драгунского.
-Откройте хрестоматию на стр.91.
-Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».
-Будем читать по цепочке.(чтение 1 части)
Беседа после прочтения первой части.
-Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?
(Дениска)
-Какие рассказы этого писателя вы помните?
-В них была девочка Аленка?
Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?
(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)
-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.
(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.
Кричит, как- будто случился пожар.)
-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?
(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)
-Какой прием использует писатель?
(Cравнение)
-Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.
(-Бежим , Дениска ! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!
И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)
-Тебе было смешно?
-Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?
(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)
Чтение второй части. Беседа по вопросам.
-Дениска относится к шарику, как к живому.- задумчиво сказал Миша.
-Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.
(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему ,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)
-Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?
(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)
-Вы сможете объяснить , почему у людей возникло ощущение праздника и радости?
(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые ,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…)
-Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?
(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)
-Какие слова и поступки Аленки говорят о том , что она еще маленькая?
(Хочешь поносить? И протянула мне ниточку.)
-О чем думает Денис по пути домой?
(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)
-А еще о чем?
(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)
-Почему ребята молчали всю дорогу?
(Каждый думал о своем.)
-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?
-Почему вы так думаете?
(Если бы у меня были деньги , я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)
-Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?
-Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.
5.Что же объединяет произведения художника и писателя?
(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))
-Произведения писателя и художника объединяет общая тема.
-А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.
В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости. Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…» Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника. | В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым. |
6.Задание на дом.
Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Урок литературного чтения Тема. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М.Шагала «Часы с синим крылом».
Презентация. Урок литературного чтения. Учебник Свиридовой....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...
Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....
Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".
Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...