Урок литературного чтения Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел". В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Беспалова Ирина Александровна

Урок по литературному чтению

 в 4 классе.

Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".

В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".

                                    Учитель:Беспалова И .А.

Цель урока: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Задачи:

  • Продолжаем учиться анализировать и сравнивать произведение живописи и литературы.
  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Учить находить связь произведений литературы с произведениями живописи.
  • Выработка умения использовать выборочное чтение.
  • Объяснять приемы смешного.
  • Формировать умение сравнивать живописное произведение и художественный текст с точки зрения выраженных в них мыслей,чувств и переживаний.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова (2 часть) , презентация.

Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.

Основные термины и понятия: репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема , основная мысль.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию материала.

-Посмотрите на воздушный красный  шарик.Какие ассоциации у вас возникли ?

(праздник

радость

неожиданность и т.д.)

Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?

-Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.

(Cообщение темы урока.)

В словаре Ожегова слово красный означает : Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.

3.Работа с репродукцией.

(Репродукция - картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.

Картина – произведение живописи в красках.

Пейзаж – вид какой-нибудь местности.)

-Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.

-Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.

-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?

( Тоскливое и страшное.

Как будто город пустой,людей.

Да и растительность чахлая: то ли приживется,то ли нет!

И окрашено все в какой-то один цвет.

Как-то безрадостно.)

-У всех такое мнение, или есть еще предположения.

-Иногда большие города называют "каменными джунглями".

-Про этот город можно так сказать?

-Как расположены дома?

(Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,а не сверху;

дома одинаковые, с одинаково темными окнами.

Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из них нет ни единого листочка.)

-А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.

-Возникают у вас новые впечатления?

-Картина ожила, стала более "человечной"?

-Или ощущения тоски и одиночества усилились?

(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства, движение воздуха в картине.Крошечная фигурка девочки в синем платье,смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов).

Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру.

Этот контраст показывает,что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.)

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Кто-то утром, не спеша,

(ходьба на месте)

Надувает красный шар,

(дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук-

(поднять руки вверх и хлопок)

Станет вдруг светло вокруг.

(поворот)

4.Работа с рассказом Драгунского.

-Откройте хрестоматию на стр.91.

-Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».

-Будем читать по цепочке.(чтение 1 части)

Беседа после прочтения первой части.

-Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?

(Дениска)

-Какие рассказы этого писателя вы помните?

-В них была девочка Аленка?

Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?

(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)

-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.

(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.

Кричит, как- будто случился пожар.)

-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?

(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)

-Какой прием использует писатель?

(Cравнение)

-Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.

(-Бежим , Дениска ! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)

-Тебе было смешно?

-Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?

(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)

Чтение второй части. Беседа по вопросам.

-Дениска относится к шарику,  как к живому.- задумчиво сказал Миша.

-Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.

(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему ,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)

-Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?

(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)

-Вы сможете объяснить , почему у людей возникло ощущение праздника и радости?

(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые ,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…)

-Испытывала ли Аленка те же чувства  в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?

(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)

-Какие слова и поступки Аленки говорят о том , что она еще маленькая?

(Хочешь поносить?  И протянула мне ниточку.)

-О чем думает Денис по пути домой?

(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)

-А еще о чем?

(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)

-Почему ребята молчали всю дорогу?

(Каждый думал о своем.)

-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?

-Почему вы так думаете?

(Если бы у меня были деньги , я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)

-Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?

-Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.

5.Что же объединяет произведения художника и писателя?

(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))

-Произведения писателя и художника объединяет общая тема.

-А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.

В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости.

Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…»

 

Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника.

В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым.

 

 

6.Задание на дом.

Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

 в 4 классе.

Тема:"Поход в "Музейный дом".Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел".

В.Ю.Драгунский "Красный шарик в синем небе".

                                    Учитель:Беспалова И .А.

Цель урока: учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Задачи:

  • Продолжаем учиться анализировать и сравнивать произведение живописи и литературы.
  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Учить находить связь произведений литературы с произведениями живописи.
  • Выработка умения использовать выборочное чтение.
  • Объяснять приемы смешного.
  • Формировать умение сравнивать живописное произведение и художественный текст с точки зрения выраженных в них мыслей,чувств и переживаний.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова (2 часть) , презентация.

Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.

Основные термины и понятия: репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема , основная мысль.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию материала.

-Посмотрите на воздушный красный  шарик.Какие ассоциации у вас возникли ?

(праздник

радость

неожиданность и т.д.)

Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?

-Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.

(Cообщение темы урока.)

В словаре Ожегова слово красный означает : Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.

3.Работа с репродукцией.

(Репродукция - картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.

Картина – произведение живописи в красках.

Пейзаж – вид какой-нибудь местности.)

-Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.

-Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.

-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?

( Тоскливое и страшное.

Как будто город пустой,людей.

Да и растительность чахлая: то ли приживется,то ли нет!

И окрашено все в какой-то один цвет.

Как-то безрадостно.)

-У всех такое мнение, или есть еще предположения.

-Иногда большие города называют "каменными джунглями".

-Про этот город можно так сказать?

-Как расположены дома?

(Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,а не сверху;

дома одинаковые, с одинаково темными окнами.

Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из них нет ни единого листочка.)

-А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.

-Возникают у вас новые впечатления?

-Картина ожила, стала более "человечной"?

-Или ощущения тоски и одиночества усилились?

(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства, движение воздуха в картине.Крошечная фигурка девочки в синем платье,смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов).

Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру.

Этот контраст показывает,что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.)

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Кто-то утром, не спеша,

(ходьба на месте)

Надувает красный шар,

(дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук-

(поднять руки вверх и хлопок)

Станет вдруг светло вокруг.

(поворот)

4.Работа с рассказом Драгунского.

-Откройте хрестоматию на стр.91.

-Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».

-Будем читать по цепочке.(чтение 1 части)

Беседа после прочтения первой части.

-Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?

(Дениска)

-Какие рассказы этого писателя вы помните?

-В них была девочка Аленка?

Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?

(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)

-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.

(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.

Кричит, как- будто случился пожар.)

-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?

(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)

-Какой прием использует писатель?

(Cравнение)

-Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.

(-Бежим , Дениска ! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)

-Тебе было смешно?

-Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?

(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)

Чтение второй части. Беседа по вопросам.

-Дениска относится к шарику,  как к живому.- задумчиво сказал Миша.

-Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.

(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему ,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)

-Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?

(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)

-Вы сможете объяснить , почему у людей возникло ощущение праздника и радости?

(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые ,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…)

-Испытывала ли Аленка те же чувства  в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?

(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)

-Какие слова и поступки Аленки говорят о том , что она еще маленькая?

(Хочешь поносить?  И протянула мне ниточку.)

-О чем думает Денис по пути домой?

(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)

-А еще о чем?

(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)

-Почему ребята молчали всю дорогу?

(Каждый думал о своем.)

-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?

-Почему вы так думаете?

(Если бы у меня были деньги , я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)

-Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?

-Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.

5.Что же объединяет произведения художника и писателя?

(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))

-Произведения писателя и художника объединяет общая тема.

-А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.

В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости.

Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…»

Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника.

В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым.

6.Задание на дом.

Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Урок литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.Васнецова "Иван Царевич на сером волке".

Урок и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван Царевич и Серый Волк"....

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...