Урок обучения грамоте по букварю Журовой
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение слов по основной структуре»
Цель: создание благоприятных условий для формирования фонематических понятий и умений, орфографической грамотности обучающихся.
Задачи:
• произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них;
• сравнивать слова по звуковой структуре;
• положительное отношение к школе;
• проявление особого интереса к новому школьному содержанию занятий;
• находить звук [ы] в словах; называть слова со звуками [р], [р`];
• моделировать звуковой состав слова;
• участвовать в учебном диалоге;
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: трудолюбие, дисциплина, взаимопомощь, справедливость, уважение к окружающим, ответственность; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, сознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
- формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
- развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе);
- формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса.
Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и односложных словах; развитие умения выполнять слого- звуковой анализ; развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения
Ход урока
I. Организационный момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится.
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы продолжим работу со звуками. Проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в занимательную «Живые звуки» и, как всегда, откроем для себя какую-то новую страницу знаний.
– Откройте учебник, определите, чем будем заниматься? (Дети пробуют установить этапы урока.)
III. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «сыр». Игра «Живые звуки».
– Сколько клеточек нарисовано на схеме? (три).
- Для чего эти клеточки? (Для звуков).
- Давайте « прочитаем» это слово целиком, соотнося его проговаривание с движением указки по схеме.
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
– Произнесите только первый звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.
– Произнесите только второй звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.
– Произнесите только третий звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
(У доски работают дети с фишками желтого цвета, обозначающими данные звуки).
– Прочитайте слово. (Сыр.)
– Злой волшебник заколдовал звуки [ы], [р]. Какой звук остался? Назовите. ([с])
2. Игра «Живые звуки».
-Какой 2й звук в слове СЫР? Какой 3й? Какой звук остался? А он какой по счёту? (Дети «играют» роль звуков).
- Ко мне подойдёт 2й звук в слове СЫР; 1й, 3й.
- Получилось ли слово? (нет)
- Почему? Что нужно сделать, чтобы схема слова СЫР получилась? (расставить звуки в нужном порядке)
3.Дифференцированная работа, поиск слов со звуком [ы]
– Назовите предметы, изображенные в учебнике на с. 20.
– В каких словах есть звук ы? (Дым, мышь.)
– Положите на эти картинки фишки, обозначающие звук [ы].
– Кто может привести свои примеры слов, в которых есть звук [ы]? (Примеры детей.)
4.Звуковой анализ слова «нос».
– Рассмотрите схему слова «нос». Что можете по ней рассказать?
– Назовите первый звук в слове «нос».
– Назовите второй звук.
– Назовите третий звук .
(Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос».)
– «Прочитайте» по схеме на доске первое слово, которое образовали «живые звуки». (Сыр.)
– «Прочитайте» второе слово. (Нос.)
– Что заметили? (Звук [с] был первым, стал последним.)
– Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами!
– Назовите теперь звуки последовательно. ([с], [о],[н].)
– Сделайте вывод. (Получилось новое слово, новый смысл.)
ΙV. Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р’].
– Назовите предметы, расположенные на первой строчке, интонационно выделяя первый звук. (Рррак, рррысь, ррракета.)
– Какой первый звук в этих словах? ([р].)
– У нас есть уже такой «живой звук».
(Встает ребенок с фишкой желтого цвета, который показывал звук [р]в слове «сыр».)
– Это слово может быть следующим? (нет.)
- Почему? (Звук [р] должен быть первым, а он был в слове «сыр» последний.)
– Назовите, какие слова могут продолжить первую строчу. (Радуга, рука, рыба, руль, рынок и др.)
– Назовите предметы, расположенные на второй строчке, интонационно выделяя первый звук.
– Какой первый звук в этих словах? (Звук [р’].)
– У нас есть такой «живой звук»? (Нет.)
- Кто желает выступить в роли звука [р’]?
– Какие слова будут дружить с этим звуком, то есть начинаться на звук [р’]? (Рельсы, рис, ребус, ремень и др.)
2. Классификация предметов (рыбы, насекомые).
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 21.
– Кто это? (Рыбы.)
– Кто может назвать, какие рыбы изображены? (Сом, щука, окунь.)
– Что вы о них знаете?
(Если учащиеся затрудняются, можно дать небольшую инфо:мацию)Окунь – очень прожорливая рыба, хищник. На спине острые плавники, которые защищают его от врагов – щук. Щука – движется с быстротой летящей стрелы. Водится в озерах, прудах, реках. Сом – крупная пресноводная рыба с усиками около рта.)
– Кто еще изображен на иллюстрации? (Насекомые.)
– Назовите их.
- Дополните ряд рыб и насекомых с помощью картинок , находящихся на доске. (картинки – карась, лещ, судак, комар, муха, паук.)
– Каких насекомых можно увидеть на лесной полянке? (Бабочки, кузнечики, стрекозы.
– Рыбы и насекомые – это представители животного мира, который очень разнообразен.
– Какие группы животных вы можете назвать? (Звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.)
– Что нужно животным для жизни?
– Какую пользу приносят животные?
VΙ. Итог урока. Рефлексия.
– Какие «живые звуки» с нами играли сегодня? (Дети называют, игроки выходят к доске: [с], [ы], [р], [р’], [о], [н].)
– Какие слова могут образовать эти звуки? («Живые звуки» строятся – дети читают: сыр, нос.)
– Какой звук остался? (Звук [р’] .)
– Звук [р’] подумал и решил уехать на море. Объясните, почему именно на море?
– «Прочитайте» слово море, интонационно выделяя звук [р’].
- Перед вами лежат рыбки и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте рыбку в соответствии с вашим настроением: зелёный (Я доволен своей работой на уроке), жёлтый (У меня сегодня не всё получилось), красный (Я ничего не понял).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"
Урок "Праздник Букваря" раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы, использованные на уроке, соответ...
Урок обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г"
Конспект урока обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой. Тема: "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно). Игра для интерактивной доски "Гласные - согласные"....
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...
Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе УМК «Планета знаний»
Технологическая карта урока. Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе УМК «Планета знаний»...
Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»), проведённого в 1-А классе
Технологическая карта урока "Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»),проведённого в 1-А классе"...
урок обучения грамоте по букварю Андриановой
конспект урока "Буквы ж-ш" и презентация...
Урок обучения грамоте по букварю Репкина тема "Слова-признаки отвечающие на вопросы какой?какая?какое? какие?"
Урок решения частной задачи по теме "Слова -признаки,отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?...