ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ- УЧИСЬ ЧИТАТЬ» ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Действующая программа по внеурочному занятию позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе ,и совершенствовать свою речь.
Знание литературы создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ-
УЧИСЬ ЧИТАТЬ»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА
Учитель начальных классов:
Сайко Светлана Андреевна
Пояснительная записка.
Организация внеурочной деятельности первоклассников основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с первоклассниками .Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли внеклассной работы по литературному чтению.
В отборе материала для занятий кружка учитель должен ориентироваться на связи с учебным материалом по чтению. Учитывая необходимость осуществления преемственности между классами. Необходимо, чтобы родители стали активными членами кружка и помощниками своим детям.
Прежде всего, нам необходимо привить ребенку любовь к книгам. Это очень важный, даже самый важный фактор. Более того, этот принцип любви к книгам будет играть важную роль в обучении и развитии. Книги являются залогом развития воображения, ведь в реальной жизни у ребенка нет никаких занятий, кроме просмотра телевизора, различных игр и игрушек. Они никоим образом не смогут развить воображение. Что же может "спасти" ребенка? Конечно же, любовь к книгам и ко всему, что связано с книгами и художественной литературой. Эта любовь станет залогом успеха детей, не только на протяжении их детства, их школьного возраста, но и во взрослой жизни.
Очень важно научить наших детей самостоятельности, самостоятельности в обучении, а эта задача не может быть выполнена, если ребенок не умеет читать.
Дети, которые уже хорошо читают, с первых дней в школе показывают отличные результаты. Если они продолжают активно черпать информацию из книг, то выдерживают любые экзамены и в старших классах.
Но успехи в учебе, разумеется, не единственная причина развивать навыки чтения. Ребенок, которому сам этот процесс приносит искреннее удовольствие, всегда найдет, чем заняться в свободное время. И это будет помогать ему в достижении желаемых высот... Прививание любви к книгам и чтению, должно быть семейным делом и даже обязанностью до тех пор, пока он не закончит школу. К этому времени пригодится все, чему вы научили своего ребенка. Эти навыки помогут преодолеть ему все будущие трудности. Любовь к книгам - это просто огромный шаг вперед!
Действующая программа по кружку позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе ,и совершенствовать свою речь.
Знание литературы создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания , направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности литературного чтения как учебного предмета будут реализованы в большой мере, если усилить работу по воспитанию у первоклассников этических норм речевого поведения. Для этого могут быть использованы на занятиях кружка различные ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Программой кружка также предусмотрены специальные занятия на тему «Добрые слова».
С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставления внешне сходных, но различных по сути языковых явлений ,а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению(синонимов).
Направление: духовно-эстетическое.
Виды деятельности: 1.аудирование;2.чтение вслух; 3.чтение про себя; 4.говорение (культура речевого высказывания и речевого общения), сотрудничество с филиалом детской библиотеки №19.
Формы деятельности: 1.коллективная; 2индивидуальная; 3. групповая.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет
в 1-ом классе 33 недели (1 ч. в неделю )
Для реализации тематического плана используются следующие учебно- методические пособия:
Дорохов А. Это стоит запомнить .-М.,2000
Козловский Я. Весёлые приключения не только для развлечения.-М.,2009
Маршак С. Про все на свете .-М.!979г
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературному чтению-М.,1999г.
Успенский Л. По дорогам и тропам языка.-М.,2008г.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по литературному чтению.-М.,2009г.
Шанский Н.М.-М.,2009г. В мире слов.
Цель курса: формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения.
Задачи:
-воспитание любви к чтению;
-развитие интереса к чтению как учебному предмету;
-расширение и углубление программного материала;
-пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
-совершенствование общего литературного развития первоклассников.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
- Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
- Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
- Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
ученик научится:
- Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, основных элементов книги, культуры чтения.
- Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
- Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
- Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
- Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
- Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
1. Повышение читательской самооценки.
2. Совершенствование приемов анализа художественных текстов.
3. Использовать справочные источники для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Дата | Тема | Наглядность | Работа с родителями |
1 четверть. | ||||
1 | Вводное занятие. «Хорошее время читать». | «Букварь». Список литературы. | Просвещение родителей о занятиях «Успешное чтение». | |
2 | «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг В. Бианки. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
3 | Викторина по рассказам В. Бианки. | Иллюстрации к произведению, вопросы, презентация. | Подготовить вопросы по прочитанному произведению. | |
4 | Рассказы Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг Н. Носова. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
5 | Конкурс рисунков «Любимый герой». | Оформление читательского уголка. | Нарисуйте свои впечатления об этой книге. | |
6 | Любимый рассказ Н.Носова. | Карта текста. | ||
7 | « Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг – произведений про Незнайку. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
8 | «Сказки» Ганса –Христиана Андерсена. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг Г.-Х. Андерсена. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
9 | Игра «Узнай героя» по сказкам Г.-Х. Андерсена. | Описание героев, загадки, ребусы. | Придумывание загадок по теме «Сказки» Ганса –Христиана Андерсена. | |
10 | Конкурс рисунков «В сказочном царстве» по сказкам Г.-Х. Андерсена. | Оформление стенда с детскими рисунками. | Совместная работа с учащимися. | |
11 | « Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг А. Милна. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
12 | Сказки А.С. Пушкина | Презентация книг Пушкина | Чтение произведений | |
13 | Сказки А.С. Пушкина | Оформление читательскогодневника | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
14 | Любимая сказка А.С. Пушкина | презентация | Пересказ | |
15 | Рассказы Виктора Драгунского. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг В. Драгунского. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
16 | Реклама рассказов В. Драгунского. | Вопросы по прочитанным произведениям. | Придумать аргументы, чтобы заинтересовать других детей. | |
17 | Конкурс рисунков «Обложка для книги» к рассказам В. Драгунского. | Оформление стенда с детскими рисунками. | Оформление работы учащихся. | |
18 | « Волшебные сказки» Шарля Перро. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг Ш. Перро. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
19 | Игра «Звездный час» по сказкам Ш. Перро. | Вопросы, задания. | Составление вопросов с учащимися. | |
20 | Конкурс рисунков «Я работаю волшебником » по сказкам Ш. Перро. | Иллюстрации художников. | Оформление работы учащихся. | |
21 | «Приключения Буратино» Алексея Толстого. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг А. Толстого. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
22 | Конкурс рисунков «Составь коллаж» по произведению А. Толстого «Приключения Буратино». | Оформление стенда с детскими работами. | Совместная работа с детьми. | |
23 | «Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг В.Успенского. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
24 | Игра по сказке В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». | Карточки с заданиями 7 цветов радуги. | Составление письма понравившегося героя. | |
25 | Составление кластера (зашифрованных рисунков) по произведению В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». | Представление работ учащихся. | Оформление работы учащихся. | |
26 | Творчество П.П. Бажова. «Серебряное копытце» | Выход в библиотеку | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
27 | Конкурс рисунков по произведению Серебряное копытце. | Оформление стенда с детскими рисунками. | ||
28 | Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. | Выставка книг Е. Шварца. | Чтение произведения с детьми. Словарная работа. | |
29 | Итоговое занятие. Супер-игра «Как хорошо уметь читать». | Список литературы для 2 класса. | Праздник для родителей, учеников, учителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров, правильно питайся»
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы,обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» (спортивно-оздоровительное направление) в 1 классе
Курс «Берегись бед, пока их нет» реализует спортивно-оздоровительное направление программы по внеурочной деятельности. Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя? В п...
Программа внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоровым"
Комплексная программавнеурочной деятельностиспортивно-оздоровительного направлениядля младших школьников 6(7) – 10(11) летПрограмма реализуется в течении 4-х лет ...
Применение дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…»
В статье говорится о возможностях и преимуществах использования дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть зд...
Применение дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…»
В статье говорится о возможностях и преимуществах использования дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть зд...