Урок по литературному чтению во 2-м классе (1–4) по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Практическая значимость работы.
Урок разработан в свете требований новых ФГОС И ФГТ. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению во 2-м классе (1–4) . Урок по теме: Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"
Практическая значимость работы.
Урок разработан в свете требований новых ФГОС И ФГТ. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения во 2 классе.
ФИО (полностью): Образцова Людмила Николаевна
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Балаково Саратовской области, ул. Трнавская,16А тел. 8(8453)33-44-14, 33-47-14
email: sh16balakovo@bk.ru
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: «Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"
Порядковый номер: 96
Базовый учебник: Чуракова Н. А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.
Цель урока: Познакомить учеников с понятиями «новости», «свежие» и не очень «свежие» новости, источники «новостей», выяснить, что такое «периодика».
Создавать условия для знакомства детей со стихотворением “ А что у вас?”.
Работать над формированием навыка анализа стихотворного текста и выразительного чтения;
Воспитывать уважение к труду, к людям разных профессий.
Тип урока: Открытия нового знания.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; делить текст на части; получат возможность научиться: определять особенности произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать эпизоды из произведения.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.;
карточки для индивидуальной и коллективной работы; презентация о жизни поэта; картинки: «Гномики», главные герои учебника: Учёный Кот, Маша, Миша, Михаил Потапович; детские журналы; карточки для игры «Жюри»; разноцветные квадраты для оценивания групповой работы, для этапа «Рефлексия»; разрезанные полоски со словами для группового задания «Соедини профессию с действием»; Толковый словарь; 2 музыкальный фильм о мамах; интерактивная доска, компьютер, проектор.
Структура урока:
1.Вхождение в урок. Эмоциональный настрой – 2мин.
а) Беседа.
- Ребята, подумайте! Много ли тайн вокруг нас? Легко ли их открывать? Считаете ли вы это интересным занятием?
- Послушайте, что расскажет об этом Софья Гончарова. Она выполнила опережающее задание – выучила вот такие строки.
Окружают нас тайны,
Их трудно открыть.
И ответ нам не просто даётся.
Рассуждать, и читать,
И ответы искать
Нам сегодня с тобою придётся.
Садитесь поудобнее, (Учитель)
Чувствуйте себя комфортно!
Будьте внимательными, доброжелательными
И, конечно же, трудолюбивыми.
б) Мимическая гимнастика
- Свой урок начнем с разминки артикуляционного аппарата.
- Посмотрите на картинку «Гномики» (СЛАЙД 1)
- Определите, какое у каждого гномика эмоциональное состояние, обратите внимание на выражение лица.
- Радостное. Губы растянуть в улыбку и глаза слегка прищурить.
- Сердитое. Нахмурить брови, губы сжать, щёки надуть
- Удивлённое. Поднять брови и верхние веки, рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, как бы для восклицания.
- Печальное. Брови слегка свести к переносице, углы бровей слегка опустить, губы сжать, уголки губ опустить.
- Равнодушное. Брови слегка приподнять, глаза полуприкрыть или опустить, губы поджать (с одной или с двух сторон).
- Грустное. Поднять брови домиком, глаза и губы опустить.
- Хулиганистое. Поднять брови домиком, оттопырить уши и показать язык.
- Давайте попробуем изобразить каждого при помощи мимической гимнастики.
(Детям предлагается выразить мимикой и жестом эти эмоциональные состояния. Предварительный показ)
Вывод. - Молодцы! Теперь вы готовы работать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 8 мин.
а) Чтение скороговорки и работа над интонацией
- Прочитайте скороговорку на доске (1 человек). ПЛАКАТ
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
- О ком говорится в скороговорке? Какие слова подсказали?
- С какими прилагательными вы можете связать слово «дочка»?
- Подберите ассоциации – маленькая, шаловливая, игривая, любимая, родная, милая, единственная и др.
- Прочитайте эти слова с разной интонацией: 1р. - радостно, быстро; 2р. – медленно, играя с пальчиками; 3р. – тихо, выделяя звук «р».
б) Проверка домашнего задания
- Вспомните домашнее задание. (Выучить наизусть стихотворения Р.Сефа «Совет», «Кривляка»)
- Кому они посвящены? Детям – непослушным озорникам, маленьким кривлякам, которые везде суют свой нос, шалят, ссорятся, живут своей жизнью.
- В каком детском журнале были напечатаны эти произведения? (В детском журнале «Мурзилка»)
Работа в группе. Игра «Жюри» (группа – 3 человека, один - ответственный) ЦИФРЫ 5,4,3
6 человек выходят к доске и читают стихи, группа «Жюри» советуется, оценивает выступление, показывает карточку с оценкой.
(Учитель подводит итоги)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Умеете выразительно читать наизусть, слушать и анализировать.
Задание на местах КАРТОЧКИ СИНЕГО И ЖЕЛТОГО ЦВЕТА
- Вставьте пропущенные слова в текст: девочки и мальчики
Поссорились чашка и … , Я – зеркалу …,
Сейчас они … . Мне – зеркало …
Скоро в кухне на … Вот это загадка!
Будут лежать … . Вот это …!
И ты не ссорься … - Вот это задача!
Это очень… . Решите, … ,
(блюдце, осколки, Кто Главный Кривляка:
разобьются, полке Оно или …?
напрасно, опасно) (нос, вопрос, друзья, я)
- Зачитайте, что у вас получилось.
- Как называются такие слова? (Рифмы - созвучные хвосты слов)
Вывод. Молодцы, можем двигаться дальше.
3.Постановка учебной задачи - 3мин.
а) Вводная беседа
- Прочитайте в учебнике на с.78 название темы, над которой мы продолжаем работать («Детские журналы»). Прочитайте фамилию автора и название стихотворения, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке. (С. Михалков «А что у вас?»). (Это стихотворение было написано очень давно, более 83 лет назад. Оно тоже печаталось в журнале «Мурзилка». Ваши мамы, папы, дедушки и бабушки знают его наизусть.
- Чтобы назвать цель нашего урока, прочитайте интригу на с.78.
(- Познакомимся с новым стихотворением. Повторим, что такое периодика, детские журналы, ответим на вопрос, который задает автор, читать и сравнивать.
- Кроме того сегодня мы узнаем, какие новости называют «свежими и не очень свежими», какие «важными и не очень важными». Научимся формировать свою точку зрения и отстаивать её.
- А помогать нам сегодня будут главные герои учебника: Учёный Кот, Маша, Миша, Михаил Потапович. КАРТИНКИ
- Итак, мы отправимся в Библиотеку Волшебного Леса. Вспомним некоторые литературные понятия.
- Объясните, что такое журнал? (Небольшая книжка, в которой печатают рассказы, сказки, считалки разных авторов и др.)
Более точное понятие мы найдем в Толковом словаре С. Ожегова и узнаем значение этого слова. Прочитайте, как об этом говорится в словаре.
1. Журнал – Периодическое издание в виде книжки, содержащий статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания.
2.Книга или тетрадь для периодической записи наблюдений, событий, решений, операций.
- Почему детские журналы называют детской периодикой? (Вместе с Михаилом Потаповичем)
- Прочитайте объяснение на стр.83 «по цепочке» (1 ряд).
Вывод. Молодцы.
4. Построение проекта выхода из затруднений. Поиск решения ОНЗ - 10 мин.
а) Презентация «Сергей Владимирович Михалков»
- Сергей Владимирович Михалков (1913г. – 2003г.) (СЛАЙД 2)
- К сожалению, его уже нет в живых.
- Литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, автор
- текста двух гимнов Советского Союза и Российской Федерации (СЛАЙД 3)
- За долгую творческую жизнь он написал ряд стихотворений, на которых выросло не одно поколение детей, создавал басни, сценарии к фильмам и мультфильмам, был главным редактором журнала «Мурзилка» (СЛАЙД 4)
- Его книги любят и чтут как взрослые, так и дети (СЛАЙД 5)
- За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Поэт был награждён множеством орденов и медалей за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы (СЛАЙД 6)
б) Работа над стихотворением.
- Давайте послушаем новое стихотворение Сергея Владимировича Михалкова “А что у вас?”. В нашем учебнике помещён только отрывок. Группа ребят выполнила опережающее задание – подготовили чтение «по ролям» (9 человек).
- Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула и слушайте.
- Это разговор ребятишек тридцатых годов прошлого века. Тогда газ и водопровод в квартире были редкостью.
Словарная работа и введение в активный словарь.
- Как всегда, у нас в гостях Царь – Словарь.
– В стихотворении вам встретились незнакомые слова, посмотрите на доску и давайте вместе разберем их:
Улица Неглинная находится в центре Москвы (СЛАЙД 7)
Произнесите с ударением.
- Найдите объяснение в «Толковом словаре», книга 2 (СЛАЙД 8)
Бульва́р — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы (обычно посреди). (Вместе с Учёным Котом)
в) Чтение «по цепочке»
- Кому понравилось стихотворение, улыбнитесь.
- Как вы думаете, в каком городе живут ребята? (В Москве).
- Какие слова говорят об этом? (Красная площадь есть только в Москве) (СЛАЙД 9)
- На какой главный вопрос стараются ответить ребята? («А что у вас?») – это главная мысль стихотворения.
г) Выборочное чтение
- А сейчас я проверю ваше внимание.
– Об одинаковом или о разном шел разговор между ребятами? (о разном)
- В какое время суток происходит разговор? (вечером). Зачитайте.
- Вы знаете, как называется то, чем ребята делятся друг с другом?
(Нет)
- Об этом мы узнаем на страницах нашего учебника (с.80) – читает 2 ряд.
НОВОСТИ |
- Учёный КОТ вывешивает на доску табличку.
- Ребята сообщают о себе то, что другим ещё неизвестно. Какие новости дети сообщают друг другу? Прочитайте.
- Найдите слова малышей, у которых в речи есть ошибки, вызывающие улыбку. Исправьте их.
- Какие новости вам кажутся важными, а какие – не очень важными? Прокомментируйте их.
(Важные: мама отправляется в полёт, кошка родила котят, у кого – то гость, у кого – то газ и водопровод, и не очень важные: в кармане гвоздь, из окна видна улица, купили шар, привезли дрова)
- Какие новости, рассказанные ребятами, вам кажутся «свежими» и не очень «свежими»?
(«Свежие»: кому – то купили шар, привезли дрова, кошка родила котят – эти новости произошли недавно, не очень «свежие»: у кого – то газ и водопровод, из окна видна Красная площадь – эти новости давно известны)
Вывод. Мы узнали о том, что новости бывают «свежими» и не очень «свежими», важными и не очень важными.
Вывод. Вы хорошо умеете ориентироваться в тексте.
5. Этап первичного закрепления во внешней речи - 3мин.
- Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением, сосчитайте
сколько в нём строф? (6)
- Как отделяется одна от другой? (Белой полосой - промежутком)
- Кто ещё, кроме ребят, сидит во дворе? Прочитайте. (Галка, кот)
- Объясните смысл слов: “делать было нечего ”
- Что сообщает Боря? А другие дети? Прочитайте.
- Какие московские названия вам запомнились? (Красная площадь, улица Неглинная)
6.Динамическая пауза – 2 мин. «Песенка о дружбе».
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 8 мин.
а) Работа в «парах» «Домики»
Работа над иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрации на стр.78 - 79
– Подберите строфы из стихотворения, которые относятся к первой и второй иллюстрациям. (1 – 2 строфы; 3 – 4 - 5 – 6 строфы)
- Прочитайте соседу по парте 1 и 2 строфы, а 4 следующие пусть прочитает тебе сосед.
- Что бы ты сказал соседу? 2 - 3 чел.
Работа в «парах» у доски + «Контролёры»
- Выпиши мужские имена, которые встретились в стихотворении? (Толя, Боря, Коля) – 1 группа
- Вспомните правила по русскому языку. С какой буквы пишут имена? ( С заглавной)
- А как будут звать ребят, когда они вырастут? (Анатолий, Борис, Николай)
- Женщины какой профессии упоминаются в стихотворении? (Пилот, лётчик) – 2 группа
- Соедини профессию с действием.
Пилот водит самолёты
Учительница учит детей
Доктор лечит детей
Повар кормит детей
8. Включение нового знания в систему знаний и повторения - 5 мин.
а) Работа над выразительным чтением. Чтение “цепочкой учитель - ученик”.
- Попробуем прочитать выразительно вслух.
(Выделение голосом основных слов. Паузы при чтении.Интонации)
Учитель: Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?
(1 2 строфы - размеренно, тихо. 3 – 6 - радостно, весело, задорно.)
Дети: (Читают, стараясь передать настроение)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - 4 мин.
1) Итог урока.
- Ребята, хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством этого писателя? (Вам ещё предстоит встретиться с произведениями автора, и не только в начальной школе)
2) Рефлексия «Гномики». А сейчас оценим свою работу. Поднимите красный те, кто считает, что сегодня на уроке работал активно, всё понял, желтый , кто считает, что может работать гораздо лучше, у кого остались вопросы, синий ,
кому было сегодня трудно, не все удалось.
- Покажите настроение, с которым заканчиваем урок?
3) Инструкция по выполнению домашнего задания
Запишите задание на дом:
Читать выразительно.
Выучить наизусть по желанию стихотворение со страниц
У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-58838-1362423007.jpg)
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». К уроку есть презентация....
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-40812-1350151312.jpg)
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"
Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126462-1350483822.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Презентация к уроку литературного чтения во 2-м классе (1–4) по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"
Материал включает в себя презентацию к уроку литературного чтения во 2 -м классе по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)
Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823685-1475348245.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...