Методическая разработка «Тест-викторина по русским народным сказкам»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Сорокина Ольга Филипповна

   В связи с проведением в школе единого государственного экзамена необходимо знакомить обучающихся с системой тестирования уже в начальной школе. В условиях группы продлённого дня эти навыки дети могут получить во время игр, конкурсов и викторин, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по литературному чтению

с использованием игровых и коммуникативных технологий

Тема: «Тест-викторина по русским народным сказкам»

2 класс

Цели занятия:

- расширять знания учащихся о сказках;

- учить детей работать с тестами;

- развивать речь учащихся, читательский интерес, память;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Обучающие задачи

  1. Образовательные:

- учить детей работать самостоятельно, с инициативой;

- дать детям понятие о том, что такое тест;

- научить детей понимать содержание теста, т.е. концентрировать  

  внимание;

- развивать умение распределять время ответа на тест;

- актуализировать в памяти необходимую и достаточную информацию.

     2. Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, любознательность, внимательность;

- создавать «ситуацию успеха» для всех детей на каждом занятии;

- организовывать коллективную творческую деятельность детей на  

  основе сотрудничества и поддержки;

- прививать любовь к литературному народному творчеству.

     3. Развивающие:

- развивать умение выражать свою мысль;

- развивать умение выбирать правильный ответ из нескольких

  предложенных;

- развивать нестандартное, абстрактное мышление;

- развивать объяснительную и доказательную речь;

- научить использовать приобретённые знания и умения в

  практической деятельности.

Планируемые результаты

     Личностные умения:

  1. проявлять интерес к изучению темы;
  2. осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

     Предметные умения:

          1. отличать признаки рассказа и сказки;

          2. подбирать правильные ответы.

     Метапредметные умения:

     Познавательные:

  1. принимать учебную задачу занятия;
  2. находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  3. использовать приобретённые знания в практической деятельности.

     Регулятивные:

  1. положительно относиться к занятиям;
  2. выполнять учебное задание в соответствии с планом;
  3. оценивать результат своей работы.

     Коммуникативные:

  1. уметь слушать и вступать в диалог;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Организация рабочего пространства

     Информационный материал:

  1. книги с русскими народными сказками;
  2. книги с авторскими сказками.

     Демонстрационный материал:

  1. электронная презентация «Тест-викторина по русским народным сказкам».

     Раздаточный материал:

  1. карточки с иллюстрациями к русским народным сказкам;
  2. фишки.

Формы работы:

          - фронтальная;

          - индивидуальная.

Предварительная работа:

  1. чтение русских народных сказок;
  2. просмотр мультипликационных фильмов по русским народным сказкам;
  3. рисование иллюстраций по русским народным сказкам;
  4. лепка из пластилина героев русских народных сказок.

Технологии: коммуникативные, игровые, самовыражения.

Оснащение урока:

- мультимедийное оборудование;

- выставка книг с русскими народными и авторскими сказками;

- иллюстрации к русским народным сказкам;

- фишки для проведения конкурсов.

I. Организационный момент

        Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация

   В связи с проведением в школе единого государственного экзамена необходимо знакомить обучающихся с системой тестирования уже в начальной школе.

   В условиях группы продлённого дня эти навыки дети могут получить во время игр, конкурсов и викторин, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

        Воспитатель: Сегодня мы поговорим о сказках. Я знаю, что вы любите игры, песни, танцы, загадки. Но нет ничего интереснее наших волшебных сказок.

- А почему они волшебные?

- А потому, что в них животные умеют разговаривать, предметы самостоятельноперемещаются, есть несуществующие герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный), происходят чудеса (лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козлёночка, вёдра сами ходят).

- Сказки бывают народные, а бывают авторские. Народные сказки называются так потому, что их придумал народ. Это такие сказки, как «Баба Яга», «Василиса Прекрасная», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Мальчик-с-пальчик,  «По щучьему велению», «Репка», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка».

     Авторские сказки придумал и записал какой-то определённый человек – автор. Например, вы все знаете сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке». Это сказки А.С.Пушкина. Или «Мойдодыр» - это сказка К.И.Чуковского.

-А мы сегодня собрались, чтобы провести тест-викторину по русским народным сказкам между двумя командами.

- Каждая команда будет получать свои задания. Если команда не справится с заданием, то право ответа переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

Ход тест-викторины:

  1. выбор капитанов команд;
  2. выбор названия команд (связан. со сказками);
  3. выбор жюри.

      Капитан подходит к столу и выбирает карточку с тест-вопросом. На обсуждение команде даётся одна минута. За правильный ответ присуждается 2 балла. Если даётся неправильный ответ, то право ответа передаётся команде соперников и в случае правильного ответа ей присуждается 1 балл. Команды имеют право выбрать по шесть карточек.

Слайд №4 – Карточка №1

Жениться на царевне в сказке «Сивка-бурка» Ивану помогает:

  1. Савка-бурка.
  2. Несравненная красота Ивана.
  3. Совет отца.

Слайд №5 – Карточка №2

Чего не просил в сказке «Царевна-лягушка» царь сделать своих невесток, чтобы узнать, какая из них лучше?

  1. Сшить по рубашке.
  2. Испечь белый хлеб.
  3. Плясать на пиру.

Слайд №6 – Карточка №3

В сказке «Царевна-лягушка» для того, чтобы женить своих сыновей, царь отправил их:

  1. Скакать на все четыре стороны.
  2. Выйти в чистое поле, взять по стреле и стрелять, куда стрелы укажут.
  3. Достать жар-птицу.

Слайд №7 – Карточка №4

В сказке «Иван-царевич и серый волк» Ивана-царевича не просили достать:

  1. Жар-птицу.
  2. Коня златогривого.
  3. Молодильные яблоки.

Слайд «8 – Карточка №5

Что принёс Иван-царевич царю после бессонной ночи, проведённой у яблони с золотыми яблоками в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

  1. Перо Жар-птицы.
  2. Конька-Горбунка.
  3. Серого волка.

Слайд №9 – Карточка №6

Кто помог Ивану-царевичу в поисках Жар-птицы?

  1. Волшебный конь.
  2. Конёк-Горбунок.
  3. Серый волк.

Слайд №10 – Карточка №7

«Летучий корабль» - это:

  1. Арабская сказка.
  2. Сказка братьев Гримм.
  3. Русская народная сказка.

Слайд №11 – Карточка №8

Золотая яблоня росла в саду:

  1. Царя Берендея из сказки «Иван царевич».
  2. У чудища из сказки «Аленький цветочек».
  3. Рядом с избушкой Бабы Яги.

Слайд №12 – Карточка №9

Кто похитил Елену Прекрасную в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

  1. Иван-царевич.
  2. Серый волк.
  3. Царь Берендей.

Слайд №13 – Карточка №10

За кого вышла замуж Алёнушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

  1. За купца.
  2. За царя.
  3. За крестьянина.

       Слайд №14 – Карточка №11

В кого не превращается серый волк в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

  1. В Елену Прекрасную.
  2. В коня Златогривого.
  3. В Ивана-царевича.

 Слайд №15 – Карточка №12

Что сделала ведьма с Алёнушкой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

  1. Заколдовала.
  2. Бросила её в реку.
  3. Привязала к дереву.

Слайд №16 – Карточка №13

С помощью чего серый волк оживил убитого братьями Ивана-царевича в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

  1. Золотых яблок.
  2. Живой и мёртвой воды.
  3. Жар-птицы.

Слайд №17 – Карточка №14

«Стань передо мной, как конь перед травой» - так должен был крикнуть в чистом поле:

  1. Руслан в поэме «Руслан и Людмила».
  2. Иван в сказке «Конёк-Горбунок.
  3. Иван-дурак в сказке «Сивка-бурка».

Слайд №18 – Карточка №15

Какое желание Емели выполнила щука, чтобы он отпустил её домой?

  1. Чтобы вёдра сами пошли домой.
  2. Чтобы Емеля разбогател.
  3. Чтобы Емеля стал царём.

Слайд №19 – Карточка №16

На чём Емеля поехал к царю?

  1. На лошади.
  2. На санях.
  3. На печке.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...