I. Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке) Продолжительность: 2 мин. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
| Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Повернитесь поскорей Поприветствуем гостей: Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Уж команду дал звонок: Начинаем наш урок! - Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно - Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
- Буду внимателен и активен.
- У меня все получится
- Если мне будет трудно, попрошу помочь
- Я не один, мы все - дружная команда.
| Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
Проговаривают вполголоса | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Речевая разминка Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания;
Продолжительность: 5 мин. | Проводит дыхательную гимнастику с детьми
Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением
Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе
Работает над выразительным чтением | - Дыхательная гимнастика (одуванчик)
- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики. - А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков 2) Речевая разминка Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. (слайд 2 ) - Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением. -Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро). - Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова) - Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки. | Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.
Читают скороговорку в разном темпе
Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова
Самооценка | Личностные: проявление интереса к выполнению задания Регулятивные: умение оценивать выполнения действия. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности |
- Актуализация опорных знаний
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Продолжительность: 5 мин
| Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность.
| - Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья). - Какое произведение читали дома? Кто автор? - А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске. -У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета. | Слушают и отвечают на вопросы учителя
Выполняют тест самостоятельно
Проверяют правильность выполнения задания
Самооценка
| Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
- Формулирование темы и целей урока
Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель
Продолжительность: 4 мин.
| Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.
| - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением. –А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки. - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете! ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ (правильный ответ вывесить на доске) - Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных») - Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных". - Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока. - Познакомиться с автором и его произведением
- Дать характеристику главным героям произведения
- Определить главную мысль рассказа
Совершенствовать читательские навыки | Слушают и выполняют задания учителя
Называют тему урока
Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
|
- Первичное усвоение новых знаний
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Продолжительность: 10 мин. | Знакомит детей с автором
Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся
Выслушивает предположения детей
Читает текст
Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися. Задает вопросы по содержанию | - Знакомство с Ю.И.Ермолаевым
- Словарная работа
- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите? Словарно-лексическая работа. Вдогонку - вслед за убегающим, водящим. Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Река Конго- название реки в Африке. Долина реки — это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими. Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах. Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку. - Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)
- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении. - Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? Проверка первичного восприятия текста: - Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях? - Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении? - Почему Оля съела два пирожных? - Чем не понравилось Оле поведение Наташи? - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? | Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя
Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь
Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения Внимательно слушают учителя
Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному | Личностные: Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы Регулятивные: умение прогнозировать Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
- Закрепление знаний и способов действий
Цель: организация деятельности с применением новых знаний.
Продолжительность: 12 мин. | Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами
Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками
Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей
Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа
Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания
Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.
| 1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов -Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами Пу-те-ше-стви-е - путешествие Крен-дель-ки – крендельки Рас-сме-я-лась –рассмеялась По-хва-ста-лась –похвасталась Пи-рож-но-е- пирожное 2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке) Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню) - Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду) - Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу) - О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке) - А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой) - Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось) - Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки) - Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами) Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку) - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей) - Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.) - Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет) - Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии) - Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев) - Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго) - Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню) - Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут) - Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина) Чтение 3 части. - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась) - Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных) - Сколько пирожных съела Оля? (два) - Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу) - Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась) - Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама) - Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться) - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? - Можно ли сказать, что они поступили справедливо? -Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях). -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим). 3. Характеристика героев Работа в группах - У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске) 4. Осмысление содержания прочитанного Работа в парах - Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп. 1-белая – шляпа информации -Как называется произведение? -Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама? 2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев) - Необходимо продолжить предложение. Плохо……что старшая дочь не помогла. Плохо…. что Наташе не досталось пирожное. 3-жёлтая –шляпа оптимиста Здорово что… (Оля помогла маме. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.) 4-красная-шляпа эмоций Что вы чувствуете к герою 5-зелёная-шляпа идей -Сейчас я не….., а Наташа. -Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи? 6-синяя-шляпа Дайте совет герою или читателю - Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. |
Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами
Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного
Высказывают свою точку зрения
Работают в группах
Работают в парах
| Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли
|
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности
Продолжительность: 5 мин.
| Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деят- ности | - Давайте подведём итог. - Как называется произведение, которое мы сегодня читали? - В каком большом разделе находится это произведение? - Чем вам понравилось это произведение? - А кто автор этого произведения? - А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве? - Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена. - Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные. - Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке. - Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям. -У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу. Желтый - я усвоил материал урока, у меня всё получилось Розовый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы Фиолетовый - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|